‘Ата передал следующий комментарий Ибн ‘Аббаса к словам «подобные вам сообщества» (сура 6 «Скот», аят 38)
: «Это значит, что они знают Меня и признают Мою единственность, прославляют и восхваляют Меня».
Всевышний Аллах сказал: «Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой» (сура 17 «Ночной перенос», аят 44)
;
«Разве ты не видел, что Аллаха славят те, кто на небесах и на земле, а также птицы с распростёртыми крыльями? Каждый знает свою молитву и своё славословие» (сура 24 «Свет», аят 41)
;
«Неужели ты не видишь, что перед Аллахом падают ниц те, кто на небесах и на земле, Солнце, Луна, звёзды, горы, деревья, животные» (сура 22 «Хадж», аят 18)
;
«Перед Аллахом падают ниц все живые существа на небесах и на земле и ангелы, и они не проявляют высокомерия» (сура 16 «Пчёлы», аят 49)
;
«О горы и птицы! Славьте вместе с ним!» (сура 34 «Саба», аят 10)
;
«Твой Господь внушил пчеле» (сура 16 «Пчёлы», аят 68)
;
«Муравьиха сказала: “О муравьи!..”» (сура 27 «Муравьи», аят 18)
.
А пророк Сулайман сказал: «Мы обучены языку птиц» (сура 27 «Муравьи», аят 16)
.
Муджахид сказал: «Подобные вам сообщества — это различные виды, известные по именам». Аз-Заджжадж сказал: «Это сообщества, которые будут воскрешены, подобно вам». Ибн Кутайба сказал: «Это сообщества, которые добывают пропитание, ищут удел и оберегаются от опасностей, подобно вам».
Суфйан ибн ‘Уйайна сказал: «На земле нет такого человека, который не имеет какого-нибудь сходства с животными. Одни разбивают головы своим жертвам, подобно львам, другие бегают, подобно волкам, третьи лают, подобно собакам. Есть такие, которые выставляют себя напоказ, подобно павлинам, и такие, которые подобны свиньям: когда свинье бросаешь чистую еду, она не притрагивается к ней, но, увидев человеческие фекалии, начинает лизать их. Поэтому и среди людей ты видишь таких, которые, услышав пятьдесят мудрых изречений, не запомнят ни одного из них, но стоит кому-нибудь совершить ошибку, как они запоминают её».
Ал-Хаттаби сказал: «Как прекрасно Суфйан понял этот аят, придя к такому мудрому выводу. Если высказывание нельзя понять буквально, то необходимо обратиться к скрытому в нём смыслу. Аллах сообщил о сходстве между человеком, животными и птицами, но это не сходство во внешнем виде и облике, в способности говорить или постигать знания. Следовательно, это должно быть сходство в характере и поведении».
Пречистый Аллах создал одних животных смышлёными и проворными, а других беспечными и бесхитростными. Одни насекомые запасаются продуктами на год, а другие надеются на то, что ежедневно будут получать гарантированное пропитание и положенный удел. Одни животные вообще не знают своих детёнышей, другие самки заботятся только о своём потомстве, третьи теряют своих детёнышей и заботятся о чужих, а некоторые перестают признавать своих детёнышей после того, как те становятся самостоятельными. Одни из них запасаются излишками пропитания, а другие вообще не находят его. Некоторые самцы заботятся о своём потомстве, никогда не перестают узнавать его и проявлять милосердие к нему.
Одни животные растут без матерей, а другие — без отцов. Одни даже не стремятся обзавестись потомством, а другие тратят все свои силы на продолжение рода. Одни понимают доброту и проявляют благодарность, а другие вообще не знают благодарности. Одни отдают другим предпочтение перед собой, а другие, найдя добычу, которая может хватить множеству им подобных, никого не подпустят к ней.
Одни животные дружат с людьми и привыкают к ним, а другие дичатся и избегают их. Одни питаются только чистой пищей, другие пожирают скверную пищу, а третьи едят и то, и другое.
Одни вредят только тогда, когда их сильно обидели, а другие готовы навредить тому, кто не причинил им зла. Одни животные злопамятны и не забывают плохого, а другие вообще не таят обиды. Одни из них никогда не гневаются, а другие быстро приходят в бешенство и медленно успокаиваются. Одни обладают точным знанием о вещах, которое не дано знать большинству людей, а другие не знают ничего такого. Одни из них различают плохое и избегают его, а другие не могут отличить хорошее от плохого. Одни поддаются обучению быстро, другие медленно, а третьи вообще не годятся для этого.
Всё это указывает на то, что у живых существ есть Создатель, на совершенство Его творения, великолепие Его замысла и изящество Его мудрости. Удивительные знания, хитрость, смышлёность и осмотрительность, которыми они наделены, побуждают уста прославлять Аллаха и наполняют сердца знанием о Нём, о Его мудрости и могуществе. И каждому благоразумному человеку ясно, что он не сотворён ради забавы и не предоставлен самому себе, что каждое творение несёт в себе частицу блистательной мудрости Аллаха, очевидное знамение и убедительный довод. Каждое творение свидетельствует о том, что Аллах — Господь и Властелин всего сущего, что только Он обладает всесторонним совершенством, которого нет у творений, и что Он всемогущ и всеведущ.