Аллаха нельзя увидеть в этом мире. Пророк Муса пожелал увидеть Его, и ему было сказано, что в земной жизни он не увидит Его. Это невозможно, и даже могучие, твёрдые скалы не смогли выдержать это: «Когда же Муса пришёл к назначенному Нами сроку и месту и Господь его заговорил с ним, он сказал: “Господи! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя”. Он сказал: “Ты не увидишь Меня, но взгляни на гору. Если она удержится на своём месте, ты увидишь Меня”. Показавшись горе, Господь его разбил её и превратил в песок, а Муса упал без сознания» (сура 7 «Ограды», аят 143)
.
Улемы разошлись во мнениях относительно того, видел ли пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, Аллаха во время вознесения на небеса. Согласно правильному мнению, он не видел Господа. В достоверном хадисе ‘Аиши говорится: «Кто полагает, что Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, видел своего Господа, тот возводит великий навет на Аллаха» (Муслим 177).
Всё это относится к земной жизни. Что же касается последней жизни, то там дело обстоит иначе. Люди приобретут новое обличие, и в день воскресения Солнце будет находиться на расстоянии одной мили от людских голов, но, несмотря на это, они не сгорят и не расплавятся! Разве ты не знаешь, что после воскрешения люди будут бессмертными?! Неверующие попадут в ад, и каждый раз, когда их кожа сгорит полностью, Аллах заменит её новой кожей, чтобы они снова вкусили наказание, но они не умрут от этого.
Поэтому в день воскресения верующие смогут увидеть своего Господа. Более того, величайшей наградой в раю будет именно возможность увидеть лик Великого и Великодушного Аллаха. А неверующие будут лишены этого великого блаженства: «Но нет! В тот день они будут отделены от своего Господа завесой» (сура 83 «Обвешивающие», аят 15)
.
Что же касается избранных рабов, чьи лица Аллах сделает прекрасными, то они не будут отделены от Него: «Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа» (сура 75 «Воскресение», аяты 22-23)
.
Это те самые благочестивые рабы, о которых сказано: «Поистине, благочестивые окажутся в блаженстве и будут на ложах созерцать» (сура 83 «Обвешивающие», аят 22-23)
. Они будут созерцать прекрасный лик Аллаха, и это та самая добавка, которая обещана верующим: «Тем, которые творили добро, уготовано наилучшее (т. е. рай) и добавка» (сура 10 «Йунус», аят 26)
;
«Там для них уготовано всё, что пожелают, а у Нас — добавка» (сура 50 «Каф», аят 35)
.
Об этом ясно говорится во многих хадисах. В обоих «Сахихах», например, приводится хадис Абу Хурайры о том, что однажды люди спросили: «Посланник Аллаха! Увидим ли мы нашего Господа в день воскресения?» Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мешаете ли вы друг другу, когда смотрите на луну в полнолуние?» Они ответили: «Нет, посланник Аллаха!» Он сказал: «А мешаете ли вы друг другу, когда смотрите на солнце в безоблачный день?» Они ответили: «Нет, посланник Аллаха!» Он сказал: «Воистину, Его вы увидите так же» (аль-Бухари 7437; Муслим 182).
В «Сахихе» аль-Бухари (7434) приводится следующий рассказ Джарира ибн ‘Абдаллаха: «Мы сидели возле пророка, мир ему и благословение Аллаха, и он взглянул на полную луну, а потом сказал: “Поистине, вы увидите вашего Господа воочию, как видите эту луну, и ничто не помешает вам увидеть Его. Если сможете не пропускать намазы до восхода и до заката солнца, не пропускайте их!”»
В «Сахихе» Муслима (181) приводится рассказ Сухайба о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда обитатели рая войдут туда, Всеблагой и Всевышний Аллах спросит: “Не хотите ли вы добавки?” Они скажут: “Разве Ты не обелил наши лица? Разве Ты не ввёл нас в рай и не спас от огня?” Тогда Он приподнимет покрывало, и они не получат ничего более желанного, чем возможность лицезреть своего Господа». Потом он прочёл аят: «Тем, которые творили добро, уготовано наилучшее (т. е. рай) и добавка» (сура 10 «Йунус», аят 26)
.
В обоих «Сахихах» приводится рассказ Абу Мусы о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «У него будет два сада, в которых сосуды и всё остальное будут из серебра, а в двух других садах — из золота. А в саду Эдема людей от возможности взглянуть на их Господа будет отделять только покрывало величия на Его лике» (аль-Бухари 7444; Муслим 180).