На животных, которые не упоминаются в Коране и сунне, распространяется следующее правило: если жители Хиджаза относили его к благой пище, то его разрешается употреблять в пищу, если же они считали его скверным, то есть его запрещается. Всевышний Аллах сказал: «Он повелит им совершать одобряемое и запретит им совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещенным скверное» (Аль-А‘раф, 157). В другом месте говорится: «Они спрашивают тебя о том, что им дозволено. Скажи: “Вам дозволено благое”» (Аль-Маида, 4). Эти аяты были обращены к жителям Хиджаза, и поэтому для определения дозволенности того или иного животного нужно обращаться к их практике и обычаям. Что же касается бедуинов, то их отношение к пище не принимается во внимание, так как из-за нужды и голода многие из них ели все, что приходилось. Если животное не обитает в Аравии, то его следует сравнить с теми животными, которые обитают там. Если же оно не поддается такому сравнению, то оно считается разрешенным. В пользу этого свидетельствует аят: «Скажи: “Из того, что дано мне в откровении, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи…”» (Аль-Ан‘ам, 145).
Данное правило, изложенное Ибн Кудамой аль-Макдиси, применительно ко всем животным. На этом основании запрещается употреблять в пищу червей, жуков, тараканов, мышей, крыс, ящериц, скорпионов, змей и других животных, которых арабы считают скверными. Этого мнения придерживались имамы Абу Ханифа и аш-Шафи‘и. Между тем Малик, аль-Ауза‘и, Ибн Абу Лейла и некоторые другие разрешали есть всех перечисленных животных. Малик сказал: «Змей разрешается есть, если им отрезали голову». Они опирались на аят из суры «Аль-Ан‘ам», понимая его в широком смысле.
Однако смысл этого аята ограничивается, например, следующим хадисом: «Пятеро животных приносят вред, и их можно убивать как на заповедной земле, так и за ее пределами. Это — скорпион, коршун, ворона, мышь и бешеная собака». Его передали аль-Бухари и Муслим со слов ‘Аиши. В одной из его версий вместо мыши упомянуты змеи. Если бы они относились к животным, которых разрешается употреблять в пищу, то Посланник не запретил бы убивать их даже во время паломничества, ведь в Коране сказано: «О те, которые уверовали! Не убивайте охотничью добычу, находясь в ихраме» (Аль-Маида, 95). Помимо того, жители Хиджаза относили змей к скверным тварям, и поэтому употреблять их в пищу запрещено. А лучше всего об этом известно Аллаху.