Всевышний Аллах сказал: «Они спрашивают тебя о менструациях. Скажи: «Это страдания. Посему избегайте [половой близости] с женщинами во время менструаций и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся. А когда они очистятся, то приходите к ним так, как повелел вам Аллах» (сура 2 «Корова», 222).

Из этих слов не следует, что муж должен избегать своей жены и не разделять с ней ложа вплоть до её очищения от менструации. Слово «махид» означает «период менструации» и «место, откуда появляются выделения». Поэтому имам ал-Куртуби сказал: «Здесь имеется в виду запрет на половой акт».

Обстоятельства ниспослания данного аята описаны в хадисе Анаса ибн Малика, переданном Ахмадом, Муслимом, Абу Давудом, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджой. В нём сообщается, что иудеи не садились есть вместе с женщинами и не оставались с ними в одном доме, когда у тех начинались месячные кровотечения. Сподвижники Пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили его об этом, и тогда Могучий и Великий Аллах ниспослал этот аят. А потом Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Делайте все, что угодно, но не вступайте с ними в половую связь».

Абу Ханифа, Абу Йусуф, Малик, аш-Шафи‘и и многие другие считали, что во время менструации мужу разрешается ласкать жену, избегая частей тела между пупком и коленями. ‘Икрима, Муджахид, аш-Ша‘би, ан-Наха‘и, Мухаммад ибн ал-Хасан, ал-Хаким, ас-Саури, Ахмад, Исхак, Абу Саур, Ибн ал-Мунзир и Давуд аз-Захири считали, что супругам разрешается всё, кроме полового акта. Это мнение представляется нам самым убедительным. Оно подтверждается словами Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Делайте всё, что угодно, но не вступайте с ними в половую связь».

Богословы единодушны в том, что вступать в половой акт запрещается до тех пор, пока не прекратятся кровотечения и пока жена не очистится от осквернения. На первое условие указывают слова «пока они не очистятся», а на второе — слова «когда они очистятся». Малик, аш-Шафи‘и, ат-Табари, Мухаммад ибн Маслама и др. считали, что перед половой близостью обязательно совершить полное омовение и что очищения песком в данном случае недостаточно. Муджахид, ‘Икрима и Тавус считали, что достаточно совершить омовение, подобное тому, что совершается перед намазом. Другие считали, что достаточно помыть половые органы. Среди трёх перечисленных мнений самое сильное — первое. Оно подтверждается вышеназванным аятом из суры «ал-Бакара», поскольку очищением от осквернения в случае менструации является купание. Этому суждению отдали предпочтение имам ал-Куртуби и Ибн Кудама ал-Макдиси. [Ал-Куртуби. Ал-Джами‘ ли-ахкам ал-Кур’ан. Бейрут: Дар ихйа ат-турас ал-‘араби, 1422/2001. Т. 3. С. 61-63; Ибн Кудама. Мугни. Т. 1. С. 414-420; аш-Шаукани. Нейл ал-аутар. Ч. 1. Т. 1. С. 266-267.]

Йахйа ибн Букайр и Мухаммад ибн Ка‘б ал-Курази считали, что в случае отсутствия воды перед половой близостью достаточно очиститься песком, не совершив полного омовения. А лучше всего об этом известно Аллаху.