Между учеными нет разногласий относительно законности такой сделки, если обмен осуществляется сразу при заключении сделки. Это значит, что разрешается обменять, например, одного верблюда на одного из двух верблюдов, или на одну или двух коров. В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Джабира о том, что к Пророку пришел раб и присягнул ему на верность, поклявшись совершить хиджру. Пророк не знал, что это невольник, а спустя некоторое время к нему пришел его хозяин и потребовал своего раба назад.
Пророк выкупил его за двух черных рабов, но после этого он не принимал присяги до тех пор, пока не спрашивал: «Является ли этот человек рабом?» В четырех «Сунанах» и «Муснаде» Ахмада приводится хадис Джабира о том, что Пророк обменял одного раба на двух рабов.
Но если стороны договариваются обменять животных, и одна из них собирается выполнить свои обязательства в будущем, то богословы высказывали разные мнения по этому поводу. Большинство, в том числе имам аш-Шафи‘и и Исхак, разрешали обменивать животных в рассрочку, независимо от того, принадлежат они к одному виду или к разным видам. Сообщается, что этого мнения придерживались ‘Али б. Абу Талиб, ‘Абдуллах ибн ‘Умар, Са‘ид б. аль-Мусайяб, Ибн Сирин, аз-Зухри и др. В пользу такого суждения свидетельствует следующий рассказ ‘Абдуллаха б. ‘Амра: «Пророк приказал мне снарядить армию, но верблюдов оказалось недостаточно, и тогда он велел приобрести верблюдов в рассрочку при условии, что расплатится за них молодыми верблюдами, которых пригонят в качестве закята. Я приобретал каждого верблюда за двух верблюдов из закята в рассрочку». Хадис передали аль-Хаким и аль-Бейхаки, и его рассказчики заслуживают доверия.
Имам Малик разрешал обменивать животных в рассрочку, если они принадлежат к одному виду, например, овец на овец или верблюдов на верблюдов. Абу Ханифа, ас-Саури и Ахмад запрещали поступать так, даже если животные принадлежат к одному виду. Это мнение опирается на хадис Самуры б. Джундуба о том, что Пророк запретил обменивать одно животное на другое в рассрочку. Его передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи и Ибн аль-Джаруд назвали его достоверным.
Большинство хадисоведов считали этот хадис отосланным, так как аль-Хасан аль-Басри не слышал хадисов от Самуры. Однако это утверждение несправедливо. Помимо того, это предание подтверждается похожими хадисами Ибн ‘Аббаса (Ибн Хиббан, ад-Даракутни), Ибн ‘Умара (ат-Тахави в «Шарх ма‘ани аль-асар», ат-Табарани в «Аль-му‘джам аль-кабир»), Джабира б. ‘Абдуллаха (ат-Тирмизи) и Джабира б. Самуры (‘Абдуллах б. Ахмад в «Заваид аль-муснад»). Эти сообщения не лишены недостатков, но усиливают друг друга, и поэтому аль-Албани назвал хадис достоверным.
На первый взгляд, между этими сообщениями существуют разногласия. Некоторые ученые считают, что хадис Ибн ‘Амра был аннулирован, однако это суждение не подтверждается доказательствами. Имам аш-Шафи‘и попытался совместить эти сообщения и сказал, что в хадисе Самуры речь идет о сделке, когда обе стороны хотят обменять своих животных в рассрочку. Без сомнения, такие сделки запрещены, и между правоведческими школами нет разногласий по этому поводу, однако такое толкование неочевидно.
Имам ас-Сан‘ани, комментатор сборника «Булуг аль-марам», отдавал предпочтение мнению о том, что животных нельзя обменивать в рассрочку. Согласно его комментариям, Ибн ‘Амр не приобрел верблюдов в рассрочку, а взял их в долг. Известно, что большинство ученых разрешало приобретать животных в долг, что подтверждается целым рядом сообщений.
Имам аш-Шаукани считал, что хадис Самуры предпочтительнее хадиса Ибн ‘Амра. Во-первых, он подтверждается преданиями, рассказанными несколькими другими сподвижниками. Во-вторых, ат-Тирмизи и Ибн аль-Джаруд назвали его достоверным. В-третьих, согласно принципам правоведения, в таких ситуациях предпочтение следует отдавать тем текстам, которые содержат запрет.
Таким образом, если при обмене скотиной хотя бы одна сторона собирается выполнить свои обязательства в будущем, то подобные сделки запрещены. Это самое убедительное мнение по данному вопросу, а лучше всего об этом известно Аллаху.