Одна из высоких целей ислама состоит в том, чтобы привить членам общины Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, достойные качества. Так, например, религия Аллаха призывает людей проявлять милосердие не только к людям, но и к животным, которых следует кормить и поить, когда они нуждаются в этом. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «(Как-то) одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он нашел колодец, спустился к воде и напился, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю. (При виде этого) человек сказал себе: «Эту собаку жажда мучит так же, как мучала она и меня», после чего он снова спустился к воде, наполнил ею свой башмак, взял его в зубы и не выпускал его изо рта, пока не выбрался наверх. (Когда этот человек выбрался из колодца,) он напоил собаку, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему (его грехи. Люди) спросили: «О посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?» Он сказал: «Награда полагается за все живое» (аль-Бухари и Муслим).

Шариат запрещает подвергать животных любым видам мучений, в том числе держать их взаперти и морить голодом, так как посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Одна женщина попала в огонь из-за кошки, которую она держала взаперти, пока та не подохла, после чего эта женщина и оказалась в огне, поскольку она не кормила и не поила кошку, когда держала ее взаперти, и не позволяла ей есть насекомых, (ползающих по) земле» (Муслим).

Милосердие по отношению к животным следует проявлять и в том случае, когда человек собирается зарезать его. На это указал посланник, мир ему и благословение Аллаха, который сказал: «Поистине, Аллах предписал проявлять доброту во всем: если вам придется убивать, делайте это хорошим способом (т. е. старайтесь причинить осужденному на смерть как можно меньше страданий), и если будете приносить жертву, (тоже) делайте это хорошо, и пусть каждый из вас как следует точит свой нож и избавляет животное от мучений» (Муслим).

Однако проявления милосердия по отношению к животным не должны приводить к совершению запретного. Так, держать дома собак можно только по необходимости, например, для охраны овец от волков или же для охоты. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, велел убивать собак, за исключением тех, которые необходимы для охраны овец или для охоты (Муслим). Кроме того, посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ангелы не заходят в тот дом, где есть собака или изображение (живого существа)» (Муслим).

Кроме того, поскольку некоторые животные причиняют вред, шариат разрешает убивать их, на что указывают слова пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Пять (видов) живых существ (наносят вред), и их можно убивать на (территории) харама: ворону, коршуна, скорпиона, мышь и бешеную собаку» (аль-Бухари).