Именем Аллаха, Милостивого, Милующего!
Эта мекканская сура названа так потому, что в первом её аяте встречается слово «власть». Подобно другим мекканским сурам, которые уделяют внимание в основном правильным убеждениям, эта сура способствует формированию верных представлений о Всевышнем Аллахе и о связи между Ним и Его рабами, делает акцент на акыде и посвящена разъяснению правильных убеждений в отношении Господа миров. В суре подчёркивается совершенство, величие, могущество и мудрость Всевышнего Господа. Главная тема суры — безграничность могущества Всевышнего Аллаха, которое является ещё одним доводом против тех, кто предпочёл вере неверие и избрал путь, ведущий в Ад, вместо пути, ведущего в Рай.
Связь между названием суры и её главной темой очевидна. Власть является указанием на могущество её обладателя, а сура как раз посвящена разъяснению безграничности могущества Всевышнего Творца.
Прослеживается связь и между началом и концом данной суры. Начинается сура с прославления и возвеличивания Аллаха и указания на совершенство Его могущества и Его единственность в обладании безграничной властью, а также на то, что лишь Он умерщвляет и оживляет. А завершается сура упоминанием о воде, наличие которой — причина жизни, тогда как отсутствие её — причина смерти: если вода уйдёт глубоко в землю, то никто, кроме Всевышнего Аллаха, не явит творениям воду, и никто не сделает её доступной для них, кроме Него. Это ещё одно указание на неподдающееся описанию могущество Аллаха.
Также видна связь между началом данной суры и концом предыдущей суры «Запрещение». Данная сура начинается с восхваления и возвеличивания Всевышнего Аллаха. Обычно в Коране подобному прославлению и возвеличиванию предшествует упоминание о различных чудесах Всевышнего, о проявлениях Его могущества. Как раз таким упоминанием и завершается предыдущая сура: это упоминание о двух женщинах, которые хоть и были жёнами благородных пророков, но отказались уверовать, и близость к праведным мужьям ничем не помогла им пред Аллахом. Это напоминание каждому обладающему разумом о том, что хоть человек и создаёт причины, сердца подвластны Всевышнему и Он распоряжается ими как пожелает.
Предыдущая сура завершается утверждением о том, что связь с богобоязненными и праведными верующими не спасёт человека, если сам он не верует, а в начале данной суры мы видим новое напоминание о безграничном могуществе Всевышнего Аллаха, в Которого надлежит веровать и Который один достоин поклонения.
Связь между содержанием этой и предыдущей суры также легко проследить. Цель предыдущей суры — побуждение к покорности и благовоспитанности по отношению к Всевышнему Аллаху и по отношению к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а также побуждение хорошо относиться к женщинам, следуя благому примеру Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который, как известно, лучше всех относился к своим женщинам. А в данной суре разъясняется безграничность могущества Всевышнего Аллаха и приводятся указания на Его могущество, в том числе и указания на то, что Всевышний Господь способен вознаградить покорных и богобоязненных, которые заслуживают прощения и награды, поскольку аккуратно претворяют в жизнь благовоспитанность, к которой побуждает предыдущая сура. В этой суре также содержатся указания на то, каким будет конец тех, кто не уверовал и не претворял в жизнь эту благовоспитанность и на кого не оказали влияния многочисленные знамения Всевышнего наподобие тех, которыми завершается предыдущая сура: это упоминание о двух неуверовавших женщинах, которым не принесло пользы то, что они были жёнами двух пророков Всевышнего, и двух уверовавших женщинах, которым никак не повредило то, что в их окружении были неверующие. Аллах знает абсолютно всё, и Он может всё, всё подвластно Ему и ничто не способно противостоять Его воле. В обеих сурах содержатся указания на это.
Безграничность могущества Всевышнего Аллаха
Благословен Тот, в Чьей Руке власть, Кто способен на всё, Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас: чьи деяния окажутся лучше. Он — Могущественный, Прощающий.
Он создал семь небес одно над другим. В творении Милостивого ты не увидишь никакой несообразности.
Вглядись снова. Видишь ли ты какую-нибудь трещину?
Потом вглядись снова и снова, и твой взор вернётся к тебе униженным, утомлённым.
Поистине, Мы украсили ближайшее небо светильниками и установили их для метания в шайтанов. Мы приготовили для них мучения в Пламени!
Эта часть суры тесно связана с главной темой суры, поскольку посвящена как раз указанию на безграничное могущество Всевышнего и доказательствам этого могущества.
Начав с утверждения о том, что Его могущество безгранично и что власть над всем сущим принадлежит Ему, Всевышний Аллах упомянул далее подтверждения Его совершенного и безграничного могущества, знания, мудрости. Всевышний Аллах сотворил жизнь и смерть — это ли не указание на Его могущество и на то, что лишь Он достоин поклонения? Он дарует жизнь кому и когда пожелает, и Он посылает смерть кому и как пожелает. И начало, и завершение существования любого творения всецело зависит от Него и неразрывно связано с Его волей. Ни одно живое существо не умрёт, пока не наступит установленный Всевышним предел, и ничто не может начать существовать до тех пор, пока Всевышний Аллах не пожелает вывести его из небытия к существованию. Это несомненное указание на совершенство и могущество Господа.
Всевышний Аллах дарует творениям жизнь, чтобы дать им возможность проявить себя, продемонстрировать свои деяния, претворить в жизнь свои убеждения, подкрепить эти убеждения словами и действиями. И Он посылает им смерть, дабы завершить посредством неё этот испытательный срок под названием земная жизнь и перевести их туда, где им воздастся за то, что они совершали во время пребывания в этом бренном мире.
Далее Всевышний Аллах упоминает ещё одно указание на безграничность Его могущества. Это сотворение Им семи небес. Они сотворены самым совершенным образом и устроены удивительно прекрасно, тонко, гармонично, и в них не увидеть какой-то несообразности, несоразмерности, каких-то изъянов и пороков. Тот, Кто способен создать это удивительное, грандиозное творение, не может не обладать совершенным могуществом. В этих прекрасных аятах Всевышний Аллах призывает нас всмотреться в сотворённые Им небеса и попытаться увидеть хоть какой-нибудь недостаток: взор наш лишь утомится, выискивая хоть какой-нибудь порок, и все его попытки окажутся безрезультатными. Сколько бы мы ни всматривались, мы не найдём в творении Мудрого Аллаха никакого изъяна.
Затем Всевышний Аллах приводит новое свидетельство Его могущества. Всемогущий Господь украсил нижнее, то есть ближайшее к земле небо звёздами, которые Он сравнил со светильниками и которые вот уже много веков помогают путникам найти дорогу.
Ещё одно проявление могущества Всевышнего Творца заключается в том, что Он создал падающие звёзды, которые настигают коварных шайтанов, пытающихся подслушать беседы благородных ангелов на небесах. И Всевышний Аллах приготовил для них мучения в пламени. Отсюда следует, что джинны (шайтаны) несут ответственность за свои поступки и что шайтанам суждено гореть в Адском пламени. Это пламя много сильнее того пламени, из которого сами они сотворены. А значит, ничто не препятствует их наказанию посредством огня.
Участь неверующих в мире вечном
Для тех, кто не уверовал в своего Господа, приготовлены мучения в Геенне. Как же скверно это место прибытия!
Когда их бросят туда, они услышат, как она ревёт, когда кипит.
Она готова разорваться от ярости. Каждый раз, когда туда будут бросать толпу, её стражи будут спрашивать их: “Разве к вам не приходил предостерегающий увещеватель?”
Они скажут: “Конечно, предостерегающий увещеватель приходил к нам, но мы сочли его лжецом и сказали: ‹Аллах ничего не ниспосылал, а вы лишь пребываете в огромном заблуждении›”.
Они скажут: “Если бы мы прислушивались и были рассудительными, то не оказались бы среди обитателей Пламени”.
Они признаются в своём грехе [но это ничем не поможет им]. Прочь же, обитатели Пламени!
Эта часть суры связана с общей темой суры, поскольку то, что Всевышний Аллах способен подвергнуть наказанию тех, кто отказался уверовать, относится к указаниям на безграничность Его могущества.
Также эта часть суры связана с предыдущей. После разъяснения того, какая участь постигнет шайтанов в мире вечном, Всевышний Аллах разъясняет, какое воздаяние ожидает в мире вечном неуверовавших людей, дабы продемонстрировать, что наказание уготовано не только шайтанам. Это также относится к проявлениям Его могущества.
Утверждение о том, что неуверовавшим приготовлены мучения в Геенне, вовсе не означает, что в Огонь войдут только неверующие. Из других аятов и хадисов мы знаем, что и верующие, приверженцы единобожия, могут войти в Огонь на время для очищения, то есть искупления совершённых ими грехов, после чего они покинут Огонь и будут введены в Рай.
В этой части суры описывается также ужас, который будут испытывать люди, которые своим неверием сами обрекли себя на вечное пребывание в Огне. Когда их будут бросать в Адское пламя они будут слышать устрашающий рёв этого пламени. Этим страшным рёвом и вскипанием Ад будет встречать тех, кого будут бросать в него, подобно человеку, который ликует и радуется победе над врагом и тому, что враг этот наконец-то оказался в его власти. Это пламя готово будет разорваться на части от ярости. Сотворение Адского пламени — ещё одно доказательство безграничности могущества Всевышнего Аллаха, и каждое встречающееся в Коране или Сунне описание Ада лишь подчёркивает это могущество.
Всякий раз, перед тем как бросить в Адское пламя очередную толпу неуверовавших, стражи Ада из числа ангелов будут спрашивать их: «Разве не приходил к вам предостерегающий увещеватель?» То есть разве не приходил к вам посланник Всевышнего Господа, пророк, передающий людям Его послание и разъясняющий истину, призывающий к вере в Аллаха и поклонению Ему одному? Они будут задавать этот вопрос не для того, чтобы услышать ответ: разумеется, им известно, что Всевышний Аллах посылал пророков к этим людям и что эти люди знали истину, но отказались принять её и уверовать в Могущественного Создателя, предпочтя вере неверие. Это вопрос-упрёк, цель которого — пристыдить, выразить порицание и подчеркнуть тяжесть содеянного этими людьми.
И обитатели Ада признаются в том, что истина пришла к ним и Божий посланник обращался к ним со своим призывом и это была целиком их вина, что они отвергли истину и отказались уверовать, заявив, что Аллах ничего не ниспосылал, и обвинив и пророка, и последовавших за ним в заблуждении. Сколь тяжким был их грех: они отказались уверовать, они отвергли очевидную истину, они обвинили во лжи Божьих посланников, они придавали Аллаху сотоварищей! Обитатели Ада признают, что если бы они прислушались и вняли призыву к истине, и использовали бы по назначению разум, которым наделил их Всевышний Аллах, то не оказались бы сейчас в числе несчастнейших из созданий, которым суждено вечно гореть в Адском пламени.
Это признание, которое не принесёт этим людям ни малейшей пользы и ни от чего не избавит их и никак не повлияет на ту участь, которую сами он уготовали себе. Эти люди заслужили наказания и не сделали ничего, чтобы снискать прощение, милость и довольство Всевышнего, поэтому и сказано: «Прочь же, обитатели пламени!».
Могущество Всевышнего Аллаха поистине безгранично, и Он способен подвергнуть обитателей Ада заслуженному наказанию, как способен Он и вознаградить обитателей Рая, которые были праведными, богобоязненными и покорными Ему в земной жизни.
Участь верующих и знание и могущество Всевышнего
Поистине, тем, которые боятся своего Господа, не видя Его воочию, будут прощение и великая награда.
Храните ли вы свои речи в секрете или же говорите вслух, Он ведает о том, что в груди.
Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, если Он — Проницательный [или Добрый], Сведущий?
Он — Тот, Кто сделал для вас землю покорной. Ступайте же по свету и вкушайте из Его удела, и к Нему вы явитесь после воскрешения.
Эта часть суры связана с её главной темой — безграничностью могущества Аллаха, так как содержит указание на всеобъемлющее знание Всевышнего и на проявления Его могущества. Также эта часть суры тесно связана с предыдущей, поскольку и в той, и в этой части приводятся доказательства могущества, величия и совершенства Всевышнего Господа и Его способности осуществлять всё, чего Он желает.
После упоминания о том, каким будет положение неверующих в Судный день, Всевышний Аллах упоминает о положении тех, кто уверовал. И Он обещает верующим прощение и щедрую награду после того, как пообещал неуверовавшим Адское пламя. И после этого Господь миров подчёркивает совершенство Своего знания: Он объемлет Своим знанием всё тайное и явное, и для Него нет различий между очевидным и сокрытым, ибо ничто не ускользает от Его знания и ничто не происходит без Его ведома. Он знает всё и обо всём во всех подробностях. И Всевышний Аллах привёл доказательство этого, напомнив о том, что Он — Творец всего сущего, и это Он сделал землю покорной для людей и сделал её многочисленные блага доступными для них. А может ли сотворивший всё сущее не знать чего-либо о Своих творениях?..
Искренне верующие — это люди, которые страшатся наказания Аллаха притом, что они никогда не видели Его воочию, и страх этот не покидает их сердца ни когда они окружены другими людьми, ни когда они пребывают в одиночестве. Эти люди заслуживают спасения от Огня и попадания в Рай, они заслуживают великой награды. И то, каким образом Всевышний Аллах почтит их, как Он введёт их в Рай и одарит их вечным блаженством, которое человек не способен себе даже представить, является доказательством безграничности могущества Всевышнего Аллаха. И прежде чем упоминать об ожидающей этих людей награде, Всевышний Аллах упомянул о прощении, которое Он дарует им — ведь они на протяжении всей жизни страшатся того, что Господь накажет их за грехи, даже если прегрешения их крайне незначительны, и это обещание призвано принести умиротворение, успокоение и радость их сердцам.
Таким образом, и обещанное неуверовавшим наказание в Аду, и обещанное верующим блаженство в Раю, относится к явным доказательствам того, что могущество Всевышнего Аллаха поистине безгранично.
Далее Всевышний Аллах лишь подчёркивает Своё могущество, приводя ещё одно веское доказательство его безграничности: это Его всеобъемлющее знание. Он знает всё самое сокровенное и распоряжается всем в соответствии со Своей милостью и мудростью, и Он — Сведущий, знание Которого распространяется абсолютно на всё.
И, наконец, Всевышний Аллах приводит ещё одно доказательство Своего могущества: сотворение земли со всем, что в её недрах и на её поверхности. Как же она сотворена? Она идеально приспособлена для того, чтобы человек жил на ней и получал от неё всё, что ему необходимо для нормального существования — и пищу, и воду, и кров, и тепло. Вся земля подобна покорному верховому животному, которое человек использует для своих нужд, как пожелает. Это ли не свидетельство могущества Творца?
Всевышний Аллах повелел людям прилагать усилия и добывать хлеб насущный, трудиться ради обретения того удела, которым наделил их Господь миров. Эти усилия необходимы и никак не противоречат упованию на Аллаха. А чтобы человека не обуяла гордыня и чтобы он знал своё место и не забывал о том, кто он и каково его предназначение в этом мире, Всевышний Аллах напомнил о том, что человеку суждено не только жить на земле и пользоваться её благами, но и быть принятым в её лоно после того, как он умрёт. Он покинет всё, чем пользовался на её поверхности и что было ему дорого, и уйдёт в землю, расставшись с теми, кого он любил. И оттуда, из земли он будет выведен в День воскресения.
Знамения Всевышнего — свидетельства Его могущества
Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто на небе, не заставит землю поглотить вас, когда она заколеблется.
Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто на небе, не нашлёт на вас ураган с камнями? Скоро вы узнаете, каково Моё предостережение!
Жившие до них сочли это ложью. Каким же было Моё обличение!
Неужели они не видели над собой птиц, которые простирают и складывают крылья? Никто не удерживает их, кроме Милостивого. Поистине, Он видит всякую вещь.
Эта часть суры связана с общей темой суры, поскольку приводит новые доказательства безграничности могущества Аллаха. И эта часть суры тесно связана с предыдущей, поскольку продолжает тему могущества Аллаха, и, подобно предыдущей части, приводит новые свидетельства Его могущества.
Упомянув о сотворении земли в качестве ещё одного доказательства Его могущества, Всевышний Аллах предупреждает тех, кто небрежен в Своём отношении к Господу миров и не признаёт Его величия и совершенства, о том, что Он способен сделать так, чтобы они провалились под землю и оказались в её толще, погружаясь в неё всё глубже и глубже — например, в результате страшного землетрясения. Всевышний Аллах способен на это. И Он, Всемогущий Творец, — над небесами, отделён от Своих творений, и Ему присуща возвышенность.
Упомянув посредством этой угрозы о Своей способности наслать на людей землетрясения и тому подобные страшные природные явления, имеющие место на земной поверхности, Всевышний Аллах приводит ещё одно грозное обещание — новое доказательство безграничности Его могущества. Он способен наслать на людей кару на земле, и Он также способен наслать на них кару с небес, и Он может послать им ураган с падающими камнями или нечто подобное. Ему подвластны небеса и земля, и Его могущество распространяется на всё сущее.
Всевышний Аллах упоминает о новом доказательстве Своего могущества: Он уже обрушил заслуженную кару на многие древние народы, которые возгордились, отказались уверовать и сочли лжецами направленных к ним Божьих посланников. Постигшая их участь — напоминание ныне живущим, а также явное указание на то, что могущество Аллаха безгранично и ему ничто не способно противостоять.
Дальше — новое доказательство Его могущества, на сей раз связанное не с людьми, а с другими творениями Всевышнего — птицами. Он сотворил их таким образом, что они способны летать, парить в воздухе, и если бы не Его могущество, они не обладали бы такой способностью. Он сделал так, что они удерживаются в воздухе, по милости Своей. И Тот, Кто удерживает птицу от падения, способен распоряжаться и другими Своими творениями, подвергать наказанию и миловать, одарять милостями и посылать испытания.
Могуществу и воле Творца никто не способен противостоять
Кто может стать вашим войском и помочь вам без Милостивого? Поистине, неверующие обольщены!
Кто может наделить вас уделом, если Он перестанет наделять вас Своим уделом? Но они продолжают превозноситься и бежать [от истины].
Кто же следует более правильным путём: блуждающий с опущенным лицом или идущий прямым путём, выпрямившись?
Скажи: “Он — Тот, Кто создал вас и наделил вас слухом, зрением и сердцами. Как же мала ваша благодарность!”
Скажи: “Он — Тот, Кто расселил вас по земле, и к Нему вы будете собраны”.
Связь между этой частью суры и её главной темой очевидна, поскольку продолжается повествование о могуществе Всевышнего Аллаха и о свидетельствах этого могущества. Связана эта часть суры и с предыдущей, поскольку в ней приводятся новые доказательства безграничности могущества Всевышнего.
Упомянув о Своей способности покарать неуверовавших ослушников и о том, как в прошлом Он уже покарал множество относящихся к этой категории, Всевышний Аллах сурово упрекнул людей за их поклонение не Ему, разъясняя, что никто не способен противостоять Его воле и Его власти, и, соответственно, никто не поможет им против Него и никто не отведёт от них Его наказание, если Он пожелает наказать их, и никто не дарует им удел, если Он не пожелает даровать им его, и никто не защитит их от Него.
И если кто-то думает, что это не так, то он пребывает в опасном заблуждении. Связывать с кем-то надежды, которые надлежит связывать только с Аллахом, и поклоняться чему-то или кому-то помимо Него — значит отворачиваться от очевидной истины и обрекать себя на гибель и мучения в Адском пламени, добровольно отказываться от преуспеяния и Рая. Надеяться на помощь этих сотоварищей нелепо и абсурдно, ибо сами они подвластны Всевышнему и не способны ничего сделать вопреки Его воле. Только Ему надлежит поклоняться, только от Него ожидать милости, прощения, спасения, награды, ибо Он — всемогущ и для Него нет ничего невозможного и непосильного. Удел также приходит только от Всевышнего, и никто не дарует того, что Он пожелает удержать, и никто не удержит того, что Он пожелает даровать.
Но многие люди, несмотря ни на что, высокомерно отворачиваются от истины и предпочитают прямому пути заблуждение, добровольно избирая погибель и наказание вместо счастья и награды. Всевышний Аллах сравнивает неуверовавшего с тем, кто передвигается с опущенным лицом, а верующего — с тем, кто идёт прямо, потому что первый погряз в омуте неверия и грехов, тогда как второй неуклонно следует прямым путём. И такими они будут воскрешены в Судный день.
И снова Всевышний Аллах приводит доказательство Своего безграничного могущества. Он — Тот, Кто наделил людей зрением, слухом и сердцами, даровал им разум, способность мыслить и изъясняться. Это ли не очевидное для каждого разумного человека указание на могущество Аллаха?
Слух, зрение и разум относятся к величайшим милостям Аллаха, которыми Он одарил людей. И за эти милости мы, несомненно, должны благодарить Его. А благодарность подразумевает, помимо прочего, и использование этих милостей по назначению, то есть для угодного Аллаху. А поскольку неуверовавшие не делают этого, то в этих аятах констатируется факт: «Как же мала ваша благодарность!» Благодарность творений за бесчисленные милости Аллаха и так ничтожно мала в сравнении с этими милостями, но ещё и самих благодарящих Его очень мало по сравнению с теми, кто пользуется милостями Аллаха тупо, по привычке, не задумываясь о них и не благодаря Того, Кто одаривает их этими милостями.
Далее Всевышний Аллах напоминает о ещё одном свидетельстве Его могущества. Это Он расселил людей по земле, позволив им плодиться и размножаться и осваивать земные просторы. И Он же соберёт их всех до единого в Судный день. Он может всё, и не стоит обольщаться благами, которые Он столь щедро дарует: мирские блага тленны, земная жизнь однажды закончится для каждого человека, и сколь бы долгим ни было пребывание человека в этом мире, однажды он непременно уйдёт. А Судный день неотвратим, и Всевышний Аллах может всё, и Он воздаст каждому за его деяния.
Всё сущее нуждается в Аллахе и зависит от Него
Они говорят: “Когда же наступит обещанное, если вы говорите правду?”
Скажи: “Знание об этом — у Аллаха, а я — всего лишь предостерегающий и разъясняющий увещеватель”.
Когда они увидят его [наказание в День воскресения] вблизи от себя, лица неверующих опечалятся, и тогда им скажут: “Вот то, что вы призывали!”
Скажи: “Как вы думаете, кто защитит неверующих от мучительных страданий, если Аллах погубит меня и тех, кто со мной, или помилует нас [даровав нам жизнь]?”
Скажи: “Он — Милостивый! Мы уверовали в Него и уповаем только на Него, и вы узнаете, кто пребывает в очевидном заблуждении”.
Скажи: “Как вы думаете, если ваша вода уйдёт под землю, то кто дарует вам родниковую воду?”
В этой части суры продолжается повествование о могуществе Аллаха и его проявлениях. Ранее Всевышний Аллах упомянул о доказательствах Его могущества, связанных с человеком, эта же часть суры начинается упоминанием о Судном дне, которого людям не избежать.
Неуверовавшие спрашивали Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), насмехаясь: мол, когда же наступит Судный день, если сказанное тобой правда? И Всевышний велел ему ответить, что знание об этом лишь у Аллаха и даже Божьим посланникам не дано знать время наступления Судного дня. Однако время его наступления не имеет значения. Важно, что он наступит, и сам факт существования людей — явное доказательство того, что в воскрешении нет ничего невозможного, ибо воссоздать нечто легче, чем создать его в первый раз. И сотворение всего сущего, и наступление Судного дня, в который Всевышний Аллах воздаст людям за их деяния, относится к указаниям на безграничность могущества Господа миров.
Своими насмешками они как будто торопили наступление Судного дня, но, когда он действительно наступит, не будет для этих людей дня печальнее и страшнее.
Также неверующие желали Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижникам смерти, и Всевышний Аллах велел Своему Посланнику (мир ему и благословение Аллаха) сказать этим скверным людям, что даже если Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники погибнут, то это не принесёт неверующим облегчения, потому что никто не избавит их от сурового наказания, которое уготовал им Всевышний Аллах. И точно так же, если им будет дарована долгая жизнь, то это никак не повлияет на участь неверующих в мире вечном.
Он — Милостивый, Который не станет губить Своего Посланника (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников в угоду неверующим, и Он покроет верующих Своей милостью, а неверующие в конце концов неизбежно узнают, что они пребывали в заблуждении.
И в самом конце суры Всевышний Аллах снова подчёркивает Своё могущество: если вода уйдёт под землю, то никто не дарует её людям снова, кроме Всевышнего Аллаха, ибо всё в Его власти и лишь Он может всё.