Если известно, что торговец продает товар, приобретенный иным незаконным путем, то приобретать его запрещено, потому что он не является его истинным владельцем. Владение товаром является одним из условий законности сделки, и в пользу этого свидетельствуют Коран, Сунна и здравый смысл.
В Священном Коране сказано: «О вы, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному вашему согласию» (ан-Ниса, 29). Совершенно ясно, что если вещь украдена или отнята насильно, то хозяин не расстался с ней по своему согласию.
Доводом из Сунны является хадис Хакима б. Хизама о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Не продавай то, чего у тебя нет". Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, аш-Шафии, Ибн аль-Джаруд и др. Ат-Тирмизи назвал его хорошим, а аль-Албани в книге "Ирва аль-Галиль" – достоверным. В нем содержится запрет на торговлю товаром, которого нет в наличии или который не принадлежит человеку по праву.
Что же касается здравого смысла, то каждому благоразумному человеку понятно, что, приобретая украденную вещь, покупатель помогает преступнику и способствует распространению на земле смуты и беззакония. Всевышний Аллах же сказал: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и несправедливости» (аль-Маида, 2).
Следовательно, если покупатель приобрел товар у торговца, после чего узнал о том, что он был украден, то их сделка аннулируется. Если ему известен истинный владелец украденной вещи, то он должен вернуть ему ее, а продавец обязан возместить ему убыток.
Теперь рассмотрим другой случай – когда покупатель приобретает товар на деньги, приобретенные незаконным путем. Богословы высказывали по этому поводу разные мнения, но самым достоверным из них является то, что если продавцу известно, что они добыты незаконным путем, то он не имеет права заключать сделку. Такой покупатель является преступником, и относиться к нему следует так, чтобы он раскаялся и отказался от покушения на чужую собственность.
В то же время, если продавец или покупатель известны тем, что зарабатывают нечестным путем, но в конкретной ситуации нельзя утверждать, что предлагаемые ими товар или деньги приобретены незаконным образом, то с ними можно заключить сделку. Аль-Бухари передал со слов Аиши, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, купил у иудея зерно, отсрочив платеж, и оставил в залог железную кольчугу. Известно также, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, принимал подарки от людей Писания и язычников, несмотря на то, что они часто занимались ростовщичеством и зарабатывали нечестным путем. А лучше всего об этом известно Аллаху.