Взгляды первых мусульман на атрибуты (качества) Всевышнего Аллаха опираются на три важнейших принципа. Тот, кто придерживается этих принципов, понимает данный вопрос правильно и разделяет убеждения пророка, мир ему и благословение Аллаха, его сподвижников и наших праведных предшественников. А кто не признаёт хотя бы один из них, тот заблуждается.
Первый принцип — ни одно из качеств Аллаха не похоже на качества творений. Всевышний сказал: «Нет никого подобного Ему» (сура 42 «Совет», аят 11)
;
«Нет никого равного Ему» (сура 112 «Очищение веры», аят 4)
;
«Никого не сравнивайте с Аллахом! Поистине, Аллах знает, а вы не знаете» (сура 16 «Пчёлы», аят 74)
.
Второй принцип — вера во все качества, которыми Аллах описал Себя, потому что никто не может знать об Аллахе лучше, чем Он Сам: «Вы лучше знаете или же Аллах?» (сура 2 «Корова», аят 140)
.
Также необходимо верить во все качества, которыми посланник, мир ему и благословение Аллаха, описал Аллаха, потому что никто, кроме Аллаха, не мог знать о Нём лучше, чем Его посланник. Коран говорит о пророке Мухаммаде, мир ему и благословение Аллаха: «Он не говорит по прихоти. Это всего лишь внушаемое [ему] откровение» (сура 53 «Звезда», аяты 3-4)
.
Тот, кто не признает хотя бы одно из качеств, которыми Аллах описал Себя, упорно противится Господу небес и земли и совершает весьма дерзкий грех. Это весьма опасное заблуждение, потому что неграмотный человек, отрицающий совершенные и величественные качества, которыми Аллах охарактеризовал Себя, будто говорит Могучему Владыке небес и земли: «Качества, которыми Ты описал Себя, не приличествуют Тебе. Они несовершенны, и поэтому я не стану признавать их и заменю их другими качествами, которые сочту нужными, не опираясь ни на Коран, ни на сунну».
Третий принцип — непостижимость качественных характеристик атрибутов Аллаха. Постичь суть атрибутов Аллаха невозможно, и об этом недвусмысленно сказано в суре «Та ха»: «Он знает их будущее и прошлое, но они не способны объять Его своим знанием» (сура 20 «Та ха», аят 110)
. Это значит, что человеческое знание неспособно объять Господа небес и земли и что постичь сущность Его качеств невозможно.
Как пишет шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шанкити, непостижимость качественных характеристик сущности и атрибутов Аллаха вполне логична, потому что человеческий ум, даже самый острый и проницательный, абсолютно неспособен постичь истинную природу вещей. Человек не может постичь природу души, которая живёт в его теле. Он бессилен перед постижением природы света, одной из самых очевидных субстанций. Он не может постичь природу материи и атомов, из которых она состоит. Как же он стремится постичь природу сущности и атрибутов Бога?
Поэтому тот, кто признаёт качества Аллаха, но уподобляет их качествам творений, тоже заблуждается. И только тот добивается успеха и обретает спасение, следуя прямым путём, кто верует во все атрибуты, которыми Аллах охарактеризовал Себя, и не уподобляет их качествам творений. Это путь верующих, не признающих сходства Творца с творениями, далёких от любых проявлений антропоморфизма (ташбих) и неверия в божественные атрибуты (та‘тил).
Названные принципы подтверждаются аятом: «Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» (сура 42 «Совет», аят 11)
.
Аллах поведал о том, что у Него есть слух и зрение и что нет никого подобного Ему. Это значит, что люди не имеют права отрицать божественный слух и зрение только потому, что творения тоже обладают слухом и зрением. Вера в то, что у Аллаха есть слух и зрение, не означает уподобление Его творениям.
Смысл данного аята в том, что слух и зрение относятся к атрибутам Аллаха. Они не похожи на слух и зрение Его созданий; они приличествуют Его величию и совершенству. Слух и зрение творений соответствуют их положению, но между этими качествами творений и Творца нет никакого сходства.
«Главное в данном вопросе — описание Аллаха теми качествами, подчёркивающими совершенство и отрицающими недостатки, которыми Он охарактеризовал Себя и которыми Его охарактеризовал Его посланник, мир ему и благословение Аллаха. Необходимо признавать всё, чем Аллах охарактеризовал Себя, и отрицать всё, что Он отверг от Себя. Известно, что ранние мусульмане и мусульманские имамы признавали божественные атрибуты, не придавая им форму (такйиф), не уподобляя их качествам творений (тамсил), не искажая их смысл (тахриф) и не лишая их всякого смысла (та‘тил)». [Маджму‘ ал-фатава. Т. 3. С. 3.]
Аллах запретил уклоняться от правильного метода понимания Его имён и качеств, изложенного в Его писании: «У Аллаха самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их и оставьте тех, которые уклоняются [от истины] в отношении Его имён» (сура 7 «Ограды», аят 180)
.
В арабском языке слово илхад означает ‘уклонение от цели’, ‘отклонение в сторону’, ‘несправедливость’. От него образовано слово лахд ‘ниша в могиле’, потому что ниша отклоняется в сторону киблы.
Отрицая то, что говорят заблудшие язычники, неправильно интерпретирующие божественные имена, Всевышний Аллах сказал: «Аллах пречист и далёк от того, что они приписывают Ему» (сура 37 «Стоящие в ряд», аят 159)
;
«Твой Господь, Господь могущества, пречист и далёк от того, что они приписывают Ему» (сура 37 «Стоящие в ряд», аят 180)
.
И истинны только те качества, которыми Аллаха описывают Его искренние рабы: «…кроме избранных рабов Аллаха» (сура 37 «Стоящие в ряд», аят 160)
.
В другом аяте Аллах поприветствовал миром посланников за то, что их описание Аллаха и их речи не содержат изъяна: «Мир посланникам!» (сура 37 «Стоящие в ряд», аят 181)
.