Пластические операции совершаются либо для устранения очевидного дефекта, либо для улучшение внешности.
Если целью является устранение врожденного дефекта или восстановление отдельных частей тела, которые были утрачены или повреждены из-за травм или заболеваний, то такие операции дозволены, а в некоторых случаях даже необходимы. Например, если у человека сильное искривление носовой перегородки или если ребенок родился с расщелиной неба или срощенными пальцами, то устранение таких дефектов требует хирургического вмешательства.
У одного из сподвижников Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, по имени ‘Арфаджа ибн Ас‘ад ас-Са‘ди был отсечен нос. Это произошло в сражении куляб еще во времена джахилии, и он носил протез из серебра. А когда серебряный протез стал плохо пахнуть, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разрешил заменить его на золотой, и об этом сообщается в «Сунане» Абу Давуда (4232).
Если же операция задумана не для устранения очевидного дефекта, а с целью улучшения внешности, то есть для придания не устраивающей части лица или тела приемлемого для конкретного человека вида, то она не дозволена, потому что в основе своей такой поступок является потворством страстям и искажением творения Аллаха. В известном хадисе сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, проклял «женщин, подпиливающих зубы для красоты и изменяющих творение Аллаха» (аль-Бухари 5931, Муслим 2125).
Поэтому, если по причине недостаточного развития молочных желез, частичного или полного отсутствия грудных мыщц и т. п. грудь женщины очень маленькая и больше похожа на мужскую, что негативно отражается на её психологическом состоянии, супружеских отношениях и мешает мужу получать удовольствие от близости с ней, то ей разрешается увеличить грудь путём пластической операции. Но если грудь обычного размера, как у многих других женщин, а женщина хочет увеличить её для того, чтобы выглядеть более привлекательной для мужа или в своих глазах, то подобные пластические операции запрещены шариатом.
То же самое относится к увеличению объёма или подтягиванию груди после родов: если молочные железы уменьшились и грудь стала неестественно маленькой или обвисла и выглядит безобразно, то косметическая операция разрешается, но если грудь изменилась так, как это происходит у большинства женщин, то корректировать её форму хирургическим путем воспрещается. Ни жалобы на заниженную самооценку или психологические проблемы, ни желание удержать мужа от соблазна другими женщинами не служат основанием для таких пластических операций, потому что это — дверь к падению нравов и многим другим порокам.
Всевышний предостерегает нас от потворства страстям и послушания шайтану, который поклялся вводить людей в заблуждение, приказывая им обрезать уши скотине и изменять творение Аллаха. После упоминания об этом Всевышний разъясняет, что шайтан раздаёт людям обещания и возбуждает в них надежды, но не обещает им ничего, кроме обольщения (сура 4 «Женщины», 119-120)
.
Именно шайтан внушает людям неудовлетворенность той внешностью, которую Аллах даровал им, и обещает им нечто лучшее, успех и признание. Однако его обещания не более чем обольщение, и многие из тех, кто попадает в его силки, сразу или через какое-то время оказываются недовольны достигнутым результатом. У некоторых стремление к красивой внешности превращается в навязчивую идею, и тогда дорогостоящие операции следуют одна за другой. А кроме того, они подают дурной пример своим подругам, и они начинают соперничать друг с другом в искажении облика, дарованного им Аллахом.
Вполне естественно, что у большинства женщин грудь не самого большого размера и что после родов и кормления молочные железы теряют прежний вид и упругость, и верующие, будь то женщины или мужчины, не должны восставать против такого порядка вещей. В «Муснаде» имама Ахмада (17328) приводится хадис ‘Амра аль-Ансари о том, что он опускал свой изар, прикрывая им свои чересчур худые голени. Когда он рассказал об этом Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, тот сказал: «О ‘Амр, поистине, Аллах сделал прекрасным все, что сотворил».
В «Муснаде» имама Ахмада (19768) приводятся слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине, Аллах испытывает раба тем, что дарует ему, и если кто удовлетворяется тем, чем наделил его Аллах, то Аллах дарует ему благодать и увеличивает его долю, а если кто не удовлетворяется этим, то Аллах лишает его благодати».
Это относится не только к материальным благам, но и ко всему, чем Аллах наделяет человека в этой жизни. В достоверном хадисе говорится: «Если кто-либо из вас увидит того, кто превосходит его богатством или внешним видом, пусть посмотрит на тех, кто уступает ему в этом» (аль-Бухари 6125 и Муслим 5263).
Таким образом, верующему следует помнить, что различия между людьми — это часть земного испытания и что человеку может не нравится то, что принесёт ему много пользы, если он примет это с благодарностью и терпением. И вместо того, чтобы расходовать свои силы и средства на изменение внешности, которой наградил человека Всевышний, лучше сосредоточиться на приобретении полезных знаний и совершении благих дел, необходимых для нашего успеха в этой жизни и для спасения после смерти. Что же касается пластических операций, то, как мы уже разъяснили, они разрешаются или показаны только в тех случаях, когда имеет место выраженный врожденный или приобретённый дефект. А Аллах знает лучше.