Мечети являются домами Аллаха и местами поклонения Ему. Священный Коран направляет рабов Аллаха к тому, чтобы они населяли мечети и поддерживали их в наилучшем состоянии. Аллах Всевышний сказал: «Только те будут населять мечети Аллаха, кто верует в Аллаха и в Последний день, совершает молитву, выплачивает закят и не страшится никого, кроме Аллаха. Они-то и принадлежат к числу следующих правильным путем» (сура 9 “Покаяние”, аят 18)
.
Населять мечети значит постоянно поклоянться в них Аллаху, совершая молитвы или поминая Аллаха, или уединяясь в них на определенный срок, или проводя в них лекции и уроки. Само собой разумеется, что необходимо постоянно поддерживать в мечетях чистоту, освещать их и не плевать в них, так как пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Плевать в мечети грешно, а искупление этого прегрешения состоит в том, чтобы закопать плевок» (аль-Бухари).
Кроме того, населять мечети значит оберегать их от разрушения и не заниматься в них неподобающими делами, например, торговлей, так как посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал человеку, который спрашивал в мечети о своем пропавшем верблюде: «Да не найдешь ты (его), ибо, поистине, мечети были построены только для того, для чего они были построены» (Муслим), т. е. только для молитв, поминания Аллаха и распространения знания.
Сообщается также, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пусть тот, кто услышит, как (какой-нибудь) человек спрашивает в мечети о пропаже, скажет: «Да не вернет тебе этого Аллах!» — ибо, поистине, мечети были построены не для этого!» (Муслим).
Все сказанное указывает на то, что в мечетях следует заниматься лишь тем, что делается ради Аллаха, Который сказал: «Поистине, мечети принадлежат Аллаху, так не обращайтесь же с мольбами наряду с Аллахом ни к кому!» (сура 72 “Джинны”, аят 18)
.
Прежде чем прийти в мечеть, мусульманину желательно должным образом совершить омовение и надеть чистую и красивую одежду, так как Аллах Всевышний сказал: «О сыны Адама! Украшайтесь у каждого места совершения земных поклонов...» (сура 7 “Ограды”, аят 31)
. Кроме того, желательно использовать зубочистку, поскольку посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если бы это не было тяжко для (членов) моей общины (или: для людей), я обязательно велел бы им (чистить зубы сиваком) перед каждой молитвой» (аль-Бухари).
В мечети не следует появляться тому, кто поест лука или чеснока, так как это причиняет страдания присутствующим на молитве и чистым ангелам. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «(Пусть человек,) поевший чеснока или лука удаляется от нас! (или: удаляется от нашей мечети!)» (аль-Бухари и Муслим).
Входя в мечеть, желательно переступить через порог сначала правой ногой. Вошедшему следует приветствовать пророка, мир ему и благословение Аллаха, потом сказать: «О Аллах, открой для меня врата Твоего милосердия! /Аллахумма, ифтах ли абваба рахмати-кя!», а потом совершить молитву в два раката, прежде чем садиться рядом с другими.
Нельзя ни перешагивать через людей, ни проходить перед ними, прерывая их молитву, ввиду того, что поступать так запретил пророк, мир ему и благословение Аллаха, который сказал: «Если бы тот, кто проходит перед молящимся, знал, какой (грех) он берет на себя, то (понял) бы, что простоять на месте сорок было бы лучше для него, чем пройти перед ним!»
Передатчик (этого хадиса) сказал: «И я не знаю, что именно он сказал: сорок дней, месяцев или лет» (аль-Бухари).
Находясь в мечети, мусульманин должен хранить спокойствие и вести себя достойно, не повышая голос и избегая любых пререканий. Сообщается, что ас-Са’иб бин Йазид, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды, когда я находился в мечети, кто-то кинул в меня камешком. (Обернувшись,) я увидел, что это был ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, который велел (мне): «Ступай и приведи ко мне тех двоих». Я привел их к нему, и он спросил: «Откуда вы?» Они ответили: «(Мы) из числа жителей Таифа». Тогда (‘Умар, да будет доволен им Аллах,) сказал: «Будь вы жителями этого города (т. е. Медины), я бы обязательно (подверг вас телесному наказанию за то, что) вы повышаете голос в мечети посланника, мир ему и благословение Аллаха!» (аль-Бухари).
Если человек пожелает читать Коран, ему следует читать негромко, чтобы не мешать молиться или читать другим. Аллах Всевышний сказал: «И не произноси (слова) своей молитвы ни (слишком) громко, ни (слишком) тихо, а выбери среднее между (одним и другим)» (сура 17 “Ночной перенос”, аят 110)
.
Тому, кто пожелает покинуть мечеть, желательно переступить ее порог сначала левой ногой и сказать: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя о милости Твоей! /Аллахумма, инни ас’алю-кя мин фадли-кя!»