Передают со слов Абу Умамы, что Пророк сказал: «Если человек заступился за своего брата и принял подарок, который тот преподнес ему в знак благодарности, то он вошел в одну из величайших дверей лихоимства». Хадис передали Ахмад и Абу Давуд. Его цепочка рассказчиков имеет недостатки (некоторые имамы высказывали критику в адрес передатчика по имени ал-Касим ибн ‘Абд ар-Рахман ал-Умави), но шейх ал-Албани назвал его хорошим. По мнению имама ас-Сан‘ани, здесь имеется в виду обязательное заступничество за того, кто попал в руки деспотичного правителя, или запрещённое заступничество за того, кто заслужил справедливое наказание, поскольку брать плату за совершение обязательных или запретных поступков запрещено. Если же ходатайство связано с обретением чего-либо дозволенного (мубах), то получить подарок за него не запрещается, поскольку это есть форма вознаграждения за оказанную милость. Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи и др. передали со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Умара, что Посланник Аллаха сказал: «Если кто-либо сделал вам добро, отблагодарите его. Если вы не найдёте чем отблагодарить его, то помолитесь за него, пока не решите, что вы отблагодарили его». В такой форме его передал Абу Давуд, и ал-Албани назвал его достоверным согласно требованиям ал-Бухари и Муслима .
Однако большинство ученых считало, что ходатайство перед правителем даже в дозволенных вопросах позволяет тому, за кого ходатайствуют, получить то, на что он имеет право. Благодаря такому ходатайству удаётся предотвратить нарушение законов Аллаха и получение взятки, и брать материальное вознаграждение за подобную услугу нельзя. Передают, что ‘Умар ибн ал-Хаттаб, ‘Али ибн Абу Талиб, Ибн Мас‘уд, Ибн ‘Аббас, Масрук и др., комментируя слова Всевышнего «Они охотно выслушивают ложь и пожирают запретное» (ал-Маида, 42), сказали: «Этот аят ниспослан об иудеях, которые выслушивали лживые речи, брали взятки от тех, в чью пользу они выносили приговоры, и принимали подарки от тех, за кого они заступались».
‘Абд ал-А‘ла ибн Хаммад передал со слов Масрука, что тот спросил ‘Умара: «Как ты считаешь, взятка за вынесение приговора относится к этому запретному?» Он сказал: «Нет, это есть неверие. А пожираемое запретное — это когда один человек занимает высокое положение перед правителем, а другой нуждается в содействии правителя, и первый не помогает ему, пока не получит подарок». Комментируя это суждение, ал-Джассас в своём толковании Корана сослался на аят: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и несправедливости» (ал-Маида, 2). Ходатайствуя за своего брата в добрых делах, мусульманин помогает ему получить то, на что тот имеет право, и помогает правителю или чиновнику избежать греха. Получать плату за такого рода участие неправильно, поскольку совершать такие поступки необходимо исключительно ради Аллаха.
Передают, что имам Ахмад запрещал принимать подарки даже от людей, для которых уважаемый человек посватал девушку. Это объясняется тем, что участие в сватовстве в данном случае подобно ходатайству. А лучше всего об этом известно Аллаху!