Многие западные исследователи полагают, что религиозные представления людей не сразу приобрели тот вид, в котором они известны нам сегодня; они развивались и совершенствовались на протяжении многих веков. Не удивительно, что такое ошибочное суждение высказывают люди, которых Аллах не одарил Своим писанием — писанием, в котором история вероучения изложена ясно и недвусмысленно. Но удивляет тот факт, что этого мнения придерживаются и некоторые из тех, кто относит себя к мусульманским исследователям.

Например, ‘Аббас Махмуд ал-‘Аккад в книге «Аллах», посвящённой истории возникновения вероучения, заявляет, что религиозные убеждения развивались по мере того, как совершенствовались познания человека в науках. Он пишет: «Убеждения первобытного человека, равно как его познания и хозяйственная деятельность, соответствовали первобытному образу жизни. Примитивные формы знания и хозяйственной деятельности не были совершеннее, чем примитивные верования и обряды поклонения, и источники знания в первом случае не были совершеннее, чем во втором».

Более того, по его мнению, процесс развития религиозных убеждений был более сложным, чем процесс развития науки и хозяйства. Он пишет: «Совершенствование религии должно было протекать тяжелее и занимать больше времени, чем развитие науки и хозяйственной деятельности, потому что путь к величайшей истине во Вселенной труднее и дольше, чем путь к отдельным истинам, которые иногда постигаются благодаря науке, а иногда благодаря хозяйственной деятельности».

По его мнению, божественная истина не была открыта человечеству сразу. «Обращение к ранним формам религии в первые столетия эпохи невежества, — пишет он, — не указывает ни на бесполезность тех форм религиозности, ни на то, что они занимались исследованием непостижимого. Это указывает лишь на то, что величайшая истина не может быть открыта человечеству полностью за одно столетие».

Потом он приводит мнения исследователей относительно истории вероучения. Некоторые из них считают, что причина возникновения религиозных убеждений кроется в бессилии человека перед природными явлениями и враждебными ему силами природы. Некоторые полагают, что религиозные убеждения приемлемы для отдельных лиц и обществ. Есть такие, которые считают, что ранней формой религии был тотемизм: некоторые племена считали своим тотемом какое-то животное и полагали, что оно является их родоначальником. Считается, что люди также почитали деревья, камни и многое другое, что пришло в голову западным исследователям, сочинившим эти гипотезы.

К сожалению, эта теория была подхвачена целым рядом мусульманских авторов и многие исследователи согласились с ней. Они допустили такую ошибку по следующим причинам:

а) по их мнению, первобытный человек был создан несовершенным, неспособным полностью понять великие истины; более того, согласно их представлениям, первобытные люди были ближе к животному, чем к человеку;

б) они полагают, что человек самостоятельно додумался до убеждений, которых он придерживается, без учителя и наставника; он расширял свои познания об Аллахе по мере того, как совершенствовался в науках и в хозяйственной деятельности;

в) изучая религии и их историю, они обращаются только к существующим сегодня искажённым и заблудшим верованиям. Именно они являются объектом их исследования. Но разве они могут познать истину из этих религий, представляющих собой человеческие заблуждения в вопросах вероучения.

В этой книге мы не станем описывать всю историю заблудших верований. Ни один учёный не в силах сделать это из-за многочисленности всевозможных уклонений от истины. Да и какая польза в изучении этой мрачной истории, если неверие, по сути, одно! Мы же говорим об этом лишь для того, чтобы понять ошибки, которые совершили предыдущие народы и чтобы осознать великую ценность исламских убеждений.

Поистине, те, которые понимают ложь, способны понять и истину, если они примут её, и те, которые исповедуют ислам, не разбираясь во враждебных ему убеждениях, могут поскользнуться и уклониться в сторону лжи. Как правдивы слова ‘Умара ибн ал-Хаттаба: «Близко то время, когда узы ислама будут разрываться одна за другой, и это произойдёт, когда в мусульманской среде вырастут люди, не знающие эпохи невежества». Несомненно, тому, кто знаком с ночным мраком, легче познать дневной свет, и здоровье словно корона на голове здорового человека, которую видят только страдающие недугом.

Саййид Кутб пишет: «Человек не осознает важности этого послания, необходимости освобождения от заблуждений, во мраке которых гибнет человечество, необходимости обретения полной убеждённости в вопросах вероучения, <…> пока не попадёт в гущу этих убеждений и представлений, философских систем и мифов, идей и заблуждений, обрядов и обычаев, форм и установлений, которые повсеместно обволакивали умы человечества в период появления ислама; пока он не поймёт всю неясность, запутанность и сложность того, что поразило остатки небесного вероучения, искажённого, интерпретированного и смешанного с человеческими домыслами, запутанного философскими суждениями, языческими представлениями и мифами».