Ислам побуждает людей заниматься поисками знания. Так, например, посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах облегчит путь в рай для того, кто вступит на какой-либо путь в поисках знания, когда же люди собираются в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, на них обязательно нисходит спокойствие /сакина/, и покрывает их милость, и окружают их ангелы, и поминает их Аллах среди тех, кто находится пред Ним» (Муслим).
Приступая к поискам знания, человек прежде всего должен решить, что он будет делать это ради Аллаха и с целью получения Его награды, так как пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В День воскресения не ощутит благоухания рая (человек), который стремился к познанию того, что следует (стараться) узнать ради лика Всемогущего и Великого Аллаха, преследуя исключительно мирские цели» (Абу Дауд).
Человек должен стремиться к приобретению полезного и дозволенного знания, отстраняясь от запретных видов знания наподобие колдовства или знания о том, как следует делать вино, что отвлекает людей от поминания Аллаха. Указанием на это являются слова Всемогущего и Великого Аллаха, Который сказал: «… а когда (правил) царствовал Сулейман, они последовали за тем, что говорили шайтаны. Сулейман не являлся неверным, но были неверными шайтаны, обучавшие людей колдовству…» (сура 2 “Корова”, аят 100)
. На это указывают и слова посланника, мир ему и благословение Аллаха, который часто обращался к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от бесполезного знания, и от сердца, не проявляющего смирения, и от души, которая не (может) насытиться, и от мольбы, которой не внемлют! /Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин ‘ильмин ля йанфа‘у, ва мин кальбин ля йахша‘у, ва мин нафсин ля ташба‘у ва мин да‘ватин ля йустаджабу ля-ха!» (Муслим).
Основная цель приобретения знания состоит в том, чтобы оно помогало тому, кто его приобретает, бояться его Всемогущего и Великого Господа и избегать неповиновения Ему. Что же касается средства обретения истинного знания, то им является богобоязненность, так как Аллах Всевышний сказал: «Бойтесь же Аллаха, (ведь) Аллах учит вас, и Аллаху все ведомо» (сура 2 “Корова”, аят 282)
. Для того, чтобы добиться большого удела в знании, ученику следует уважать знающих и посещать их собрания, соблюдая определенные правила поведения, так как посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Приобретайте знание, учитесь (вести себя) спокойно и с достоинством, подчиняйтесь тем, у кого вы учитесь, и не становитесь высокомерными обладателями знания» (аль-Бухари).
После обретения знания человеку следует перейти к его распространению, так как посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Да порадует Аллах (того) человека, который услышит от нас что-либо и передаст это (другому именно) так, как он это услышал» (Ахмад). Никому не разрешается скрывать знание, поскольку пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В День воскресения взнуздают огненной уздой такого (человека), которого просили (поделиться) знанием и который утаил (то, что было ему известно)» (ат-Тирмизи).
Если кому-нибудь понадобится заключение по религиозно-правовому вопросу (фетва), знающий должен остерегаться давать ее, не обладая знанием по данному вопросу. В подобном случае ему достаточно сказать человеку, что он не знает этого, как поступали наши праведные предшественники. Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «О люди, пусть тот, кто знает что-либо, говорит об этом, а тот, кто не знает, пусть скажет: “Аллах знает лучше”, поскольку, если человек, не знающий чего-либо, говорит об этом: “Аллах знает лучше”, это является признаком обладания знанием» (аль-Бухари).