Согласно достоверным хадисам, купля и продажа золота и серебра должна происходить из рук в руки. Абу аль-Минхаль рассказывал: «Я спросил у аль-Бары ибн ‘Азиба и Зайда ибн Аркама об обмене [золота и серебра], и они сказали: «Мы торговали во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и спросили его об этом, и он сказал: «Если [обмен происходит] из рук в руки, то нет проблем. Если же в рассрочку, то это неправильно» (аль-Бухари).

А в хадисе Абу Са‘ида аль-Худри сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Обменивайте один вес золота только на такой же вес золота и не обменивайте меньший вес на больший. И обменивайте один вес серебра только на такой же вес серебра и не обменивайте меньший вес на больший. И не обменивайте золото и серебро, если их нет в наличии, на золото или серебро, которое имеется в наличии» (аль-Бухари и Муслим). Есть и другие хадисы, общий смысл которых недвусмысленно указывает на то, что при купле-продаже золота и серебра оплата должна осуществляться без отсрочки и в полной мере.

Известный ханафитский законовед ‘Ала ад-Дин аль-Касани пишет: «Священные тексты указывают на то, что условием купли-продажи золота и серебра является получение их в руки до расставания. Под расставанием подразумевается физическое удаление участников сделки от места её заключения, например, если один из них уйдёт в одном направлении, а второй — в другом направлении или если один из них уйдёт, а второй останется. Пока они оба остаются в том месте, где была заключена сделка, это не считается расставанием, даже если прошло много времени, потому что физически они не отдалились друг от друга» [1].

Всё вышесказанное касается торговли золотом и серебром в виде лома, монет, слитков и т. п. Что же касается ювелирных изделий, то законоведы разошлись во мнениях по данному вопросу. Большинство считает, что нет разницы между ломом и золотыми и серебряными ювелирными изделиями, так как в хадисах ничего не сказано об этом и не сделано исключения для купли-продажи изделий. Согласно другому мнению, золотые и серебряные украшения разрешается продавать так же, как и другие товары, так как они потеряли свою ценность в качестве золота и серебра и стали обычным товаром — при условии, что они не используются в качестве денежного эквивалента. Это мнение приписывают табиям аль-Хасану аль-Басри, Ибрахиму ан-Наха‘и и аш-Ша‘би [2]. Его же придерживались некоторые ханбалитские [3] и маликитские [4] законоведы.

Имам Малик считал, что если стоимость драгоценного металла в изделии не превышает трети стоимости самого изделия, то разрешается обменять его на этот же драгоценный металл большего веса, но только из рук в руки, а если стоимость драгоценного металла превышает треть стоимости самого изделия, то его нельзя обменивать на этот же драгоценный металл. Иными словами, хотя его мнение отличалось от мнения большинства, он не приравнивал золотые и серебряные изделия в прочим товарам и не допускал отсрочку платежа при торговле ими [5].

Среди перечисленных первое мнение нам представляется более надёжным, потому что золотые и серебряные изделия обычно используются именно в качестве эквивалента денег. Мусульманин должен сторониться покупки или продажи золота, серебра, золотых и серебряных изделий в рассрочку, в том числе через Интернет, так как при покупке через Интернет покупатель получает товар спустя некоторое время после того, как он осуществляет платёж. А Аллах знает лучше!

Примечания

[1] Аль-Касани. Бадаи‘ ас-санаи‘. Т. 5. С. 215.

[2] Ибн Хазм. Мухалля. Т. 7. С. 442; ан-Навави. Аль-Маджму‘ шарх аль-мухаззаб. Т. 10. С. 257.

[3] Аль-Мардави. Инсаф. Т. 5. С. 14.

[4] Ибн ‘Абд аль-Барр. Истизкар. Т. 19. С. 229.

[5] Ибн Хазм. Мухалля. Т. 7. С. 443.