После разъяснения коранического аргумента, обращённого к разуму и обязывающего благоразумного человека признать существование Творца и Бога, заслуживающего поклонения, заявления о том, что эта Вселенная возникла в результате случая без участия Творца, представляются не только ошибочными, но и неразумными. Утверждающих такое вполне можно принять за пустомель, лишившихся рассудка полностью или частично, ведь они надменно отказываются признать аргумент, который здравый смысл не может отвергнуть.
Тем не менее находятся и такие, которые говорят: «Если шесть обезьян сядут за пишущие машинки и будут стучать по ним на протяжении миллиардов лет, то вполне вероятно, что на некоторых страницах мы найдём один из сонетов Шекспира. То же самое можно сказать о существующей сегодня Вселенной. Она возникла в результате случайного процесса, который протекал в материи миллиарды лет».
Индийский мыслитель Вахид ад-Дин Хан, процитировав этот отрывок из книги Джулиана Хаксли, пишет: «Любые высказывания такого рода и весь вложенный в них смысл — возмутительная ложь, потому что до сегодняшнего дня науке не известны случайности, которые могут привести к появлению таких великих вещей с удивительным смыслом и великолепным видом». Далее он приводит слова другого учёного, опровергшего вышеприведённую мысль: «Мнение о том, что жизнь возникла в результате случайности, подобно предположению, что огромный словарь может получиться в результате взрыва в издательстве». В конце концов, Вахид ад-Дин Хан заключает, что, согласно теории вероятности, возникновение Вселенной в результате череды случайностей невероятно с математической точки зрения (Ал-Ислам йатахадда. С. 66).
В подтверждение своих слов он цитирует американского учёного Кресси Моррисона: «Если взять десять монет и написать на них цифры от единицы до десяти, потом бросить их в карман и хорошо смешать, а потом попытаться вынуть их в последовательности от одного до десяти, бросая каждую вынутую монету обратно в карман, то вероятность того, что первой будет вынута монета, на которой написана единица, равна одному из десяти. Вероятность же того, что монеты будут вынуты в последовательности от одного до десяти, равна одному из десяти миллиардов».
Сколько же должно было продолжаться формирование этой Вселенной, если бы она возникла в результате случайности? Даже подсчитать вероятность этого очень сложно, не говоря уже о том, чтобы вообразить такое! Поистине, все сущее во Вселенной указывает на то, что она создана Мудрым, Знающим, Всеведущим Творцом. Но человек несправедлив и невежественен: «Да сгинет человек! Как же он неблагодарен! Из чего [Аллах] сотворил его? Он сотворил его из капли и соразмерил, потом облегчил ему путь, потом умертвил его и поместил в могилу. Потом, когда пожелает, Он воскресит его. Но нет! Он не выполняет того, что [Аллах] приказал ему. Пусть же взглянет человек на своё пропитание! Мы проливаем обильные ливни, затем рассекаем землю трещинами и взращиваем на ней зёрна, виноград и люцерну, маслины и финиковые пальмы» (сура 80 «Нахмурился», аяты 17-29)
.
Как может сотворение и формирование человека быть результатом случайности, если даже его пища создаётся таким продуманным путём, а в её формировании принимают участие и земля, и небо? Как же правдиво Аллах описал человека: «Поистине, он очень несправедлив и очень невежественен» (сура 33 «Полчища», аят 72)
.
Природа — творец всех творцов?
Одной из причин распространения современного язычества является мнение о том, что природа является Творцом. Наблюдая за возникновением личинок в экскрементах человека и животных, а также за возникновением бактерий, питающихся продуктами питания и портящих их, учёные решили, что эти живые существа образуются из окружающей среды. Эта теория, превратившая природу в современного идола, быстро укрепилась в сердцах заблудших и погибших людей, далёких от истинного руководства Аллаха. Однако прошло немного времени, и известный французский учёный Пастер изобличил ошибочность этой теории. Он доказал, что личинки и микробы не возникают из окружающей среды, а появляются из крошечных частиц, которые нельзя увидеть невооруженным глазом. Он привёл доказательства, которые убедили учёных в его правоте: он стерилизовал пищу путём кипячения в герметично закрытой таре. Новые бактерии после этого не появились, и пища не испортилась. Так возникла теория, на которой основана консервная промышленность (‘Абд ал-Маджид аз-Зиндани. Китаб ат-таухид. Т. 2. С. 74).
Тем не менее лживое суждение о том, что природа сама является творцом жизни, широко распространилось и даже нашло поддержку знаменитых учёных. Многие люди объясняют этим возникновение вещей и говорят: «Природа и есть наш творец».
Мы хотим спросить их: «Что вы имеете в виду под природой? Имеете ли вы в виду природу вещей? Или же вы говорите о законах, которым подчиняется Вселенная? Или же вы подразумеваете какую-то невидимую силу, которая создала эту Вселенную?»
Если они скажут, что природа — это сама Вселенная, то нам даже не следует опровергать их слова, потому что их ошибочность очевидна из того, что мы уже сказали. Это суждение повторяет уже рассмотренное нами мнение о том, что вещь якобы может возникнуть сама по себе. Иными словами, они считают, что Вселенная возникла сама по себе: небо было создано самим небом, а Земля — самой Землей, а потом Вселенная создала человека и животных. Мы уже объяснили, что человеческий разум не смиряется с мыслью о том, что какая-то вещь может возникнуть сама по себе. Для большей ясности скажем, что ни одна вещь не может создать нечто более совершенное, чем она сама. Природа (небо, Земля, звёзды, Солнце, Луна) не имеет ни разума, ни слуха, ни зрения. Разве она способна создать человека, наделённого слухом, разумом и зрением? Такое невозможно!
Что такое природа?
Если кто-либо скажет, что под природой подразумевается сила, сотворившая Вселенную, живая сила, способная слышать и видеть, обладающая мудростью и мощью, то мы ответим: «Это правда, но вы ошибаетесь, когда называете эту силу природой. Эта сила, способная творить из ничего, сообщила нам имя, которое приличествует ей, и это имя — Аллах. Аллах поведал нам о Своих прекрасных именах и возвышенных качествах, и мы обязаны называть Его — пречист Он и возвышен! — этими именами».
Некоторые считают, что природа — это законы, которым подчиняется Вселенная. Этого мнения придерживаются многие из тех, кто притязает на обладание знанием. Они говорят: «Вселенная подчиняется законам, которые управляют протекающими в ней процессами вплоть до мелочей. Любые явления происходят в ней сообразно этим законам. Она подобна часам, которые точно и безошибочно работают долгое время, не нуждаясь в механике».
Фактически они не отвечают на вопрос: «Кто же создал Вселенную?» Они рассказывают о том, как существует Вселенная и как действуют законы. Но мы хотим получить ответ на вопрос: «Кто создал Вселенную и установил законы, которым она подчиняется?»
Вахид ад-Дин Хан пишет: «В древности человек знал, что дождь выпадает с неба, но сегодня мы знаем всё о процессе испарения воды с поверхности воды вплоть до выпадения капель воды на землю. Это описание происходящих явлений, но не их объяснение. Наука не может объяснить, как эти явления стали закономерностью? Как испарившаяся вода удерживается между небом и землей таким удивительным образом, что приносит людям пользу и что учёные сумели вывести из этого научные закономерности?
Притязание человека, открывшего существующий в природе порядок, на постижение тайн Вселенной, является не более чем самообманом. Делая такие заявления, человек ставит вещи не на свои места. Природа не объясняет ничего во Вселенной. Она сама нуждается в объяснении. Прочти этот диалог, который мог бы состояться между просвещённым человеком и известным врачом.
Человек: Почему кровь красного цвета?
Врач: Потому что в крови есть красные клетки размером 1/700 дюйма.
Человек: Хорошо, а почему эти клетки красного цвета?
Врач: Они содержат вещество, известное как гемоглобин. Это вещество придаёт им красный цвет, когда переносит кислород.
Человек: Прекрасно, а откуда берутся эти клетки, которые переносят гемоглобин?
Врач: Они формируются в твоей печени.
Человек: Удивительно! Но как получилось, что кровь, клетки, печень и многие другие органы всецело связаны друг с другом и с такой удивительной точностью выполняют требуемые от них функции?
Врач: Мы называем это законом природы.
Человек: Что означает закон природы, господин врач?
Врач: Под этим законом подразумевается слепое действие природных сил.
Человек: Почему же эти силы постоянно дают определённый результат? Как регулируется активность этих сил, что позволяет птицам летать в воздухе, рыбам жить в воде, а человеку существовать в этом мире с его удивительными возможностями и способностями?
Врач: Не спрашивайте меня об этом, потому что мои знания говорят лишь о том, что происходит, и не отвечают на вопрос: «Почему так происходит?»
Из этого диалога становится ясно, в каких пределах современная наука способна объяснить причины происходящего во Вселенной. Поистине, Вселенная подобна устройству, которое вращается под покрывалом, и нам известно только то, что оно вращается. Приподняв покрывало, мы увидим, как крепятся многочисленные диски и зубцы этого устройства, как они приводят друг друга в движение. Мы сможем увидеть движение каждого из них. Но означает ли это, что, взглянув на то, что крутится под покрывалом, мы узнаем конструктора этого устройства? Разве логично утверждать, что наши наблюдения доказывают, что это устройство возникло и пришло в движение само собой?!» (Ал-Ислам йатахадда. С. 29-31).
Отметим, что и в прежние времена были люди, которые называли природу творцом. Ими были материалисты-дахриты, связывавшие все явления в мире со временем (дахр). Видя, что дети взрослеют, взрослые стареют, а старики умирают под влиянием времени, в результате смены дня и ночи, эти заблудшие связывали рождение и смерть исключительно со временем. «Они сказали: “Есть только наша мирская жизнь. Мы умираем и рождаемся, и нас не губит ничто, кроме времени”. У них нет об этом никакого знания. Они лишь делают предположения» (сура 45 «Коленопреклонённые», аят 24)
.
Дахриты объясняли всё происходящее временем, а наши современники — самими событиями и явлениями, и обе эти группы впали в заблуждение.