Истинное единобожие (таухид) — это убеждённость в единстве божественной сущности Аллаха и Его атрибутов, а также поклонение Ему одному, не приобщая сотоварищей к Нему. Однако это понятие было искажено, и некоторые полагают, что единобожие подразумевает отрицание атрибутов Аллаха. По их мнению, признание этих атрибутов предполагает множественность необходимо-сущего (та‘аддуд ал-ваджиб). По мнению некоторых суфиев, единобожие в нашем понимании — это единобожие простых людей (таухид ал-‘амма), помимо которого есть единобожие избранных (таухид ал-хасса), подтверждаемое истинами, и единобожие избранных среди избранных (таухид хасса ал-хасса). Всё это ничто иное, как заблуждение!
Пречистый Аллах один и имеет единую сущность. Нет никого подобного Ему или похожего на Него. Он превыше того, чтобы иметь жену или сына: «Скажи: “Он — Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рождён, и нет никого равного Ему”» (сура 112 «Очищение веры», аяты 1-4)
.
Он обладает качествами совершенства, и ни одно из них не похоже на качества творений: «Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» (сура 42 «Совет», аят 11)
.
Он — Единственный Творец, Дарующий жизнь, Умертвляющий, Вседержитель небес и земли, и всякий, кто не имеет твёрдой убеждённости в том, что только Аллах обладает этими качествами, не считается верующим.
Для того чтобы считаться верующим, недостаточно иметь теоретические представления о единобожии — необходимо подтверждать веру в то, что Аллах — Единственный Бог, заслуживающий поклонения. Необходимо поклоняться Ему одному, потому что Творец, Кормилец и Благодетель, Оказывающий милость, Дарующий жизнь и смерть, обладающий качествами совершенства и не имеющий недостатков, достоин того, чтобы поклонялись Ему одному. Все остальные существа сотворены, зависимы и не способны принести вред или пользу даже самим себе. Разве ж можно поклоняться им наряду с Всевышним Аллахом?
Арабы-язычники и многие другие неверующие верили в то, что Аллах — Единственный Творец и Создатель. Они признавали, что только Он ниспосылает удел, дарует жизнь, умерщвляет и властвует. Однако они отказывались поклоняться Ему одному и обращали свои молитвы к другим. Это ужасное противоречие, ибо Единственный Творец — Единственный, Кто заслуживает поклонения, смирения и возвеличивания. В Коране уделяется большое внимание полемике с язычниками и разъяснению противоречивости их суждений. Им было разъяснено, что признание Аллаха Единственным Творцом, Кормильцем и т. д. обязывает их поклоняться и искренне служить Ему одному.