Между законоведами нет разногласий относительно того, что шкура животных, которых разрешено употреблять в пищу, остаётся чистой, если животное зарезано в соответствии с нормами Шариата.
Ибн Хазм пишет: «Улемы единодушны в том, что шкура разрешённых в пищу животных является чистой, если животное заколото правильно, и её разрешено использовать и продавать». [Ибн Хазм. Маратиб аль-иджма‘. С. 23.]
Однако законоведы разошлись во мнениях относительно чистоты шкур животных, которых нельзя употреблять в пищу, а также шкур тех животных, которые не были зарезаны в соответствии с нормами Шариата.
По мнению большинства ханафитов, шкуры любых животных, кроме свиньи, становятся чистыми после дубления. Аль-Касани пишет: «Дубление очищает любую кожу, кроме человеческой и свиной». [Аль-Касани. Бадаи‘ ас-санаи‘. Т. 1. С. 85.]
В качестве доказательства они приводят хадис: «Любая шкура очищается дублением» (Муслим). В другом хадисе сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, проходя мимо селения, попросил воды у его жителей, и одна женщина сказала: «О Посланник Аллаха, вода есть только в бурдюке, сделанном из шкуры подохшего животного». Он спросил: «Разве ты не выдубила её?» Она ответила: «Да». Тогда он сказал: «Дубление очистило её» (Абу Давуд, ан-Насаи, Ахмад и аль-Хаким). Мать верующих Маймуна рассказывала, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, проходил мимо овцы, которую волокли, и сказал: «Не взять ли вам её шкуру?» Люди сказали: «Это — мертвечина». Он сказал: «Её очистят вода и плоды нильской акации» (Ахмад, Абу Давуд и ан-Насаи).
Что касается человеческой кожи, то использование её запрещено из уважения к человеку, а что касается свиной шкуры, то она нечиста сама по себе и поэтому её невозможно очистить. Всевышний сказал: «Скажи: "В том, что внушено мне, я нахожу запрещённым употреблять в пищу только мертвечину, и пролитую кровь, и мясо свиньи, ибо оно скверное, и то, что было нечестиво зарезано не с именем Аллаха"» (сура 6 «Скот», аят 145)
. Слово «скверное» в этом аяте может относиться и к мясу свиньи, и к самому животному, и ко всему перечисленному до него, включая мертвечину и пролитую кровь, а значит, свинья целиком считается нечистой.
Иного мнения придерживался ученик имама Абу Ханифы — Абу Юсуф аль-Куфи. Он полагал, что кожа свиньи тоже очищается путём дубления, и на этот счёт есть также высказывание имама Малика. [Ибн Кудама. Мугни. Т. 1. С. 49.] Это же мнение разделял приверженец захиритского толка Ибн Хазм аль-Андалуси. Он пишет: «Шкура подохших животных — любых подохших животных, даже если это шкура свиньи, собаки, хищников или других животных — очищается путём любого вида дубления. После дубления её дозволено продавать и в ней можно совершать молитву». [Ибн Хазм. Мухалля. Т. 1. С. 128.]
Шафииты придерживаются того же мнения, что и большинство ханафитов, и приводят те же доказательства, но считают, что собачья шкура тоже не очищается дублением, как и свиная, поскольку Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Для того чтобы очистить вашу посуду, из которой лакала собака, её нужно помыть семь раз, причём в первый раз — обтерев песком» (Муслим). Если слюна собаки является нечистой, то её тело тем более нечисто и его невозможно очистить. Ан-Навави пишет: «Любая кожа, ставшая нечистой после смерти [животного], очищается дублением, кроме собачей и свиной». [Ан-Навави. Аль-Маджму‘. Т. 1. С. 268.]
По мнению некоторых ханбалитов и маликитов, шкуру подохшего животного невозможно очистить никаким способом. Они считали, что позволение использовать шкуры после дубления было отменено, и ссылаются на хадис ‘Абдаллаха ибн ‘Укайма о том, что за месяц-два до своей кончины Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, послал им письмо, в котором было сказано: «Не используйте ни шкуру, ни сухожилия мертвечины» (ат-Тирмизи и Абу Давуд). Вместе с тем они разрешали использовать нечистую шкуру для хранения сухих вещей, так как нечистоты переходят только посредством влаги. Аль-Хаджжави пишет: «Шкура мертвечины не очищается посредством дубления, но разрешается использовать её для хранения сухих вещей, если она принадлежала животному, считавшемуся чистым при жизни». [Аль-Хаджжави. Зад аль-мустакни‘. С. 27.]
Большинство учёных, однако, считают хадис ‘Абдаллаха ибн ‘Укайма слабым, потому что он рассказывал его непосредственно от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, не будучи сподвижником. Кроме того, текст и иснад хадиса имеют недостатки. С одной стороны, некоторые из его передатчиков были неизвестными шейхами. С другой стороны, в разных версиях хадиса сообщается, что это произошло за три дня, за два месяца и за сорок дней до его кончины. Наконец, использованное в нём слово "ихаб", по мнению большинства знатоков арабского языка, обозначает шкуру до дубления. [Ан-Навави. Хуляса аль-ахкам. Т. 1. С. 76; аз-Зайля‘и, ‘Абдаллах ибн Юсуф. Насб ар-рая. Т. 1. С. 121.]
Согласно другому мнению имама Ахмада, путём дубления очищается шкура подохших животных, если при жизни они считались чистыми. [Ибн Кудама. Мугни. Т. 1. С. 49.] Между тем некоторые ханбалиты разделяли мнение Абу Саура, аль-Ауза‘и и Исхака ибн Рахавайхи о том, что путём дубления очищается шкура только тех животных, которых разрешено употреблять в пищу. [Аль-Мардави. Инсаф. Т. 1. С. 87; Ибн Кудама. Мугни. Т. 1. С. 51.]
В пользу этого свидетельствует одна из версий вышеприведенного хадиса, в котором женщина говорит Пророку, мир ему и благословение Аллаха, о бурдюке, изготовленном из шкуры сдохшего животного. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Дубление является для неё закланием» (Ахмад и ан-Насаи).
Этот хадис указывает на то, что после дубления шкура становится такой же чистой, как если бы животное было зарезано согласно нормам Шариата. Как известно, эти нормы распространяются только на животных, которого разрешается употреблять в пищу, а значит, очистить путём дубления можно только шкуры таких животных. С другой стороны, такое объяснение небезупречно, потому что под закланием в данном случае подразумевается очищение и речь идёт не о целом животном, а только о его шкуре.
Мы рассмотрели только основные мнения по данному вопросу, из которых последнее является самым безопасным. Из него следует, что шкуры свиньи и хищных зверей, мясо которых запрещено употреблять в пищу, остаются нечистыми даже после дубления. Вместе с тем весьма убедительны доводы законоведов ханафитского и шафиитского мазхабов, которые делают различие между шкурой свиньи и шкурами хищных зверей. По их мнению, свиная шкура не очищается путём дубления, а шкуры остальных животных (с известным разногласием по поводу собак) после дубления становятся чистыми.
Несмотря на близость позиций этих двух школ в данном вопросе, ханафитские и шафиитские законоведы занимали разные позиции по отношению к использованию дублёных шкур хищных зверей. Первые разрешали носить меха любых животных после дубления, а также расстилать дублёные шкуры тигров и других хищников в мечетях или использовать их при изготовлении сёдел и т. п. [Ибн ‘Абидин. Радд аль-мухтар. Т. 6. С. 351.] Этого же мнения придерживались Джабир ибн ‘Абдаллах, аль-Хасан аль-Басри, Ибн Сирин, Ибн Шихаб аз-Зухри, аш-Ша‘би и др. [Ибн Кудама. Мугни. Т. 1. С. 50.]
Шафииты, как и некоторые ханбалиты, напротив, не разрешали носить шкуры хищных зверей даже после дубления и опирались на целый ряд хадисов. Так, в «Сунане» ат-Тирмизи сообщается, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, запретил использовать шкуры хищных зверей и расстилать их в качестве постели. В другом хадисе сообщается, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, запретил носить шкуры хищных зверей и садиться на них верхом (Ахмад и Абу Давуд). В некоторых сообщениях запрещается садиться именно на тигровую шкуру (Абу Давуд).
Однако между сторонниками этого мнения есть большие разногласия по поводу того, на каких именно хищников распространяется данный запрет, поскольку ни в Коране, ни в Сунне нет чётких критериев на этот счёт. От того же имама Ахмада приводятся три разных мнения относительно ношения одежды из лисьей шкуры и совершения молитвы в ней. [Аль-Макдиси, Мухаммад ибн Муфлих. Аль-Адаб аш-шар‘ийя. Т. 3. С. 513.]
Что же касается ханафитов, то они объясняли приведённые выше хадисы запретом на использование шкур диких зверей до дубления или когда это становится уподоблением высокомерным тиранам и расточителям. [Сунан ан-Насаи с комментариями ас-Суюти и ас-Синди. Т. 4. С. 199.] А Аллах знает лучше.