Если сделка не отвечает требованиям шариата и приводит к ростовщичеству, то она не может быть заключена даже между близкими родственниками, например, между мужем и женой, отцом и сыном, двумя братьями или двумя сёстрами. Оправданием для этого не является и то, что обе стороны заключают такую сделку не с целью обогатиться и при взаимном согласии, поскольку, во-первых, обмен товарами — это разновидность сделок. Во-вторых, шариат разрешает идти на уступки лишь тогда, когда они не приводят к нарушению законов Аллаха.

Поэтому, если мать и дочь решили обменяться золотыми украшениями, они должны соблюдать требования шариата и совершить обмен из рук в руки и с учётом веса изделий, поскольку золото относится к ростовщическим товарам и может быть обменено только из рук в руки и только в равном количестве (т.е. золото в изделиях должно иметь одинаковый вес).

Ахмад и ан-Насаи передали со слов Абу Хурейры, что Пророк сказал: «Обменивайте золото на золото — одного веса и в равном количестве, и серебро на серебро — одного веса и в равном количестве. Если же кто-либо наложит сверху или потребует добавки, то это ростовщичество». Ал-Албани назвал хадис достоверным.

Малик и ал-Бухари передали со слов ‘Умара ибн ал-Хаттаба, что Посланник Аллаха сказал: «Обменивать серебро на золото не из рук в руки — значит заниматься ростовщичеством, и обменивать пшеницу на пшеницу не из рук в руки — значит заниматься ростовщичеством, и обменивать финики на финики не из рук в руки — значит заниматься ростовщичеством, и обменивать ячмень на ячмень не из рук в руки — значит заниматься ростовщичеством». Ал-Албани назвал хадис также достоверным .

Дочь может позаимствовать у матери украшения, и мать может позаимствовать у дочери украшения. Дочь может подарить своё украшение матери, и мать может подарить своё украшение дочери. Но это не должно принимать форму обмена, когда обе стороны заранее договариваются обменяться определёнными украшениями навсегда. Если же они непременно хотят обменяться ими, то должны осуществить сделку, соблюдая нормы шариата. И если эти изделия имеют разный вес, то они могут продать их друг другу за наличные деньги. А лучше всего об этом известно Аллаху.