Мусульманам приказано воздерживаться от взглядов на посторонних девушек и женщин, храня целомудрие и заботясь о духовной чистоте. Всевышний сказал: «Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Так будет чище для них» (ан-Нур, 30). Взгляд на постороннюю девушку непременно оказывает пагубное воздействие на душу человека, даже если в некоторых случаях он не ощущает этого сразу. Поэтому один из наших праведных предшественников сказал: «Взгляд – это ядовитая стрела, пущенная прямо в сердце». Вот почему Аллах связал оберегание половых органов от прелюбодеяния, гомосексуализма и прочих грехов с оберегание взоров от всего, что не угодно Аллаху.

Но выполнение этого предписания при некоторых обстоятельствах оказывается чрезвычайно сложным, и поэтому Аллах прощает верующих, если их взгляд случайно упадет на постороннюю женщину. Муслим и другие передали со слов Джарира б. Абдуллаха аль-Баджали: «Как-то раз я спросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха, о случайном взгляде, и он приказал мне в таких случаях отводить взгляд».

Ахмад, Абу Давуд и другие передали со слов Бурейды, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал Али б. Абу Талибу: «Али, взглянув раз [на постороннюю женщину], не смотри на нее еще раз, потому что тебе прощается только первый взгляд». Аль-Албани назвал этот хадис хорошим.

Аль-Бухари передал со слов Абу Саида аль-Худри, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Остерегайтесь сидеть у дорог». Люди сказали: «Но мы не можем не делать этого. Мы сидим там и беседуем друг с другом». Он сказал: «Если вы хотите сидеть там, то отдавайте дороге должное». Его спросили: «А что означает воздавать должное дороге?» Он сказал: «Потупляйте взоры, никому не причиняйте вреда, отвечайте на приветствия, побуждайте к одобряемому и удерживайте от предосудительного».

Таким образом, если мусульманин вынужден посещать занятия, которые ведет преподавательница-женщина, то он должен делать все возможное для того, чтобы избегать лишних взглядов на нее. При этом он не должен проявлять беспечность в этом вопросе, оправдывая себя тем, что если он не будет смотреть на нее, то не освоит предмет. Поистине, раб Божий приобретает знания только по милости Аллаха, и эту милость нельзя заслужить, сознательно нарушая Его запреты.

Абу Шуджа аль-Кармани сказал: «Если человек создает свой внешний облик, следуя сунне, и свой внутренний мир, постоянно ощущая на себе взгляд Аллаха, если он воздерживается от страстей и потупляет взоры перед тем, на что запрещено смотреть, если он приучен есть только дозволенное, то он обязательно будет сообразительным».

Задумайтесь над словами Всевышнего, которые упоминаются в контексте истории о народе Лута: «Воистину, в этом – знамения для зрячих» (аль-Хиджр, 75). Под зрячими здесь подразумеваются рассудительные люди, оберегающие свои взоры от всего, на что запрещено смотреть, а также от всякой мерзости.

Задумайтесь над тем, что сказал Всевышний после повеления опускать взоры: «Аллах – Свет небес и земли» (ан-Нур, 35).

Таинственный смысл этого в том, что верующие, оберегающие свои взоры и половые органы, получат награду, соответствующую их поступкам. Если раб Божий воздерживается от взглядов на то, на что запрещено смотреть, то Аллах оказывает ему великую милость, позволяя ему увидеть то, что намного лучше этого. Он наделяет его разумом и проницательностью, освещая светом его сердце. Об этом упомянул Ибн аль-Каййим в книге «Игасат аль-Лахфан». А лучше всего об этом известно Аллаху.