Завистливый человек желает, чтобы другие люди лишились тех милостей, которые были им дарованы. Это значит, что завистливость относится к числу тех отвратительных качеств и неподобающих для мусульманина качеств. Сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поразила вас болезнь (прежних) религиозных общин - зависть и ненависть, что подобно бритве, и я не скажу, что (такая бритва) удаляет волосы, ибо она уничтожает религию. Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, вы не войдете в рай, пока не уверуете, а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга, так не указать ли мне вам на то, что приведет вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Приветствуйте друг друга пожеланием мира!» (ат-Тирмизи).
Завистник всегда желает, чтобы другие люди лишились тех милостей, которые были им дарованы, или чтобы эти милости были оказаны ему, и делает все, чтобы осуществить свое желание. Аллах Всевышний, Который велит нам обращаться к Нему за защитой от завистников, сказал: «Скажи: “Прибегаю к Господу рассвета от зла того, что Он сотворил, от зла ночного мрака, когда он покрывает, от зла дующих на узлы, от зла зависти завистника”» (сура 113 “Рассвет”, аяты 1-4)
.
Иудеи не уверовали ни в посланника, мир ему и благословение Аллаха, ни в то, с чем он пришел к людям, только из зависти. Однако они не ограничились этим и стали пускаться на хитрости, чтобы отвратить верующих от их религии. Аллах Всевышний сказал: «Многие из людей Писания хотели бы отвратить вас от вашей веры после (того, как вы пришли к ней, и сделать вас) неверными из-за (присущей) им зависти после того, как стала ясна им истина. Прощайте же и не придавайте (этому) значения (т. е. будьте снисходительными и не замечайте многого из того, что вам не по душе), пока Аллах не отдаст Свое веление. Поистине, Аллах все может» (сура 2 “Корова”, аят 109)
.
Зависть приводит к разобщению мусульман и разрыву уз братства, которые связывают их друг с другом, порождая ненависть между ними. Сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговлю друг другу и будьте братьями, о рабы Аллаха...» (Муслим).
Зависть (хасад) не ограничивается желанием иметь то же, что Аллах даровал другому человеку, а одно лишь такое желание обозначается словом “гибта”. Сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не следует завидовать никому, кроме (отличающихся) двумя (свойствами): человеку, которому Аллах даровал (знание) Корана и который читает его ночью и днем, и человеку, которому Аллах даровал богатство и который расходует его ночью и днем (на благие дела)» (аль-Бухари и Муслим).
Если раб Аллаха будет постоянно размышлять о милостях, оказанных ему Аллахом, и о том, что Он даровал ему, обращая внимание на тех, кто в мире этом занимает более низкое положение, это удалит его от зависти и приблизит к выражению благодарности.