Мусульманину, который захочет удовлетворить свои естественные потребности или искупаться, прежде всего следует поискать такое место, где он будет скрыт от взоров людей. На необходимость этого указывает хадис, в котором сообщается, что, когда пророк, мир ему и благословение Аллаха, хотел удовлетворить большую нужду, он удалялся, чтобы его никто не видел (Абу Дауд). Человек, которому необходимо удовлетворить нужду, должен поискать подходящее место, не выбирая для этого ни тенистые места, где останавливаются люди, ни дороги, по которым они ходят. На это указывает хадис Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сказал: «(Однажды) посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Бойтесь двух проклинающих!» (Люди) спросили: «А что такое два проклинающих?» - (и пророк, мир ему и благословение Аллаха,) сказал: «(Это проклинающие) того, кто испражняется на дороге, (по которой ходят) люди, и в тени, (где они останавливаются)» (Муслим).

К таким местам приравниваются также берега рек и тень плодовых деревьев, на что ясно указывают некоторые хадисы. Так, например, пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Опасайтесь трех вещей, которые могут навлечь на вас проклятия, (а именно) - удовлетворения большой нужды у водоемов, посреди дороги и в тени (деревьев)» (Абу Дауд). Кроме того, мусульманин, который пожелает удовлетворить большую нужду, не должен иметь при себе ничего такого, где упоминалось бы имя Аллаха, например, Коран.

Согласно сунне порог отхожего места следует переступить сначала левой ногой и сказать: «С именем Аллаха, о Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от порочности и дурных поступков /Би-сми-Лляхи, Аллахумма, ин-ни а‘узу би-кя мин аль-хубуси ва-ль-хаба’ис» (аль-Бухари). Возможно также, что под “хубус” и “хаба’ис” имеются в виду злые духи обоих полов.

Человеку не следует обнажаться, пока он не приблизится к земле, так как по шариату он должен по мере возможности скрывать определенные места своего тела (‘аурат). На указывает хадис, в котором сообщается, что аль-Мугира бин Шу‘ба, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды, когда я сопровождал пророка, мир ему и благословение Аллаха, в одной из его поездок, он сказал мне: «О Мугира, возьми этот сосуд». И я взял его, а посланник, мир ему и благословение Аллаха, пошел вперед, скрылся из виду и удовлетворил свою нужду» (аль-Бухари).

Удовлетворяя свои естественные потребности, мусульманин не должен поворачиваться к кибле ни лицом, ни спиной, так как посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь из вас станет справлять большую нужду (на открытом месте), пусть не обращается к кибле лицом и не поворачивается к ней спиной. Поворачивайтесь (лицом) к востоку или к западу» (аль-Бухари). Это относится к таким случаям, когда человек удовлетворяет нужду на открытом месте. Когда же он находится в помещении, он должен постараться не поворачиваться к ней ни лицом, ни спиной, но если это случится, на нем не будет греха.

Во время удовлетворения естественных потребностей мусульманину нежелательно вести разговоры. Так, например, передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что один человек, проходивший мимо в то время, когда посланник, мир ему и благословение Аллаха, мочился, поприветствовал его, однако (пророк, мир ему и благословение Аллаха,) не ответил ему (Муслим).

Если человек захочет очиститься или подмыться после удовлетворения нужды, ему не следует дотрагиваться до своего полового органа правой рукой, так как пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда кто-нибудь из вас будет пить, пусть не дышит в сосуд, когда же зайдет в отхожее место, пусть не дотрагивается правой рукой до своего полового органа и не подмывается ею» (аль-Бухари).

Для очищения достаточно использовать три камня, но не следует пользоваться для этого ни костями, ни сухим навозом. Указанием на это служит хадис Сальмана аль-Фариси, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Посланник, мир ему и благословение Аллаха, запретил нам поворачиваться лицом к кибле во время удовлетворения большой или малой нужды, подмываться пра-вой рукой, использовать для очищения менее трех камней, а также использовать для этого помет или кости» (Муслим). Здесь имеется в виду помет мулов, ослов и т. п.

По возможности лучше всего использовать для очищения воду, на что указывают слова ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая сказала женщинам: «Велите своим мужьям подмываться водой, ибо мне стыдно (говорить) им (об этом), но посланник, мир ему и благословение Аллаха, всегда поступал так» (ат-Тирмизи и ан-Наса’и).

При выходе из отхожего места желательно переступить порог сначала правой ногой и сказать: «Прости! /Гуфрана-кя!» (аль-Бухари, Абу Дауд и Ибн Маджа).