Поскольку Коран и Сунна — главные источники и опоры нашей религии, их изучение является крайне важным и достойным делом. Коран — заключительное Божественное откровение, последнее из небесных Писаний, хранимое и оберегаемое Самим Всевышним от любых искажений и изменений. Это верное руководство и благое наставление, которое учит нас правильно жить и поклоняться только Господу миров. И связанные с ним шариатские науки, вне всяких сомнений, имеют огромное значение.
Главной же из этих наук является наука толкования Корана — тафсир. На протяжении многих веков искренние исламские учёные уделяли этой науке особое внимание. Благодаря им сегодня в нашем распоряжении имеется множество бесценных трудов, открывающих нам дверь в прекрасный мир Корана. Эти труды помогают нам глубже понимать Книгу Всевышнего и приобретать знание, важность которого трудно переоценить. Для нас сегодня доступны тафсиры, вышедшие из-под пера как ранних, так и поздних учёных, краткие и объёмные, раскрывающие смысл аятов подробно и затрагивающие лишь самые основы.
Если обратиться к этим трудам, то можно увидеть, что у учёных четыре основных подхода к тафсиру.
1. Тафсир аналитического характера (тафсир тахлили). Этот тафсир имеет целью раскрыть смысл фраз, из которых состоит аят, показать их грамматические и стилистические особенности, причины ниспослания аятов, разногласия толкователей в отношении тех или иных аятов, а также содержащиеся в этих аятах нормы Шариата. Иногда приводятся мнения факыхов и знатоков арабского языка по вопросам, связанным с этими аятами, а также слова наших праведных предшественников и изложение соответствующих исторических событий. Иногда упоминается природа связи между сурами или аятами. Это самый ранний вид тафсира, и именно он лежит в основе всех остальных видов. Большинство существующих сегодня тафсиров относятся именно к этому виду.
2. Тафсир общего характера (тафсир иджмали). Этот тафсир предполагает разъяснение общего смысла коранических аятов с пояснениями к редко встречающимся словам и словосочетаниям. Целью этого вида тафсира является упрощённое изложение смысла аятов, дабы облегчить его понимание. Иногда, когда это необходимо для понимания смысла аятов, упоминаются причины их ниспослания. Примером этой разновидности тафсира является переведенный на русский язык труд Абд-ар-Рахмана ас-Саади.
3. Сравнительный тафсир (тафсир мукарин). В этом виде тафсира к одному аяту либо к группе связанных между собой аятов приводится сказанное относительно них разными учёными-муфассирами. При этом излагается суть разногласия, приведённые мнения сравниваются между собой, упоминаются доводы в пользу каждого из них с указанием на наиболее правильное мнение.
4. Тематический тафсир (тафсир маудуи). Этот вид тафсира рассматривает определённую тему на примере одной или нескольких коранических сур. Зачатки этой разновидности тафсира существовали ещё во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха), однако богословы начали выделять его в отдельный вид тафсира сравнительно недавно.
К тематическому тафсиру можно отнести разъяснение коранических аятов посредством других коранических аятов, помогающее глубже понять их смысл и получить более широкое представление о темах, которым эти аяты посвящены. Известно, что сподвижники порой раскрывали ту или иную тему или разъясняли суть какого-то вопроса, приводя несколько аятов, показывая таким образом, что упомянутое в общем или кажущееся неоднозначным в одном месте разъясняется и конкретизируется в другом.
Ещё один пример такого тафсира — собрания аятов, из которых извлекаются нормы Шариата, то есть положения фикха. Исследователи собирали аяты, на которых основан тот или иной религиозно-правовой вопрос. Проводя анализ этих аятов, они извлекали из них шариатские нормы, показывая при этом, как согласовываются аяты, которые кажутся противоречащими друг другу.
К этой разновидности тафсира также можно отнести сочинения, в которых значения и особенности употребления слов или словосочетаний в Коране раскрываются путём изучения всех аятов, в которых они встречаются, а также некоторые исследования в области коранических наук, объектом которых являются аяты, связанные между собой и объединённые общей темой.
При составлении тематического тафсира исследователь либо выбирает слово или словосочетание, встречающееся в Коране, и собирает аяты, в которых оно встречается, разъясняя значение, которое оно несёт в каждом из них; либо он выбирает тему и собирает и комментирует аяты, помогающие эту тему раскрыть. Иногда объектом исследования становится отдельная сура, и автор показывает, как в ней раскрывается та или иная тема. При этом опускаются детали, не имеющие большого значения для понимания темы, например, какие-то грамматические особенности, подробный анализ вопросов фикха и т. п.
Таким образом труды в области тематического тафсира позволяют получить наиболее полное представление не о смысле отдельных аятов, а о темах, которые затрагиваются в Книге Всевышнего: собирая разрозненные аяты, авторы показывают нам каждую тему как нечто цельное и упорядоченно изложенное. Это весьма эффективный инструмент познания религии, поскольку к наилучшим способам изучения той или иной темы, несомненно, относится отбор и штудирование аятов, в которых эта тема раскрывается.
Несмотря на то, что в основе таких исследований лежат классические, пользующиеся несомненным авторитетом тафсиры ранних учёных, как правило, в них проводится множество параллелей с современной жизнью. Многие проблемы современности на самом деле уже описаны и раскрыты в этой чудесной Книге, ниспосланной почти полторы тысячи лет назад, и в ней содержатся ответы на вопросы, волнующие умы людей во все времена. Поэтому тематический тафсир, имеющий самое непосредственное отношение к нашей действительности, предоставляет нам дополнительные доказательства того, что заповеди Корана не устаревают и не теряют своей значимости. Как раз наоборот: улемы не перестают обнаруживать всё новые и новые грани этого писания и находить в нём ответы на злободневные вопросы.
Кроме того, тематический тафсир способствует развитию нового направления коранических исследований — изучения научных знаков, которые упоминаются в Коране и находят подтверждение в современной науке; эти факты служат ещё одним подтверждением истинности Корана и того, что он действительно ниспослан Всевышним Аллахом.
Тематический тафсир можно считать одним из активно развивающихся направлений в области шариатских наук. Появляется всё больше книг, лекций, статей и передач, посвящённых этому важному виду тафсира. В этой книге предпринята попытка показать, что каждая конкретная — это не группа отдельных аятов, а уникальное по своей сути и стилю и совершенное во всех отношениях произведение, в котором все части находятся в тесной связи друг с другом, в котором поднимаются определённые вопросы и которое имеет своей целью сказать нам что-то очень важное для нашей земной жизни и жизни вечной. Понимание этого позволит читателю не только извлекать из коранических сур уроки, имеющие большое практическое значение, но и смотреть на любой жизненно важный вопрос через призму коранической мудрости.
Карима Сорокоумова (Умм Иклиль)