Поскольку в кальяне используется табак, как и в обычных сигаретах, то следует прежде всего рассмотреть положение о курении табака вообще. Табак не был известен в мусульманском мире вплоть до конца XVI века, когда он был впервые завезён в Магриб. Оттуда он попал в Судан, Египет, Хиджаз и в другие страны. Ибн Абидин пишет, что в Дамаске он появился в 1015/1606 или 1607 году [Фаваких адида 2/80, Радд аль-мухтар 6/459]. Поэтому фетвы относительно употребления табака появились относительно поздно, и их можно разделить на три группы.
Согласно первому мнению, курение табака запрещено. Этого мнения придерживались Абд ар-Рахман аль-Масири, Абу аль-Ихляс аш-Шурунбуляли и Абд ар-Рахман аль-Имади из числа ханафитов, Салим ас-Санхури, Ибрахим аль-Ляккани, Мухаммад ибн Абд аль-Карим аль-Факкун и Ибн Хамдун — из маликитов, Шихаб ад-Дин аль-Кальюби, Наджм ад-Дин аль-Газзи, Ибн Аллян аль-Бакри — из шафиитов, а также многие ханбалиты, особенно представители недждийской школы [Маусуа фикхийя 10/101-102, Радд аль-мухтар 6/459-460, Шарх аль-Махалли 1/79, Мухаммад Илиш 1/118].
В своём суждении они основывались на том, что при первом курении многие люди испытывают головокружение, у них учащается сердцебиение, но со временем организм постепенно привыкает к табаку и не испытывает этих неприятных ощущений. Зато после привыкания к табаку курение вызывает ощущение лёгкости даже большее, чем то, что ощущается при употреблении спиртных напитков. И хотя курение не опьяняет, оно всё равно вызывает вялость и склонность к депрессии, что случается и у людей, пристрастившихся к потреблению спиртного. Передают со слов Умм Салямы, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил употреблять всё, что опьяняет или вызывает вялость [Абу Давуд 3686, Ахмад 26676]. Иснад этого хадиса вызывает вопросы, потому что его передатчиком был Шахр ибн Хаушаб, но Ибн Хаджар назвал этот иснад хорошим [Фатх аль-Бари 10/44].
Курение табака наносит вред физическому и психическому здоровью самого курильщика, а также людей, которые вдыхают табачный дым. Курение вызывает необратимые изменения сердечно-сосудистой системы, способствует развитию гипертонии и атеросклероза, поражает органы дыхания, пищеварения, эндокринной системы. Риск заболевания раком лёгкого, пищевода и ряда других органов у курильщиков значительно выше, чем у некурящих. И даже люди, находящиеся в одном помещении с курильщиком, подвергаются вредному воздействию дыма, насыщенного продуктами сгорания табака, что отражается на их самочувствии и здоровье. Поэтому запрет на курение табака можно отнести к словам Всевышнего: «…и не убивайте себя [и друг друга]. Поистине, Аллах милостив к вам» (сура 4 «Женщины», аят 29)
.
Кроме того, курильщик расходует немалые средства на приобретение того, что вредит его здоровью и подпадает под запрет, содержащийся в словах Всевышнего: «…и не расточай на непотребное. Поистине, расточающие на непотребное — братья шайтанов, а шайтан очень неблагодарен своему Господу» (сура 17 «Ночной перенос», аяты 26-27)
. То есть Коран категорически запрещает расходовать блага, которыми Аллах одаряет раба, на то, что вызывает Его гнев и неудовольствие.
Наконец, табачный дым имеет отвратительный запах, который пропитывает одежду, мебель, обои и т. п. Известно, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, приказывал мусульманам искупаться, если от них исходил запах пота. Он также запретил приходить в мечеть тем, кто поел сырой лук или чеснок из-за их неприятного запаха, разъяснив, что это причиняет беспокойство не только людям, но и ангелам [Бухари 855, Муслим 564]. Табачный дым обладает ещё более агрессивным и неприятным запахом, и это тоже указывает на неприемлемость курения табака.
Согласно второму мнению, курение табака дозволено и не запрещено. Так считали ханафитские богословы Аля ад-Дин аль-Хаскафи, Шихаб ад-Дин аль-Хамави, Абд аль-Гани ан-Набулуси, Мухаммад аль-Аббаси аль-Махди, маликиты Нур ад-Дин аль-Аджхурри, Мухаммад ибн Ахмад ад-Дасуки и Ахмад ибн Мухаммад ас-Сави, шафииты Наджм ад-Дин аль-Хафни и Нур ад-Дин аш-Шабрамаллиси и Абд аль-Кадир ибн Мухаммад аль-Хусайни ат-Табари, ханбалиты Маръи ибн Юсуф аль-Карми и Мустафа ар-Рухайбани, а также имам аш-Шаукани и др. [Маусуа фикхийя 10/104-105, Радд аль-мухтар 6/459-460, Иршад ас-саиль, с. 50-51, Рухайбани 6/217-219].
Они обосновывали свою позицию тем, что вещи в основе своей являются дозволенными, кроме тех, которые запрещены на основании шариатского довода. По их мнению, вред от курения табака не доказан, и если оно вредит некоторым людям, то есть и другие дозволенные вещи, которые могут вредить здоровью людей, особенно если употреблять их в большом количестве. Табак не вызывает опьянения, и первая реакция на его употребление зависит от организма конкретного человека, а возникающее при курении ощущение расслабленности не подобно тому, которое происходит при употреблении спиртного или наркотических веществ. Что же касается расходования средств на приобретение табака, то в этом нет ничего предосудительного, если употребление табака не является запретным.
Согласно третьему мнению, курение табака нежелательно, и так считали ханафитские имамы Абу ас-Сууд, Ибн Абидин ад-Димашки и Абд аль-Хайй аль-Лукнави, маликит Юсуф ибн Саид ас-Сыфати, шафиит Али ибн Ибрахим аш-Ширвани, ханбалиты Мансур ибн Юнус аль-Бухути и Ахмад ибн Мухаммад аль-Манкур ат-Тамими [Маусуа фикхийя 10/107, Радд аль-мухтар 6/461, Манкур 2/79-87]. Они опирались на те же доводы, что и те, кто считал курение табака дозволенным, но склонялись к его нежелательности из-за неприятного запаха и возможного вреда для здоровья.
Как видим, между законоведами не было разногласий относительно того, что положение о курении табака зависит от того, причиняет ли оно вред организму человека и в какой мере. То есть ни наличие дыма, ни дороговизна табака, ни психологическая привязанность к нему, ни даже неприятный запах изо рта не являются вескими основаниями для того, чтобы запрещать курение табака. Основанием для запрета могут быть только очевидные доказательства того, что курение вредит здоровью и приводит к летальному исходу. Ибн Абидин пишет: «Если будет установлено, что курение наносит исключительно вред и не содержит пользы, то в этом случае разрешается дать фетву о его запрете. Если же его вред не будет доказан, то основой является дозволенность» [Укуд дуррийя 2/332].
Имамы прошлого не имели достаточно знаний о вреде курения, и если одни врачи в те времена настаивали на том, что курение вредит здоровью, то другие говорили о том, что оно может даже приносить пользу. Однако в наше время вред курения можно считать научно доказанным фактом. По данным Всемирной организации здравоохранения, от последствий употребления табака ежегодно погибает более 8 миллионов человек, из которых более 7 миллионов — активные или бывшие курильщики и более 1,2 миллиона — некурящие, подвергающиеся воздействию вторичного табачного дыма.
Что же касается курения кальяна, то в плане вреда здоровью оно мало отличается от курения обычных сигарет, потому что в обоих случаях в крови повышается уровень окиси углерода (угарного газа), которая доставляется ко всем тканям и вызывает кислородное голодание мозга, заболевания кровеносных сосудов, сердца, лёгких, желудка. Более того, длительное курение кальяна приводит к значительно большему вдыханию окиси углерода, никотина, вредных смол и солей тяжёлых металлов, которые медленно выводятся из организма. Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что курение табака вообще и кальяна в частности является запретным деянием. А Аллах знает лучше.