Пророк Яхья был сыном пророка Закарийи и родился, когда его отец уже достиг преклонного возраста. Закарийя опасался, что после его смерти израильский народ останется без богобоязненного наставника, и попросил Аллаха одарить его праведным сыном, который продолжит его дело. Он сказал: «Господи, Ты одари меня прекрасным потомством, ведь Ты внимаешь мольбе» (сура 3 «Семейство Имрана», аят 38), то есть не просто одари, а Ты Сам одари, по Твоей милости, потому что голова моя пылает сединой, и жена моя бесплодна, и мне больше не на кого надеяться, кроме Тебя. Всевышний внял его мольбе, и, когда он стоял на молитве в михрабе, к нему пришли ангелы и сказали: «Аллах радует тебя вестью о Яхье, который подтвердит слово от Аллаха и будет господином, целомудренным и пророком из числа праведников» (сура 3 «Семейство Имрана», аят 39).

Среди качеств, которыми Аллах охарактеризовал этого пророка Яхью, встречается слово حَصُور. Оно образовано от глагола حَصَرَ — ‘сдерживать’, ‘ограничивать’. Ар-Рагиб аль-Исфахани пишет, что حَصُور называют того, кто отказывается от близости с женщинами либо из-за физического бессилия, либо из-за целомудрия. Морфологическая конструкция этого слова такова, что его можно перевести как признак и того, кто действует, и того, на кого направлено действие. Говоря иначе, слово حَصُور можно перевести как ‘целомудренный’ и как ‘не имевший влечения к женщинам’. Интересно, что ранние комментаторы озвучивали оба эти мнения.

В тафсире ат-Табари приводятся асары от Саида ибн аль-Мусайяба о том, что у Яхьи был физический недостаток и он не мог иметь близость с женщинами. Ибн Аббас и ад-Даххак говорили, что حَصُور — это тот, у кого нет семени и кто не может иметь детей. Муджахид, Саид ибн Джубайр, Катада и аль-Хасан аль-Басри не делали такого уточнения и говорили, что حَصُور — это тот, кто не приближается к женщинам. Ас-Судди сказал, что это — тот, кто не имеет влечения к женщинам.

Но если обратиться к хадисам Пророка, мир ему и благословение Аллаха, то слово حَصُور приобретает значение, несколько отличное от тех истолкований, что мы только что упомянули. Передают со слов Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Никто из сынов Адама не избежал греха или намерения совершить грех, кроме Яхьи, сына Закарийи, и никому не следует говорить, что он лучше Юнуса, сына Матты» [Ахмад 2654, Шуайб аль-Арнаут назвал иснад хадиса слабым].

Поэтому есть мнение, что Яхья воздерживался не столько от близости с женщинами, сколько от всего запретного и даже от мыслей о каком-нибудь грехе. Его целомудрие не ограничивалось девственностью. Это была внутренняя чистота, чистота помыслов, слов и поступков, наивысшая форма нравственности. Именно так истолковал слово حَصُور кадий Ийяд, и его толкование полностью соответствует контексту аята и лексическому значению слова [Ибн Касир 2/38].

В данном примере обращение к тафсирам ставит нас в трудное положение, но зато на помощь приходит контекст отрывка. Закарийя попросил у Аллаха «прекрасное потомство», и ангелы пришли к нему, чтобы обрадовать его вестью о скором рождении мальчика. Правильно будет думать, что они сообщили, что Яхья будет праведным, благочестивым и целомудренным мужчиной. Упоминание о его физическом недостатке в такой момент испортило бы благую весть и огорчило бы Закарийю.

С другой стороны, если под целомудрием подразумевался отказ от близости с женщинами, то в упоминании этого тоже был определённый смысл. Закарийя прекрасно знал, что у пророков Божьих были жёны и дети. Всевышний сообщил нам об этом, когда сказал: «Воистину, Мы посылали посланников до тебя и даровали им жён и потомство» (сура 13 «Гром», аят 38). Если Яхья в этом отношении был исключением, то ангелы могли сообщить его отцу об этой его особенности ещё до его рождения. А Аллах знает лучше.