Урина животных, мясо которых дозволено, считается чистой. Этого мнения придерживались Малик, Ахмад и другие учёные. Оно подтверждается следующим хадисом, переданным ал-Бухари, Муслимом и др. со слов Анаса: «Однажды люди из племени ‘укл (или: ‘урайна) приехали в Медину, где почувствовали недомогание из-за её климата, и Пророк велел им пить верблюжью мочу и молоко». Аш-Шафи‘и считал, что любая урина является нечистой. Это суждение опирается на предания с общим смыслом о том, что урина является нечистой, однако из вышеназванного хадиса Анаса видно, что верблюжью мочу разрешается пить в качестве лекарства от некоторых болезней, а следовательно, она чистая. В пользу этого также свидетельствует другой хадис Анаса: «До того как была построена мечеть, Пророк часто молился в загонах для овец». Об этом сообщили Ахмад, ал-Бухари, Муслим и ат-Тирмизи. Ан-Насаи в разделе «Масаджид» привёл длинный хадис по этому поводу. Поэтому ряд шафиитских правоведов, в том числе Ибн Хузайма, Ибн ал-Мунзир, Ибн Хиббан, ал-Истахри, ар-Рувайни и др., тоже считали урину животных, мясо которых дозволено, чистой. Следовательно, вещества, полученные из урины таких животных, являются чистыми, и содержащие их парфюмерные средства тоже являются чистыми и дозволенными.
Урина человека и животных, мясо которых недозволено, является нечистой. Но если она подвергается обработке в результате чего из неё образуются химические вещества, имеющие другое название и обладающие иными свойствами, то эти вещества считаются чистыми. Ибн Кудама и большинство ханбалитов не разделяли этого суждения и единственным исключением из своего правила считали уксус, образовавшийся из вина (такой уксус они считали чистым и дозволенным). Ибн ‘Усаймин тоже считал, что если вещь нечистая, то после преобразования в нечто другое, имеющее иное название, она не становится чистой. Однако Абу Ханифа, Мухаммад ибн Хасан и большинство ханафитских улемов считали, что если нечто нечистое превращается в другое вещество, не обладающее прежними скверными качествами, то оно становится чистым. Это мнение большинства маликитов, некоторых ханбалитов и захиритов.
Ибн Хазм пишет: «Если что-либо нечистое или запретное изменилось в свойствах и лишилось названия, с которым связано прежнее шариатское постановление, если образовавшееся вещество имеет иное название и считается чистым и дозволенным, то оно действительно является таковым. Одно вещество превращается в другое, и на него распространяется иное шариатское постановление. Таким же образом, если что-либо чистое и дозволенное изменилось в свойствах и лишилось названия, с которым связано прежнее шариатское постановление, если образовавшееся вещество имеет иное название и считается запретным или нечистым, то оно действительно является таковым. Одно вещество превращается в другое, и на него распространяется иное шариатское постановление. Например, сок превращается в вино, а вино — в уксус, курица съедает свинину, которая превращается в дозволенную курятину, вода превращается в мочу, а еда — в фекалии, фекалиями и мочой удобряют землю, и они превращаются в плоды. Таких примеров много».
Данное суждение подтверждается хадисом Абу Хурайры, переданным в сборниках Ахмада, ал-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи и ан-Насаи. В нём сообщается, что Пророк сказал: «Каждая рана, которую получает мусульманин на пути Аллаха, в день воскресения станет такой, какой она была в момент удара, и будет источать кровь. Она будет цвета крови и будет благоухать как мускус».
На первый взгляд, это предание не имеет отношения к обсуждаемому нами вопросу, но имам ал-Бухари поместил его в главу «О нечистотах, попадающих в масло или воду». Ибн Хаджар в «Фатх ал-Бари» (1/449) сказал: «Некоторые считают, что ал-Бухари хотел указать на чистоту мускуса, опровергнув мнение тех, кто относит его к нечистотам по той причине, что это застывшая кровь [1]. Поскольку дурное качество этой крови, а именно неприятный запах, сменилось хорошим качеством, т.е. приятным запахом мускуса, она стала дозволенной и превратилась из нечистого в чистое».
Высказанное мнение подтверждается и тем, что нечистая шкура подохшей скотины очищается путём дубления, а нечистые кости животных, высохнув, становятся чистыми. Ахмад, ал-Бухари и Муслим передали со слов ‘Имрана ибн Хусайна, что Пророк и его сподвижники совершили омовение из бурдюка женщины-язычницы. Зарезанные язычниками животные считаются падалью, но для изготовления бурдюков использовалась только дублёная шкура, и поэтому бурдюк язычницы считался чистым. Ал-Бухари привёл слова имама аз-Зухри о том, что среди предшествовавших ему улемов были такие, которые пользовались гребешками из костей подохших слонов и использовали их кости для хранения масла.
Таким образом, парфюмерные средства, содержащие вещества, полученные из урины человека или животных, мясо которых недозволено, тоже считаются чистыми. А лучше всего об этом известно Аллаху [2].
Примечания
[1] Суждение о том, что мускус — это застывшая кровь, не подтверждается современными научными фактами. В действительности это секрет мускусных желёз кабарги (Moschus moschiferus), имеющий острый запах и коричнево-бурый цвет. Марко Поло в «Книге о разнообразии мира» описывает получение мускуса следующим образом: «Мускус же добывается вот как: поймают зверька, а у него посреди живота, у пупка, между кожею и мясом, кровяной нарыв; его-то и вырезывают вместе с кожею, а кровь выпускают, кровь та и есть мускус, что так сильно пахнет». Очевидно, упомянутый здесь «кровяной нарыв» — это и есть мускусная железа, расположенная на брюхе самцов кабарги. Шейх Мухаммад ибн Салих ал-‘Усаймин описал другой способ получения мускуса: у живой кабарги перевязывают мускусную железу, и через некоторое время она отпадает. Известно, что любая часть тела, оторванная у живого существа, считается нечистой, однако большинство улемов считало полученный таким путём мускус чистым. См.: Джованни дель Плано Карпини. История монгалов / Гильом де Рубрук. Путешествие в восточные страны / Книга Марко Поло. М.: Мысль, 1997. С. 241; Ибн ‘Усаймин. Аш-Шарх ал-мумти‘. Т. 1. С. 80.
[2] См.: Ибн Хазм. Мухалла. Т. 1. С. 138; Ибн Кудама. Мугни. Т. 1. С. 97; Ибн Хаджар. Фатх ал-Бари. Т. 1. С. 436-444, 448-449; ад-Дардир Ахмад. Аш-Шарх ал-кабир. Бейрут: Дар ал-фикр. Т. 1. С. 51; Ибн Наджим. Ал-Бахр ар-раик. Т. 1. С. 239; Ибн ‘Усаймин. Аш-Шарх ал-мумти‘. Т. 1. С. 364-367.