Коран заключает в себе неподражаемые слова Аллаха, ниспосланные Его пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, а чтение Корана является одним из видов поклонения. Коран дошел до нас многими путями и был записан от первой суры (“Аль-Фатиха”) и до последней (“Люди”).
Из сказанного ясно, сколь высокое место занимает в сердцах мусульман Коран, который является источником их веры, законов, этических норм, силы и счастья в обоих мирах.
Посланник, мир ему и благословение Аллаха, запомнил Коран со слов Джибрила, мир ему, а от него Коран восприняли его сподвижники, которые поступали согласно его установлениям, так как глубоко почитали Книгу Аллаха. Указанием на это служат слова Аллаха Всевышнего: «Таково (его положение), что же касается тех, кто почитает обряды Аллаха, то, поистине, (они делают это) от благочестия сердец» (сура 22 “Хадж”, аят 32)
.
К числу этих установлений относится требование хранить Коран в подобающем виде и месте и читать его в состоянии чистоты, по возможности обратившись к кибле. Аллах Всевышний сказал: «Поистине, это - благородный Коран, (хранимый) в Сокровенном Писании. Прикасаются к нему только очищенные» (сура 75 “Воскресение”, аяты 77-79)
.
Если мусульманин желает приступить к чтению Корана, ему следует сначала обратиться к Аллаху с мольбой о защите от шайтана, а каждую суру, за исключением суры “Покаяние”, начинать с произнесения слов “С именем Аллаха Милостивого, Милосердного /Би-сми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим”. Объясняется это тем, что Коран является средством правильного руководства, шайтан же стремится сбить верующего с правильного пути. Прежде чем начинать читать Коран, следует сказать: «Прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана /А‘узу би-Лляхи мин аш-шайтани-р-раджим», поскольку в Коране сказано: «И когда будешь читать Коран, обращайся к Аллаху за защитой от проклятого шайтана». После этого произносятся слова “Би-сми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим”. Читая Коран, следует проявлять смирение, размышлять, не отвлекаться ни на что постороннее и стараться понять смысл того, о чем в нем говорится. Аллах Всевышний сказал: «Неужели они не поразмыслят о Коране? Или на сердцах (их) замки?» (сура 47 “Мухаммад”, аят 24)
.
Читая Коран, не следует торопиться, так как Аллах Всевышний сказал: «...(молись) половину (ночи) или чуть меньше, или (чуть) больше и читай Коран отчетливо» (сура 16 “Пчелы”, аят 98)
;
«Не шевели языком своим, (повторяя его), чтобы ускорить это! Поистине, это Нам надлежит собрать и прочесть его» (сура 75 “Воскресение”, аяты 16-17)
, т. е. Аллах позаботится о том, чтобы собрать все содержание Корана в сердце пророка, мир ему и благословение Аллаха, и научить его читать все аяты правильно.
Необходимо стараться читать Коран как можно более красиво, но не обременять себя, так как пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах ничему не внимает так, как внимает Он обладающему красивым голосом пророку, который читает Коран нараспев» (аль-Бухари).
Если человек не в состоянии читать Коран по всем правилам, он должен стараться по мере сил верно произносить слова, Аллах же удвоит его награду за то, что он претерпевал трудности обучения и старался говорить правильно. Однако это не означает, что человек, который не может читать Коран как следует, так и будет вознаграждаться вдвойне, если он не станет прилагать все возможные усилия для того, чтобы научиться читать правильно. В этом и заключается смысл слов пророка, мир ему и благословение Аллаха, который сказал: «Читающий Коран и знающий его наизусть (будет) с благородными и покорными писцами, а тому, кто читает Коран постоянно, испытывая при этом затруднения, (полагается) двойная награда» (аль-Бухари).
Если человек услышит чтение Корана, ему следует хранить молчание и размышлять над смыслом того, что он слышит. Аллах Всевышний сказал: «А когда будут читать Коран, слушайте его внимательно и молча, чтобы помиловали вас» (сура 7 “Ограды”, аят 204)
.
Если человек прочтет аят, в котором упоминается о земном поклоне, ему следует, по возможности, совершить земной поклон. Если будет прочитан аят с упоминанием об аде, желательно обратиться к Аллаху с мольбой о защите от огня, если же в аяте говорится о рае и его обитателях, желательно обратиться к Аллаху с мольбой о рае.
При использовании аятов Корана в качестве указания запрещается передавать их по смыслу, а не приводить в подлинном виде. Если человек не помнит наизусть тот аят, на который он хочет сослаться, от цитирования следует воздержаться, поскольку аяты Корана нельзя передавать ни по смыслу, ни в том случае, когда имеются какие-либо сомнения, ни предположительно. Объясняется это тем, что в подобных случаях есть основания опасаться, что человек либо что-то добавит к словам Корана, либо не прочтет того, что сказано в том или ином аяте.
Исходя из этого, верующий стремится воспринимать Коран от тех, кто его знает, и изучать его в присутствии таких людей, так как пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда бы ни собирались люди в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, на них обязательно нисходит спокойствие /сакина/, и покрывает их милость, и окружают их ангелы, и поминает их Аллах среди тех, кто находится пред Ним» (Муслим).
Верующий ежедневно читает определенную часть Корана и старается запомнить прочитанное, так как посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Читайте Коран постоянно, ибо, клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, поистине, он забывается быстрее, чем верблюды избавляются от своих пут» (аль-Бухари).