В исламе честности (амана) отводится весьма высокое место. Честность является одним из достойных качеств, которые должны быть присущи мусульманину. Аллах Всевышний сказал, что не подвергнутся мучениям те верующие, «которые хранят доверенное им и соблюдают договоры...» (сура 70 “Ступени”, аят 32). Пророк же, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Возвращай доверенное тому, кто доверил (его) тебе, и не обманывай того, кто обманул тебя» (Абу Дауд и ат-Тирмизи).

Если человек является честным и надежным, он пользуется доверием окружающих и уважением членов своей семьи и родственников. Надежным и честным является учитель, который должным образом выполняет свои обязанности. Надежным и честным является также ученик, который должным образом выполняет свои обязанности и хранит доверенные ему материальные ценности или тайны.

Понятие “амана” является более многозначным, на что указывает толкователи того аята, в котором сказано: «Поистине, предложили Мы этот залог небесам, земле и горам, но отказались они понести его, устрашившись, и понес его человек, будучи несправедливым (по отношению к самому себе) и невежественным» (сура 33 “Полчища”, аят 72).

Толкователи указывают, что под словом “амана” подразумеваются шариатские обязанности, выполнение которых Аллах возложил на Своих рабов, и в этом смысле можно говорить об обязанностях, имеющих отношение к различным частям тела или воспитанию детей. В этой жизни неудачу потерпит человек, который не заботится о сохранении доверенного имущества или тайны. Если такой человек является чиновником, его уволят со службы, если же он занимается торговлей, люди отвернутся от него и не станут ему доверять. В сунне пророка, мир ему и благословение Аллаха, есть указания на то, о чем было сказано выше. Так, например, сообщается, что Хузайфа бин аль-Йаман, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сообщил нам о двух вещах, одну из которых я видел потом (своими глазами), а теперь ожидаю и второй. Он сообщил нам о том, что залог /амана/ был ниспослан в самую основу сердец, а потом был ниспослан Коран, и люди узнали (об этом) из Корана (см.: сура “Сонмы”, аят 72) и узнали из сунны. А потом он сообщил нам о том, что этот залог будет удален, сказав: «Заснет человек ненадолго, и будет взят этот залог из сердца его, после чего останется от него только легкий след. Потом снова заснет он на короткое время, и будет взят этот залог из сердца (его полностью), после чего останется от него только след вроде волдыря. Это подобно тому, как если бы ты уронил на ногу раскаленный уголек и увидел, что то место, на которое он упал, вздулось, но внутри него ничего нет», и, говоря это, он взял камешек и бросил его себе на ногу, после чего сказал: «А потом люди станут заключать друг с другом сделки, но никто из них не станет даже и собираться возвращать доверенное! (И дело дойдет до того, что люди) будут говорить: “Есть среди людей такого-то племени надежный человек!” И о человеке будут говорить: “Не найти более стойкого, более тонкого и более разумного, чем он!” - несмотря на то, что в сердце его не будет веры и на вес горчичного зерна!» (аль-Бухари и Муслим).

Есть три вида честности:

1. Честность раба по отношению к своему Господу, которая проявляется в том, что раб Аллаха поклоняется только Ему и никому больше, выполняет веления Аллаха и избегает совершения того, что Он запретил.

2. Честность раба Аллаха по отношению к самому себе, что выражается в стремлении очищать свою душу и избегать всего ложного.

3. Честность раба Аллаха по отношению ко всем людям, что выражается в соблюдении их прав и сохранении того, что они доверяют ему.