Хула есть такое упоминание человека о брате его, которое бы тому не понравилось, будь то упоминание о его физических качествах, его религии, его нраве, имуществе родителях детях, жене слуге, одежде, равно как и обо все другом, что имеет к нему отношение. Аллах Всевышний сказал: «… и не злословьте друг о друге! Разве захочет кто-нибудь из вас есть мясо своего покойного брата?! Ведь вы чувствуете отвращение к этому! И бойтесь Аллаха, поистине, Аллах - Приемлющий покаяние, Милосердный» (сура 49 “Комнаты”, аят 12)
.
Таким образом, мусульманину не разрешается упоминать о недостатках своего брата, даже если они присущи ему. Многие люди в качестве оправдания заявляют, что они упомянули о реальных недостатках того или иного человека и не возводили на него напраслину, однако это и есть хула, в противном же случае это было бы ложью.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «Известно ли вам, что такое хула /гиба/?» (Люди) сказали: «Аллах и посланник Его знают (об этом) лучше». (Пророк, мир ему и благословение Аллаха,) сказал: «(Если) отзовешься ты о брате своем так, что это не понравилось бы ему, (это будет хулой)». (Его) спросили: «Скажи, а если присуще брату моему то, о чем я скажу?» (Пророк, мир ему и благословение Аллаха,) сказал: «Если ему присуще то, о чем ты скажешь, значит, ты злословишь о нем, а если он не таков, значит, возводишь на него напраслину» (Муслим).
Что же касается сплетен, то это передача слов одних людей другим, цель заключается в том, чтобы посеят между ними раздоры. Подобные действия навлекают на человека гнев и наказание Аллаха. Передают со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не сказать ли вам, что такое “‘адх”? Это сплетни, то есть разговоры, (которые ведутся) между людьми» (Муслим).
Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) посланник, мир ему и благословение Аллаха, проходивший мимо двух могил, сказал: «Поистине, их подвергают мучениям и мучают их не за большой грех, но все же (грех каждого) является тяжким: что касается одного из них, то он распространял сплетни, что же касается другого, то он не прикрывался от собственной мочи» (аль-Бухари и Муслим). Это значит, что он либо не очищался от мочи, попадавшей на тело и одежду, либо не стеснялся удовлетворять свои естественные потребности на глазах у людей.
Ислам призывает людей к взаимному согласию и любви и предостерегает их об опасности ненависти и раздоров, однако сплетни в наибольшей степени способствую разрушению устоев общества, так как они порождают в сердцах людей злобу и ненависть. Сплетни и ложь за один час могут испортить то, что другими средствами не удастся испортить и за долгий срок, а это значит, что мусульманин должен убедиться в истинности того, что он слышит, а не строить предположения. Аллах Всевышний сказал: «О вы, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам какую-нибудь весть, то постарайтесь выяснить, (правда ли это), чтобы по неведению не причинить вред (невинным) людям и потом не сожалеть о том, что вы сделали» (сура 49 “Комнаты”, аят 6)
.
Хула дозволяется только ради достижения правильной и не противоречащей шариату цели в том случае, когда иным путем ее достичь невозможно, чему может быть шесть причин.
ПЕРВАЯ: подача жалобы. Притесняемому разрешается подавать жалобу правителю, судье и другим из числа тех, кто обладает властью или может по справедливости рассудить его с обидчиком, и при этом притесняемый может сказать: «Такой-то обидел меня в том-то».
ВТОРАЯ: просьба о помощи с целью изменения порицаемого или возвращения непокорного на путь истинный. В таких случаях человек может говорить тому, на силу кого он надеется в деле устранения порицаемого, следующее: «Такой-то поступает так-то, удержи его от этого», и тому подобные вещи в стремлении к устранению порицаемого, если же он не стремится к этому, тогда (произносить такие слова) будет запретно.
ТРЕТЬЯ: обращение с просьбой о вынесении решения по какому-либо религиозно-правовому вопросу, когда человек может сказать муфтию: «Меня обидел в том-то мой отец (или мой брат и т. п.), но имеет ли он право на это? И как мне избавиться от подобного, добиться того, что положено мне по праву, и защититься от притеснений?» - или нечто подобное. Это разрешается в силу необходимости, однако надежнее и лучше будет сказать: «Что ты скажешь о человеке, который поступает так-то?» Благодаря этому можно добиться своей цели, никого не называя по имени, но иногда разрешается и назвать обидчика.
ЧЕТВЕРТАЯ: предостережение мусульман от зла и желание дать им добрый совет. Это допускается в следующих случаях:
- когда нужно дать отвод таким передатчикам хадисов и свидетелям, в правдивости которых есть основания сомневаться, что, по единодушному мнению улемов, не только дозволено, но и обязательно в случае необходимости;
- когда необходимо спросить совета относительно того, стоит ли вступать с кем-либо в родственные отношения путем заключения брака, или сотрудничать с ним, или доверять ему что-либо на хранение, или вести с ним какие-нибудь другие дела, или жить с ним по соседству; тот, к кому обращаются за советом, не должен ничего утаивать о человеке, про которого его спрашивают, но, напротив, упомянуть обо всех его недостатках, чтобы дать добрый совет;
- если кто-нибудь увидит, что человек, который занят изучением фикха, посещает приверженца нововведений или нечестивца, воспринимая от него знание, и побоится, что это повредит изучающему фикх; в подобном случае увидевший это должен дать такому человеку добрый совет и объяснить ему его положение при условии, что он действительно стремится дать добрый совет, так как в подобных обстоятельствах легко допустить ошибку, ибо может случиться и так, что говорящего об этом побуждает зависть и обманывает шайтан, только внушающий ему, что это - добрый совет, так пусть же это будет ему понятно;
- может быть и так, что человек, обладающий властью, не распоряжается ею должным образом либо потому, что не годится для этого, либо потому, что является нечестивцем или глупцом, либо по какой-нибудь иной причине; в подобном случае об этом необходимо поставить в известность правителя, чтобы он сместил такого и назначил вместо него подходящего человека или хотя бы узнал об этом и поступил бы с ним сообразно его положению, не оказался введенным им в заблуждение и постарался побудить его придерживаться прямоты или заменил бы его другим.
ПЯТАЯ: когда кто-либо открыто предается пороку или придерживается нововведений, например, если дело касается открытого употребления вина, создания всевозможных препятствий людям, незаконного взимания налогов, присвоения чужого имущества или совершения иных неподобающих дел; в таких случаях разрешается сказать о том, что совершается человеком открыто, но запрещается упоминать о прочих его недостатках, если только это не является дозволенным в силу одной из вышеупомянутых нами причин.
ШЕСТАЯ: представление; если человек известен под каким-нибудь прозвищем, например Подслеповатый, Хромой, Глухой, Слепой, Косой или каким-нибудь еще, разрешается называть его так, но запрещается поступать подобным образом в том случае, когда цель упоминания по прозвищу состоит только в умалении достоинства человека, а поэтому будет лучше, если назвать его можно как-нибудь иначе.
Эти шесть причин упоминались улемами, и относительно большинства их мнение их было единодушным.