Хэллоуин — современный праздник, который отмечается 31 октября и восходит к обычаям кельтских племен, населявших Британию и Ирландию. До относительно недавнего времени этот праздник отмечался главным образом в США и Канаде, в меньшей степени — в Великобритании и Ирландии. Однако под влиянием американской поп-культуры празднование Хэллоуина перекочевало во многие страны. В этот день дома украшают тыквами и другими овощами с вырезанными на них страшными лицами, а также прочей атрибутикой, которая ассоциируется со злыми силами. На праздничные вечеринки люди приходят в маскарадных костюмах, символизирующих разного рода нечисть. Дети в карнавальных костюмах ходят по домам, выпрашивая сладости и другие угощения. Очевидно, традиция устраивать маскарады в этот день появилась в США в начале прошлого века [A Witch’s Halloween, p. 17].
Есть мнение, что корни Хэллоуина восходят к древнеримскому фестивалю паренталий, когда делались приношения усопшим родителям и близким. Однако многие исследователи связывают его происхождение с кельтским праздником Самайн, знаменовавшим завершение летнего пастбищного сезона. В книге «Повседневная жизнь древних кельтов» отмечается, что ночь накануне этого праздника считалась «временем прямого контакта» между миром вечности и нашим миром [Повседневная жизнь древних кельтов, с. 51-55]. Существовало поверье, что в эту ночь души умерших навещают своих родственников и друзей. Люди не запирали двери своих домов, а перед дверьми оставляли угощения для умерших. Для того чтобы отогнать злых духов, на подоконниках выкладывали разукрашенные турнепсы, напоминающие пустые головы со зловещим оскалом [Halloween Customs in the Celtic World]. Однако существует мнение, что эта традиция получила начало от кельтского обычая развешивать светильники, которые помогали душам найти путь в загробном мире [Halloween: Pagan Ritual to Party Night, p. 29, 57].
Сегодня трудно установить, всегда ли праздник Самайн отождествлялся с духами умерших и темными силами или же это произошло под влиянием католицизма. Дело в том, что следующие за ним два дня католики почитают как день всех святых и день всех усопших верных. В любом случае в Средние века языческие обряды, смешавшись с христианскими верованиями, приобрели новое наполнение, а со временем обросли и новыми формами. Однако эти новшества не только не упразднили языческой основы празднества, но и привнесли в него другие элементы, пропагандирующие магию, суеверия и нравственный нигилизм. Не случайно в этот же день последователи неоязыческой религии викки отмечают свой праздник почитания умерших.
Ввиду сказанного выше мусульмане не должны отмечать Хэллоуин, поздравлять других с этим днем, участвовать в вечеринках и празднествах, организуемых по случаю этого дня, или оказывать этому какое-либо содействие. В Коране сказано: «Для каждой общины Мы установили обряды, которые они отправляют, и пусть они не спорят с тобой по этому поводу» (сура 22 «Хадж», аят 67)
. Символика и обряды этого праздника не имеют ничего общего с исламом, и любые споры по данному вопросу совершенно неуместны.
Разукрашивание тыквы, ношение масок или карнавальных костюмов и участие в праздничных вечеринках в этот день являются уподоблением людям писания и язычникам и непременно отражаются на внутреннем мире человека. В «Сунане» Абу Давуда приводится достоверный хадис ‘Абдаллаха ибн ‘Умара о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-либо уподобляется другому народу, он и сам является одним из них». Что же говорить о том, кто своими поступками способствует распространению языческих заблуждений, гадания и суеверий?
Торговля атрибутикой Хэллоуина тоже является формой содействия греху, независимо от того, с каким намерением она будет использоваться. Исламская мораль не позволяет верующим в какой-либо форме участвовать в распространении того, что вредит людям в материальном или духовном отношении, и учит помогать в добрых и правильных делах. Всевышний сказал: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и враждебности» (сура 5 «Трапеза», аят 2)
. Именно шариат не позволяет торговать идолами, амулетами, иконами, крестами и любой другой атрибутикой, которая используется для приобщения сотоварищей к Аллаху или совершения грехов. Ал-Бухари и Муслим передали со слов Джабира ибн Абдаллаха, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах и Его посланник запретили торговать вином, мертвечиной, свининой и идолами».
Заработок на такой торговле лишен благодати. Он не приносит пользы и является источником бед и несчастий. Его нельзя очистить милостыней и пожертвованиями, и единственный способ уберечься от его вреда — покаяться и избавиться от этого имущества. В «Муснаде» имама Ахмада приводится рассказ Ибн Масуда о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если раб приобрел имущество запрещенным путем, а потом потратил его, оно не получит благословения, и если он пожертвует его, то оно не будет принято, и если он оставит его после себя, то оно станет его припасом на пути в ад. Поистине, Аллах не стирает одно дурное другим, но стирает дурное хорошим. Поистине, скверное не удаляет скверну». Хадисов о том, что даже пожертвования из того, что заработано недозволенным путем, очень много. Но для разумеющих людей достаточно одного емкого коранического аята: «Скажи: “Скверное и благое не равны, даже если изобилие скверного понравилось тебе”» (сура 5 «Трапеза», аят 100)
.
Поэтому, если мусульманин приобрел имущество, торгуя запрещенными товарами (включая атрибутику Хэллоуина) или оказывая запрещенные услуги, он обязан искренне покаяться в содеянном и избавиться от этого имущества, потратив его на нужды мусульман (на помощь нуждающимся и сиротам, на строительство мечетей, больниц, медресе и т. п.). Если это имущество смешалось с тем, что было нажито честным путем, и не может быть отделено от него (например, если на эти деньги был построен дом), то следует раздать сумму денег в размере того заработка. Если точно установить размеры имущества, приобретенного недозволенным путем, не получается, то следует проявить осторожность и избавиться от всего сомнительного. Если имущество погибло и человек осознал тяжесть содеянного после того, как разорился, то достаточно принести покаяние и молить Аллаха о прощении.
В заключении отмечу, что избавление от имущества, приобретенного запрещенным путем, не является пожертвованием, потому что оно не принадлежит человеку по праву. Однако раскаявшийся мусульманин может надеяться на вознаграждение за посредничество в совершении благого поступка и на вознаграждение за искреннее покаяние. А Аллах знает лучше.