Ростовщическими (рибави) называются те товары, при торговых операциях с которыми стороны могут совершить грех лихоимства. Некоторые из них Пророк перечислил в известном хадисе, переданном Муслимом со слов ‘Убады б. ас-Самита: «Обменивайте золото на золото, серебро на серебро, пшеницу на пшеницу, ячмень на ячмень, финики на финики, соль на соль — одинаковые товары в равном количестве из рук в руки. Если же вы обмениваете один из этих товаров на другой, то обменивайте их, как вам угодно, но только из рук в руки».
Богословы захиритской школы считают, что к ростовщическим товарам относятся только перечисленные шесть видов. Они отрицают суждение по аналогии, однако мусульманский шариат всеобъемлющ и не допускает вынесение разных суждений относительно похожих вещей. Поэтому все остальные ученые считают, что любые другие товары тоже являются ростовщическими, если между ними и перечисленными шестью товарами существует сходство.
Богословы высказывали разные мнения относительно того, по каким критериям следует сравнивать товары. Представители ханафитского и ханбалитского толков считали, что золото и серебро объединяет то, что их можно взвесить, а остальные четыре продукта — то, что их можно отмерить. По их мнению, любые товары, которые можно взвесить или отмерить литрами, относятся к ростовщическим товарам.
Ученые маликитского толка полагают, что золото и серебро объединяет то, что они являются ценностью по сути (джаухар ас-саманийя), а остальные четыре товара — то, что они являются основными продуктами питания и пригодны для хранения.
Имам аш-Шафи‘и и некоторые другие считали, что золото и серебро являются ценностью сами по себе, и никакие другие товары нельзя сравнивать с ними, а остальные четыре товара объединяет то, что они употребляются в пищу.
Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя считал, что золото и серебро — универсальная ценность (мутлак ас-саманийя), следовательно, с ними можно сравнить бумажные деньги и монеты; а остальные четыре товара объединяет то, что они употребляются в пищу, и их можно взвесить или отмерить. Это мнение нам представляется наиболее правильным.
Упомянутые выше различия имеют большое значение для ведения торговли, ибо если разные товары объединены одним критерием, то их разрешается обменивать только из рук в руки. Например, по мнению ханафитов, 1 т меди нельзя обменять на 1 т свинца в кредит, так как оба товара продаются на вес. По мнению маликитов, такая сделка разрешена, так как эти металлы не относятся к продуктам питания.
Таким образом, мы можем выделить три категории ростовщических товаров:
а) золото, серебро и бумажные деньги (или монеты);
б) продукты питания, которые можно взвесить;
в) продукты питания, которые можно отмерить литрами.
Если ростовщический товар обменивается на такой же товар, то они должны быть одного количества и сделка должна состояться сразу. Это значит, что 1 кг пшеницы первого сорта нельзя обменять, например, на 2 кг пшеницы высшего сорта. Пшеница относится к ростовщическим товарам, и поэтому 1 кг любой пшеницы можно обменять только на 1 кг любой пшеницы, причем сделать это нужно сразу по заключению сделки, т.е. из рук в руки. В противном случае сделка считается недействительной и греховной. Для того чтобы избежать греха, следует вначале продать пшеницу первого сорта за деньги, а потом купить на них пшеницу высшего сорта, или наоборот.
Если обмениваемые товары разные, но относятся к одной категории, то их разрешается обменивать в разном количестве, но только из рук в руки. Например, обменивать валюту разрешается только из рук в руки, и продавать золото за деньги разрешается только из рук в руки. Приведем еще примеры: 1 кг рисовой муки можно обменять, например, на 2 кг пшеничной муки только из рук в руки, и 1 л подсолнечного масла можно обменять, например, на 1 л уксуса только из рук в руки.
Если обмениваемые товары относятся к разным категориям или вообще не относятся к ним, то их разрешается обменивать в любых количествах и с отсрочкой платежа. Например, разрешается купить 1 т муки за рубли в кредит, или обменять 1 кг меди на 100 л подсолнечного масла с отсрочкой платежа. А лучше всего об этом известно Аллаху.