Вера в Аллаха подразумевает веру в ангелов, в священные книги, в посланников и в последний день. Вера в священные книги, в свою очередь, включает в себя остальные основы веры. Вера в посланника, мир ему и благословение Аллаха, означает признание всего, что он передал. Поэтому Аллах назвал тех, кто верует в одну из основ веры и отрицает другую, подлинными неверующими. Он сказал: «Поистине, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, хотят различать между Аллахом и Его посланниками и говорят: “Мы веруем в одних и не веруем в других”, — и хотят найти путь между этим, являются подлинными неверующими» (сура 4 «Женщины», аяты 150-151)
.
Тот, кто полностью или частично отрицает исламские убеждения, считается неверующим. Это относится, например, к коммунистам, отрицающим существование Аллаха и считающим посланников лжецами, а священные книги ложью, не верящим в воскрешение и воздаяние. Необходимо знать, что исламские убеждения неделимы, прочно связаны друг с другом и представляют собой единое целое.
Даже частичное непризнание одного из основных исламских убеждений, убедительно подтверждаемых Кораном и сунной (например, отрицание кого-либо из посланников или ангелов), считается неверием (богохульством).
Богохульством также считаются некоторые деяния, резюмировать который можно одной фразой: «Поклонение не Аллаху». Правом на поклонение обладает только Аллах, и поклонение кому-либо, кроме Него (например, обращение намазов и молитв не Аллаху, принесение жертвы не Аллаху и т. д.), есть многобожие.
Проявлением неверия могут быть и слова, например, если человек оскорбляет Создателя, ислам или посланника, мир ему и благословение Аллаха, если он насмехается над исламом или предпочитает исламу ошибочные учения (коммунизм, буддизм) или искаженные религии (иудаизм, христианство), если он обвиняет ислам в несовершенстве, ущербности, отсталости и реакционности.
Отношение к неверующим
Мусульманин должен питать неприязнь к неверующим за их неверие и ненавидеть само неверие. Он должен бороться с ложью и с её сторонниками, разъясняя им истину и призывая их к ней. Он должен указывать им на заблуждение, в котором они находятся, и показывать им истину, разъясняя её убедительно и ясно. И хотя мы питаем ненависть к неверующим, мы желаем, чтобы они следовали верным путём, и надеемся на это.
Взаимоотношения с неверующими регулируются положениями, изложенными в трудах по мусульманскому праву. Мусульманок не выдают замуж за неверующих, и мусульмане женятся только на тех неверующих женщинах, которые относятся к людям писания. Мы не обмываем трупы неверующих, не совершаем по ним заупокойную молитву и т. д.
[Вместе с тем ненависть к неверующим и совершаемым ими злодеяниям не означает плохого, пристрастного отношения к ним. Дурные поступки людей не дают мусульманам права грешить против этих ослушников и посягать на их права. Коран обязывает нас быть справедливыми и терпимыми по отношению ко всем людям, независимо от их убеждений: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Поистине, Аллах любит беспристрастных» (сура 60 «Испытуемая», аят 8)
.
Жизненная практика пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, была прекрасным примером того, как мусульмане должны обращаться с теми, кто еще не познал истины и не встал на прямой путь. Многие годы сподвижники терпели обиды и оскорбления своих невежественных соплеменников, не давая им повода усомниться в чистоте ислама и благочестии его приверженцев. Испытывая неприязнь к нечестию и злу, которое совершали язычники, они продолжали доносить до них истину и делать им добро, руководствуясь словами пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Воистину, Аллах добр и любит доброту. Он позволяет добиться благодаря доброте того, чего не добиться суровостью или чем-либо иным» (Муслим). — К. Э.]
Положение неверующих перед Аллахом
Если человек осознанно отверг дошедший до него исламский призыв, он считается неверующим. Он будет вечно пребывать в аду, и в день воскресения ему не будет оправдания. Те же, до кого исламский призыв не дошёл по той или иной причине (например, из-за отдалённости места проживания, или потери слуха и зрения, или старости, не позволяющей разобраться в исламе), не будут наказаны в день воскресения, пока не будут испытаны, потому что им не были представлены ясные доказательства. Всевышний Аллах сказал: «Мы никого не наказываем, не отправив посланника» (сура 17 «Ночной перенос», аят 15)
.
На то, что они будут испытаны, указывает хадис ал-Асвада ибн Сари‘ о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Четверо смогут оправдаться в день воскресения: глухой человек, который ничего не слышал, умалишенный, дряхлый старик и человек, умерший в период [между двумя посланниками, когда не было истинного знания]. Глухой скажет: “Господи, когда явился ислам, я ничего не слышал”. Умалишенный скажет: “Господи, когда явился ислам, дети бросали в меня верблюжий навоз”. Дряхлый старик скажет: “Господи, когда явился ислам, я уже ничего не соображал”. Тот, кто умер в период [между двумя посланниками], скажет: “Господи, ко мне не приходил посланник от Тебя”. Тогда Аллах возьмёт с них обещание повиноваться Ему и велит им войти в огонь. Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, если они войдут туда, он станет для них прохладой и спасением» (Ахмад).
Отношение к совершающим большие грехи
Нет сомнений в том, что невыполнение обязательных богоугодных поступков (закят, пост, хадж, почтительное отношение к родителям и др.), а также совершение грехов (прелюбодеяние, ростовщичество, пожирание имущества сирот и др.) пагубно сказываются на вере. Она уменьшается сообразно количеству пропущенных богоугодных поступков и совершённых грехов. Но становится ли человек неверующим, если он пренебрегает своими обязанностями, не отрицая их важности, или если он совершает запрещённые поступки, не считая их дозволенными?
Священные тексты, которыми мы располагаем, указывают на то, что мусульманин не становится неверующим, если он совершает грехи или пренебрегает обязательными предписаниями, но эти поступки уменьшают его веру. Его участь зависит от Аллаха: Он может простить его, а может подвергнуть мучениям. К ясным текстам на эту тему относятся слова Аллаха: «Поистине, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает» (сура 4 «Женщины», аят 48)
.
Следовательно, непростительным грехом является только приобщение сотоварищей к Аллаху (ширк). Если же человек совершал менее тяжкие грехи, то Аллах при желании может простить его, а может подвергнуть мучениям. Смысл этого аята разъясняется в некоторых хадисах.
Например, в одном из священных хадисов (хадис кудси) сообщается, что Аллах сказал: «О сын Адама, если ты явишься ко Мне с грехами величиной с Землю и предстанешь предо Мной, не приобщая сотоварищей ко Мне, то Я дарую тебе столько же прощения» (Тирмизи).
В другом священном хадисе сказано: «Того, кто предстанет предо Мною с грехами величиной с Землю, не приобщая сотоварищей ко Мне, Я встречу с таким же прощением» (Муслим).
Передают со слов ‘Итбана ибн Малика, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах запретил огню [касаться] того, кто сказал, что нет божества, кроме Аллаха, стремясь тем самым к лику Аллаха» (Бухари).
Передают со слов Джабира, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто умер, не приобщая сотоварищей к Аллаху, тот попадёт в рай» (Муслим).
В известном хадисе о заступничестве сообщается, что Аллах сказал об аде: «Клянусь Моим могуществом, Моим величием, Моей гордостью и Моим достоинством! Я непременно выведу оттуда того, кто сказал: “Нет божества, кроме Аллаха”» (Бухари).
Передают со слов Абу Са‘ида ал-Худри, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Обитатели рая войдут в рай, а обитатели огня войдут в огонь. Затем Всевышний Аллах скажет: “Выведите тех, в чьём сердце есть вера величиной с горчичное зернышко!”» (Бухари).
Абу Суфйан рассказывал: «Я жил по соседству с Джабиром ибн ‘Абдаллахом в Мекке шесть месяцев. Один человек спросил его: “Называли ли вы кого-либо из молящихся неверующим?” Джабир сказал: “Упаси Аллах!” Он спросил: “Называли ли вы кого-нибудь из них многобожником?” Джабир сказал: “Нет”» (Абу ‘Убайд. Китаб ал-иман. С. 98).
Опираясь на эти тексты, ранние улемы говорили о том, кто совершает грехи и пренебрегает обязательными предписаниями: «Он верующий по причине своей веры и грешник по причине своих тяжких грехов». Они признавали его верующим, но это не та совершенная вера, которой обладают люди, выполняющие обязательные предписания и избегающие ослушания. Эта вера связана с нечестием из-за тяжких грехов, которые совершает человек.
О тех, кто обвиняет грешников в неверии
Иных взглядов придерживаются те, кто обвиняет в неверии людей, не выполняющих всех своих обязанностей и совершающих запрещённые поступки. В наше время многие торопятся обвинять мусульман в неверии за подобные упущения. Но первыми этим принципом стали руководствоваться хариджиты. Так была названа группа повстанцев, отколовшихся от армии ‘Али ибн Абу Талиба после того, как третейские судьи Абу Муса ал-Аш‘ари и ‘Амр ибн ал-‘Ас не сумели урегулировать конфликт, возникший между двумя группами мусульман, возглавляемых ‘Али и Му‘авией.
Хариджиты решили, что третейское судейство запрещено шариатом и является неверием. Они обвинили в неверии всех мусульман, которые были согласны с этим решением. Более того, они засвидетельствовали и собственное неверие, а затем заново обратились в веру. Они заявили, что примкнут к ‘Али только в том случае, если он признает своё неверие. ‘Али не согласился с ними и послал к ним выдающегося учёного ‘Абдаллаха ибн ‘Аббаса. Обосновав свою точку зрения, Ибн ‘Аббас опроверг их суждения, и несколько тысяч хариджитов вернулись вместе с ним. Оставшиеся две тысячи повстанцев продолжали упорствовать, и ‘Али разгромил их в бою. Однако их идеи получили распространение и нашли немало последователей. Проблема обвинения мусульман в неверии возникает время от времени, и в наши дни она снова стала актуальной.
Хариджиты считают, что совершающий тяжкие грехи является неверующим и выходит из лона ислама. Они не считают жизнь и имущество такого человека неприкосновенными и полагают, что он вечно пребудет в аду. Они аргументируют свою позицию доводами, которые, по их мнению, подтверждают их правоту:
1. Они говорят: «Вы согласны с нами в том, что деяния входят в понятие веры, так как вера — это убеждения, слова и поступки. Поэтому, если отсутствует часть веры, например, поступки, то пропадает вера целиком».
2. Они ссылаются на то, что Аллах назвал некоторые грехи нечестием: «Если нечестивец принесёт вам весть, то разузнайте» (сура 49 «Комнаты», аят 6)
. Из контекста этого фрагмента очевидно, что «нечестивцем» назван лживый человек.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поношение мусульманина — нечестие» (Муслим).
Они также ссылаются на то, что Аллах назвал пожирание имущества сирот и некоторые другие грехи несправедливостью: «Поистине, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, поедают в своих животах огонь» (сура 4 «Женщины», аят 10)
.
Аллах назвал несправедливым того, кто выгоняет вдову из дома покойного супруга до истечения установленного срока, ибо поступающий так преступает Божьи ограничения: «Бойтесь Аллаха, вашего Господа. Не выгоняйте их из их домов, и пусть они не выходят из них, если только они не совершат явную мерзость. Таковы ограничения Аллаха. Кто преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе» (сура 65 «Развод», аят 1)
.
По мнению хариджитов, эти грехи являются нечестием и несправедливостью, а нечестивцы и несправедливые суть неверующие, о чём ясно сказано в Коране: «А неверующие и есть несправедливые» (сура 2 «Корова», аят 254)
;
«Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами» (сура 24 «Свет», аят 55)
.
Они также ссылаются на то, что священные тексты отрицают веру того, кто совершает грехи. Один из таких хадисов передал Муслим, и в нём сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В момент совершения прелюбодеяния прелюбодей не является верующим, и в момент кражи вор не является верующим, и в момент употребления вина пьющий его не является верующим» (Муслим).
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также сказал: «Никто из уверовавших в Аллаха и в Его посланника не станет ненавидеть ансаров» (Муслим).
Он также сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, вы не войдёте в рай, пока не уверуете, и вы не уверуете, пока не возлюбите друг друга» (Муслим).
3. Хариджиты ссылаются на то, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, отрёкся от тех, кто совершает некоторые грехи. Он сказал: «Кто поднимает на нас оружие, тот не имеет к нам никакого отношения, и кто обманывает нас, тот не имеет к нам никакого отношения» (Муслим).
В другом хадисе говорится: «Тот, кто мошенничает, не имеет ко мне никакого отношения» (Муслим).
В хадисе, переданном ал-Бухари и Муслимом со слов Абу Хурайры, сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Клянусь Аллахом, не уверует! Клянусь Аллахом, не уверует! Клянусь Аллахом, не уверует!» Его спросили: «Кто, посланник Аллаха?» Он сказал: «Тот, чей сосед не защищён от его зла».
4. Они оправдываются тем, что некоторые грехи были названы неверием. Так, Всевышний Аллах сказал: «Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (т. е. к Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 97)
.
Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не становитесь после меня неверующими, рубя головы друг другу» (Муслим). Он же сказал: «Если человек называет неверующим своего брата, то один из них должен быть неверующим» (Муслим).
Возражения на доводы хариджитов
Ссылаясь на приведённые выше доводы, хариджиты обвиняют в неверии тех, кто совершает грехи и ослушается Аллаха. Мы попытаемся разъяснить, в чём именно они ошибаются.
1. Мы не отрицаем того, что деяния входят в понятие веры. Однако их ошибка заключается в том, что они считают поступки условием веры. В действительности это не так. Отсутствие праведных деяний означает отсутствие той совершенной веры, которая требуется от человека. Иными словами, в отсутствие деяний исчезает часть веры, она становится несовершенной. Например, если человек потерял руку, или ногу, или глаз, или ухо, он всё равно остаётся человеком, в нём всё ещё теплится жизнь. Но если он лишится половины тела, или головы, или если ему вырвут сердце, то это можно сравнить с исчезновением веры целиком. Потеря руки, ноги или глаза подобна невыполнению некоторых обязательных предписаний или совершению грехов, а потеря головы или сердца подобна исчезновению убеждений.
2. Их суждение о том, что нечестие и несправедливость являются неверием, неверно. Под нечестием подразумевается неподчинение Аллаху. Такое неподчинение бывает разной степени тяжести. Оно может быть неверием, а может и не быть им. Отрицающий существование ангелов не подчиняется Аллаху, и это считается неверием. Употребляющий алкогольные напитки тоже не подчиняется Аллаху, и он совершает грех, но не становится неверующим. Несправедливость тоже бывает разной степени тяжести. В одних случаях несправедливость настолько велика, что достигает степени неверия, а в других нет.
Мы можем представить себе это, начертив два круга: один внутри другого. Больший круг представляет собой нечестие и беззаконие, а меньший — неверие. Неверие входит в нечестие и несправедливость, поскольку эти два понятия имеют более широкий смысл. В то же время некоторые формы нечестия и несправедливости не являются неверием.
Аргументом в пользу того, что нечестие не всегда является неверием, служит хадис пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Поношение мусульманина есть нечестие, а сражение с ним — неверие» (Муслим). Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сделал различие между неверием и нечестием, несмотря на то, что в этом хадисе имеется в виду неверие, которое не выводит из лона ислама.
В качестве аргументов хариджиты приводят священные тексты, отрицающие наличие веры у того, кто совершает грехи. В некоторых из них говорится об отречении посланника, мир ему и благословение Аллаха, от того, кто совершает грехи, или открыто говорится об их неверии. Однако всё это не означает, что вера исчезает при совершении грехов или что ослушание обязательно подразумевает неверие. В них говорится, что вера грешников перестаёт быть истинной и чистой, той, которой Аллах описывает верующих в разных местах Корана: «Поистине, Аллах купил у верующих их души и имущество в обмен на рай. Они сражаются на пути Аллаха, убивая и погибая. Таково Его обещание и обязательство в Торе, Евангелии и Коране. Кто выполняет свои обещания лучше Аллаха? Возрадуйтесь же сделке, которую вы заключили. Это и есть великое преуспеяние. Они каются и поклоняются, восхваляют и постятся (или путешествуют), кланяются и падают ниц, повелевают одобряемое и запрещают предосудительное, и соблюдают ограничения Аллаха. Обрадуй же верующих!» (сура 9 «Покаяние», аяты 111-112)
;
«Поистине, преуспели верующие, которые смиренны во время намазов, которые отворачиваются от всего праздного, которые трудятся ради выплаты закята, которые оберегают свои половые органы» (сура 23 «Верующие», аяты 1-5)
;
«Верующие — только те, чьи сердца испытывают страх при упоминании Аллаха, чья вера усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа, которые совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили» (сура 8 «Трофеи», аяты 2-3)
.
Абу ‘Убайд ал-Касим ибн Саллам, процитировав эти аяты, пишет: «Эти аяты разъясняют предписания, вменённые в обязанность приверженцам ислама, и запрещают совершение любых грехов. Сунна комментирует их в хадисах, указывающих на особенности веры. Если же грехи смешиваются с верой, для которой они не характерны, то можно сказать, что это не та вера, которую Аллах вменил в обязанность верующим. Это не те признаки, по которым можно определить веру. Следовательно, вера таких людей является неистинной, хотя это не означает, что они полностью лишены веры».
Далее шейх рассеял сомнения тех, кто вопрошает: «Как можно утверждать, что человек не является верующим, допуская, что он не лишен веры полностью?» Он разъяснил, что арабы используют такие обороты, если человек не выполнил свою работу должным образом. Коран был ниспослан на языке арабов, и в нём использованы стилистические приёмы этого языка: «В арабском языке, который нам хорошо известен, вполне допустимо сказать, что человек не выполнил своей работы, если она не выполнена надлежащим образом. Разве ты не знаешь, что если работник не справился со своими обязанностями, то они говорят ему: “Ты ничего не сделал! Ты ничего не выполнил!” Смысл этих слов в отрицании качества, а не самого факта работы. В их понимании работа выполнена номинально, но не полностью».
Он разъяснил, что арабы могут говорить и в более резкой форме: «Если человек проявляет неуважение к отцу и причиняет ему страдания, то о нём скажут: “Он не сын”, — хотя им известно, что он появился на свет из его чресл. То же самое могут сказать о брате, жене, рабе. Говоря о сыне, они имеют в виду, что он не выполняет своих обязанностей, не повинуется родителям и непочтительно относится к ним. Что касается отношений между супругами, между [хозяевами и] рабами, между родственниками, то имеются в виду обязанности, обусловленные возможностями человека и его статусом».
Потом он разъяснил, что тексты, отрицающие наличие веры, следует понимать в том же ключе: «То же относится к грехам, из-за которых отрицается наличие веры. Истинность веры нарушается из-за невыполнения предписаний, которые являются характерными для неё. Что же касается названия, то оно остается таким же, как и прежде, и таких людей следует называть не иначе, как верующими, и на них распространяются все положения, касающиеся верующих».
В качестве аргумента он привёл аят из суры «Семейство ‘Имрана», повествующий о том, что Аллах взял с людей писания обещание разъяснять людям истину и не скрывать её. Они не выполнили обещания, но, несмотря на это, Аллах назвал их «людьми писания» в этом и в других аятах, разрешил нам есть мясо животных, зарезанных ими, и жениться на их женщинах. Он пишет: «На них распространяются положения, касающиеся людей писания, и они носят это имя, хотя в действительности они расстались с ним».
Потом он привёл хадис о том, кто ошибался в намазе. Его передали ал-Бухари и Муслим, и в нём сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вернись и соверши намаз, потому что ты не совершил его» (Бухари и Муслим). Мужчина совершил намаз несколько раз, и всякий раз пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил ему эти слова. Он совершал намаз номинально, но в действительности его действия не были намазом.
Относительно смысла текстов, в которых посланник, мир ему и благословение Аллаха, отрекается от грешников, Абу ‘Убайд пишет: «Такое отречение не означает, что они не имеют ничего общего с посланником, мир ему и благословение Аллаха, и его религией. Мы считаем, что совершающий эти грехи не подчиняется посланнику, мир ему и благословение Аллаха, не берёт пример с него, не соблюдает его законов» (Китаб ал-иман. С. 90-96).
По поводу текстов, в которых некоторые грехи называются неверием, Абу ‘Убайд пишет: «Что касается преданий, в которых неверие и многобожие связываются с совершением грехов, то, на наш взгляд, они не означают того, что эти люди становятся неверующими и язычниками, полностью лишёнными веры. Из них следует лишь то, что такие поступки считаются нравами и обычаями неверующих и язычников. Тексты, относящиеся к этим двум видам, встречаются в Коране и в сунне так же часто, как и тексты, относящиеся к двум другим видам». [Имеется в виду, что аяты и хадисы о том, что язычники и неверующие совершают грехи, не достигающие степени полного неверия, встречаются не реже, чем тексты о том, как они приобщают сотоварищей к Аллаху и совершают очевидное неверие. — К. Э.]
Он разъяснил, что грехи, которые названы неверием и многобожием, являются нравами язычников. Это их имена, обычаи, слова, законы и т. п. В качестве доказательства он привёл комментарий Ибн ‘Аббаса к словам Всевышнего: «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими» (сура 5 «Трапеза», аят 44)
. Ибн ‘Аббас сказал: «Это неверие, которое не выводит из ислама». ‘Ата сказал: «Неверие без неверия». По поводу высказывания Ибн ‘Аббаса шейх ал-Албани сказал: «Это сообщение передал ал-Хаким в “Мустадраке” через Тавуса, со слов Ибн ‘Аббаса. Ал-Хаким и аз-Захаби назвали его достоверным» (Китаб ал-иман. С. 94).
Принятие решений вопреки тому, что ниспослал Аллах, названо неверием, хотя такой поступок не выводит из лона ислама. Человек остаётся мусульманином, но совершает грех. Смысл этого аята в том, что принятие решений вопреки тому, что ниспослал Аллах, является обычаем неверующих. Или вы не слышали слова Всевышнего: «Неужели они ищут суда времён невежества?» (сура 5 «Трапеза», аят 50)
?
Далее Абу ‘Убайд привёл мнение комментаторов Корана о том, что мусульманин, принимающий решение вопреки тому, что ниспослал Аллах, уподобляется людям времён невежества. Именно так выносились приговоры до появления ислама. В таком свете следует понимать слова пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Три качества относятся к поступкам времён невежества: порочение рода, плач по умершим и связывание выпадения дождя со звёздами» (Ахмад).
В другом хадисе говорится: «Лицемера отличают три качества: если он рассказывает что-нибудь, то лжёт; если обещает что-нибудь, то не сдерживает обещания; а если ему оказывают доверие, то он не оправдывает его» (Бухари и Муслим).
Абу ‘Убайд пишет: «Из этих сообщений не следует, что совершающий эти грехи является невеждой, неверующим или лицемером, если он верит в Аллаха и во всё, что ниспослано Им, и выполняет обязательные предписания. Их смысл в том, что эти грехи относятся к запрещённым Кораном и сунной поступкам, которые совершают неверующие. Мусульмане должны сторониться и избегать их, чтобы не уподобляться их нравам и законам».
Потом он привёл хадис о том, что «если женщина надушилась, а затем прошла мимо мужчин, и они почувствовали её благоухание, то она является прелюбодейкой» (Ибн Хиббан и Хаким). Разве это прелюбодеяние, за которое в шариате установлена мера наказания?
Очевидно, когда Абу ‘Убайд говорил, что принятие решений вопреки закону Аллаха не является неверием, выводящим человека из ислама, он имел в виду решение, принимаемое кадием или мусульманским правителем по какому-либо вопросу, при условии, что в остальных случаях он руководствуется постановлениями Аллаха.
Что же касается издания законов, противоречащих исламу, и принуждения мусульманских народов к принятию их под страхом смерти, и преследования тех, кто призывает к соблюдению исламских норм, то подобные поступки совершают только те, кто не имеет никакого отношения к исламу.
«Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними, пока не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и пока не подчинятся полностью» (сура 4 «Женщины», аят 65)
.
О тех, кто считает веру грешников совершенной
Хариджиты впали в крайность, интерпретируя священные тексты, указывающие на недостаток веры людей, совершающих тяжкие грехи. Они не поняли текстов, которые свидетельствуют о том, что такие люди не теряют веру полностью. Но есть и другая группа — мурджииты, считающие совершенной веру тех, кто совершает даже тяжкие грехи. Они полагают, что «грехи не причиняют вреда вере». По их мнению, вера — это только убеждение в душе и признание языком, тогда как деяния не являются её частью. Они считают, что вера в душе у всех людей одинаковая. Свои суждения они аргументируют текстами о том, что люди, совершающие тяжкие грехи, являются верующими и войдут в рай.
Возразить им можно тем, что во многих текстах деяния рассматриваются как часть веры. Так, пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «У веры семьдесят с лишним или шестьдесят с лишним ответвлений, самым лучшим из которых являются слова “нет божества, кроме Аллаха”, а самым низшим — удаление с дороги того, что доставляет неприятность, и стыдливость — одно из ответвлений веры» (Бухари и Муслим).
Их суждение также опровергается текстами, содержащими угрозу, например, словами пророка, мир ему и благословение Аллаха: «В момент совершения прелюбодеяния прелюбодей не является верующим, и в момент кражи вор не является верующим, и в момент употребления вина пьющий его не является верующим» (Муслим).
Обе описанные выше группы причинили мусульманам немало вреда. Одни, обвиняя людей в неверии, лишали их надежды на милость Аллаха, а другие облегчали им совершение грехов. Воззрения ранних мусульман находились между этими двумя крайностями. Они признавали, что мусульманин, совершающий тяжкие грехи, имеет несовершенную веру, а его участь в последней жизни зависит от Аллаха: Он может простить его, если пожелает, а может подвергнуть мучениям.