Сон является великой милостью, которую Аллах оказал Своим рабам, ведь в Коране сказано: «...и предназначили сон ваш для отдыха...» (сура 78 “Весть”, аят 9)
. Сон помогает человеку придерживаться благочестия.
Желательно соблюдать определенные правила, имеющие отношение ко сну.
Так, например, после вечерней молитвы не следует откладывать сон, за исключением таких случаев, когда человеку необходимо что-либо изучить, поговорить с гостем или уделить внимание семье. Указанием на это служит хадис Абу Барзы, да будет доволен им Аллах, который передал, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, не любил спать до вечерней молитвы и разговаривать после нее (аль-Бухари).
Верующему следует стараться отходить ко сну только после совершения омовения (вуду), так как пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал аль-Бара бин ‘Азибу: «Если (захочешь) лечь в постель, соверши такое же омовение, какое совершаешь ты перед молитвой, а потом ляг на правый бок...» (аль-Бухари и Муслим).
Тому, кто захочет спать, следует улечься на правый бок и положить под голову правую руку, впоследствии же он может перевернуться на левый бок, так как пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал аль-Бара бин ‘Азибу: «Когда ляжешь в постель, будучи чистым, положи под голову правую руку» (Абу Дауд). Укладываясь в постель по ночам, пророк, мир ему и благословение Аллаха, ложился щекой на руку, а потом говорил: «С именем Твоим, о Аллах, я оживаю и умираю /Би-сми-кя, Аллахумма, ахйа ва амут» (аль-Бухари).
Мусульманину не следует засыпать на животе ни днем, ни ночью, так как пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Так ложатся обитатели огня». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также сказал: «Всемогущий и Великий Аллах не любит, когда лежат в таком положении» (Абу Дауд).
Перед тем как лечь в постель, ее следует отряхнуть, так как пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда кто-нибудь из вас захочет лечь в постель, пусть отряхнет ее внутренней стороной своего изара, ибо он не знает, что могло оказаться (на его постели) после того, (как он встал), а потом скажет: «С именем Твоим, Господь мой, я улегся на бок, и с именем Твоим я поднимусь. Если Ты заберешь душу мою, то помилуй ее, а если отпустишь, то защити ее посредством того, чем защищаешь Ты Своих праведных рабов! /Би-сми-кя, Рабби, вада‘ту джанби ва би-кя арфа‘у-ху, фа ин амсакта нафси, фа-рхам-ха, ва ин арсальта-ха, фа-хфаз-ха би-ма тахфазу би-хи ‘ибада-кя-с-салихин!» (аль-Бухари).
Можно также сказать: «О Аллах, я предался Тебе, и вручил Тебе дело свое, и на Тебя положился по желанию своему и из страха перед Тобой. Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме (обращения) к Тебе! Я уверовал в Твое Писание, которое Ты ниспослал, и в Твоего пророка, которого Ты послал /Аллахумма, инни аслямту нафси иляй-кя, ва фаввадту амри иляй-кя, ва альджа’ту захри иляй-кя рагбатан ва рахбатан иляй-кя. Ля мальджа’а ва ля манджа мин-кя илля иляй-кя! Аллахумма, аманту би-китаби-кя аллязи анзальта ва би-набиййи-кя аллязи арсальта» (аль-Бухари). И пусть эти слова будут последним, что человека скажет перед сном.