Законоведы единодушны в том, что держать кошек дома разрешено, однако они разошлись во мнениях в том, что касается их продажи. ‘Абдаллах ибн ‘Аббас, аль-Хасан аль-Басри, Мухаммад ибн Сирин, Малик ибн Анас, Суфьян ас-Саури, аш-Шафии, Ахмад ибн Ханбаль, Исхак ибн Рахавайхи и сторонники независимого суждения разрешали продавать кошек. В то же время Абу Хурайра, Тавус, Муджахид и Джабир ибн Зайд запрещали куплю-продажу кошек. Констатируя это, Ибн аль-Мунзир пишет: «Если будет точно установлено, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил продавать кошек, то этого делать нельзя. В противном случае продажа кошек подобна продаже ослов, мулов и других приносящих пользу [животных], которых запрещено употреблять в пищу». [Ибн аль-Мунзир. Аль-Ишраф ‘аля мазахиб аль-‘уляма. Т. 6. С. 14-15.]

По мнению ханафитов и ханбалитов, продажа кошек разрешена без каких-либо условий. Аль-Касани в «Бадаи‘ ас-санаи‘» (5/142) пишет: «Что касается продажи всех хищников, имеющих клыки, кроме кабана, таких как собака, гепард, лев, тигр, волк, кошка и т. п., то, по мнению наших ученых, она разрешена». Ибн Кудама в «Мугни» (4/193) пишет: «Продажа гепарда и обученного сокола разрешена. Также разрешена продажа кошки и всех [животных], которые приносят пользу, так как разрешено продавать любое разрешенное к использованию имущество, если иное не оговорено в шариате».

По мнению многих маликитов, продажа кошек разрешена только ради использования их шкур, хотя некоторые из них считали, что продажа кошек с любой целью дозволена, но нежелательна. [Аль-Хаттаб. Мавахиб аль-джалиль. Т. 4. С. 267-268.]

По мнению шафиитов, разрешена продажа только домашних кошек, под которыми подразумеваются кошки, живущие среди людей, а не только те, которых держат дома, в отличии от диких кошек, живущих за пределами жилой зоны человека, например, в лесу или пустыне. Ан-Навави в «Маджму‘» (9/274) пишет: «Среди наших ученых нет разногласий относительно того, что продажа домашних кошек разрешена».

Как видим, большинство законоведов разрешали продавать и покупать кошек, хотя и с некоторыми оговорками. Свою позицию они объясняли тем, что кошки приносят пользу и в этом смысле не отличаются от ослов, мулов и других животных, которых дозволено продавать. Кроме того, кошки считаются чистыми животными, потому что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Она не является нечистой» (Абу Давуд и ат-Тирмизи).

Другие законоведы, напротив, запрещали продавать и покупать кошек, и это — одно из двух мнений имама Ахмада [Ибн Кудама. Мугни. Т. 4. С. 193]. Как было сказано выше, среди сподвижников этого мнения придерживался Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах. В его пользу свидетельствует рассказ Абу аз-Зубайра о том, что он спросил Джабира ибн ‘Абдаллаха о продаже собак и кошек, и тот сказал: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил это» (Муслим).

Это сильный аргумент, но сторонники первого мнения полагали, что данный хадис указывает не на категорический запрет продажи, а на ее нежелательность. Некоторые считали, что здесь имеется в виду кошка, не принадлежащая человеку или не приносящая пользу. Аль-Байхаки в «Сунане» (6/18) пишет: «Некоторые ученые считали, что в данном хадисе речь идет об одичавшей кошке, доставка которой [покупателю] невозможна. Другие считали, что это было запрещено в первые годы распространения ислама, когда кошка еще считалась нечистой, а после того, как вода, из которой она лакала, была объявлена чистой, ее продажа стала дозволенной. Однако ни одно из этих мнений не подтверждается ясными доводами».

На основании сказанного выше можно заключить, что мнение о запрете купли-продажи кошки более сильное, так как оно подтверждается достоверным хадисом, тогда как мнение большинства законоведов опирается на суждение по аналогии, а обращаться к этому методу при наличии ясного текста нет необходимости. А Аллах знает лучше.