Лизингом называется долгосрочная аренда движимого или недвижимого имущества с последующим правом выкупа. В современном финансовом мире лизинг используется как форма кредитования при приобретении основных фондов предприятиями или очень дорогих товаров физическими лицами. Шариат разрешает сдавать и брать имущество в аренду, но в данном случае речь идет о заключении одновременно двух договоров, касающихся одного и того же объекта, но разделенных во времени: договора об аренде и договора о купле-продаже.
Хорошо известно, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил заключать две сделки в одной. [Хадис об этом передали Ахмад, ан-Насаи и ат-Тирмизи со слов Абу Хурайры, и ал-Албани в «Ирва ал-галил» (5/149) назвал его иснад хорошим. Он же сообщил, что хадисы на эту тему также переданы со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Умара и ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда. См.: Ал-Албани. Силсила ал-ахадис ас-сахиха. Т. 3. С. 213.] Поэтому недопустимо, чтобы лизинговый договор содержал одновременно статьи об аренде имущества и о том, что по истечении срока действия договора имущество переходит в собственность арендатора. Положение не меняется и в том случае, если купля-продажа оформляется не статьей в договоре об аренде, а отдельным договором, который вступит в силу по истечении срока действия договора об аренде или в заранее оговоренный срок.
В то же время при заключении договора об аренде сторонам разрешается заключить отдельный договор о дарении, который вступит в силу по истечении срока действия договора об аренде, если арендатор выполнит свои обязанности, или арендодатель может пообещать арендатору, что подарит ему это имущество на таких же условиях. Либо в договор об аренде может быть включен пункт о том, что в течение срока действия настоящего договора или по его истечении арендатор имеет право выкупить имущество у арендодателя на основании нового договора по рыночной или договорной цене. Эти положения были приняты на сессиях Международной академии исламского права при Организации исламского сотрудничества. Их законность не вызывает сомнения, потому что обязательство подарить имущество бесспорно отличается от договора о купле-продаже, ограниченного нормами шариата, равно как и право на приобретение имущества на основании нового договора отличается от сделки на заранее оговоренных условиях.
Следует иметь в виду, что между законоведами нет согласия относительно того, имеет ли обещание подарить имущество юридическую силу, то есть может ли арендатор в судебном порядке добиться перехода имущества в его собственность, если арендодатель не выполнит своего обещания. Большинство улемов считают, что выполнение обещания желательно, но не обязательно; следовательно, суд не может принудить ответчика к выполнению обещания. Но есть мнение, что выполнять обещания обязательно и что невыполнение обещания без уважительной причины считается грехом. [См.: Ибн Таймиййа. Ал-Фатава ал-кубра. Бейрут: Дал ал-ма‘рифа, 1386. Т. 5. С. 553; аш-Шанкити, Мухаммад ал-Амин. Адва’ ал-байан. Бейрут: Дар ал-фикр, 1415/1995. Т. 3. С. 438-441.] Поэтому большинство ханафитских законоведов считают, что ответчик обязан выполнить обещание только, если он обещал сделать что-либо на каких-то условиях. А большинство маликитов обязывают его к выполнению обещания, если истец, положившись на него, вступил в какие-то отношения. [См.: Хайдар, ‘Али. Дурар ал-хуккам шарх маджалла ал-ахкам. Бейрут: Дар ал-кутуб ал-‘илмиййа. Т. 1. С. 77; ал-Карафи, Ахмад ибн Идрис. Китаб ал-фурук. Каир: Дар ас-салам, 1421/2001. С. 1141.]
Опираясь на эти суждения, мы считаем, что если арендодатель обещал подарить имущество арендатору по истечении срока действия договора об аренде и арендатор выполнил свои обязательства по данному договору, то он обязан выполнить обещание. Но сложности могут возникнуть в случае смерти арендодателя, так как обещание или заключение договора о дарении в будущем не гарантирует того, что дар перейдет в собственность одаряемого. Право собственности на дар возникает лишь по факту его принятия, а значит если даритель скончается до того, как договор вступит в силу и одаряемый примет дар, то оговоренное имущество становится частью его наследства. [См.: ал-Касани, Абу Бакр ибн Мас‘уд. Бадаи‘ ас-санаи‘. Бейрут, Дар ал-китаб ал-‘араби, 1982. Т. 6. С. 120; ал-Манхаджи ал-Асйути, Мухаммад ибн Ахмад. Джавахир ал-‘укуд. Бейрут, 1417/1996. Т. 1. С. 313.]
Помимо всего прочего, при заключении договора аренды нужно оговаривать ответственности сторон в соответствии с нормами шариата. В частности, ответственность за эксплуатационные расходы, связанные с поддержанием сданного в аренду имущества в пригодном состоянии (например, расходы на текущий ремонт, но не расходы на электроэнергию, топливо и т. п.), должен нести арендодатель, а не арендатор, и между законоведами нет разногласий на этот счет, потому что в противном случае стоимость аренды становится нефиксированной. [См.: Ибн Кудама. Мугни. Каир: Дар хаджар, 1412/1992. Т. 8. С. 33.]
Арендодатель также не имеет права возлагать на арендатора ответственность за сохранность имущества, и если такое условие вписано в договор аренды, оно считается недействительным. Арендатор несет ответственность за сохранность имущества лишь в том случае, если оно было повреждено или уничтожено по его вине или по причине его халатности. Кроме того, улемы разрешали требовать от арендатора возмещения ущерба, если арендодатель поставил ему разумные условия эксплуатации, а арендатор нарушил их. [См.: Ибн Наджим. Ал-Бахр ар-раик. Бейрут: Дар ал-ма‘рифа. Т. 8. С. 17; Ибн Кудама. Мугни. Каир: Хаджар, 1412/1992. Т. 8. С. 114-115; ал-Файрузабади, Ибрахим ибн ‘Али. Ат-Танбих фи ал-фикх аш-шафи‘и. Бейрут: ‘Алам ал-кутуб, 1403 г. х.]
Если перечисленные выше условия соблюдаются, то стороны могут заключить договор о долгосрочной аренде, условившись по истечении его срока действия заключить отдельный договор о купле-продаже или о дарении. В противном случае вместо договора о долгосрочной аренде стороны могут заключить договор о купле-продаже с рассрочкой и залогом, гарантирующим своевременные выплаты по договору. А Аллах знает лучше!