Эта сура, относительно которой учёные разошлись во мнениях, мекканская она или мединская, названа так потому, что слово «люди» упоминается в первом её аяте и пять раз в суре в целом.
Скажи, о Посланник: «Я прошу защиты у Господа миров, ибо только Он способен отвести зло наущений; Властелина людей, распоряжающегося всеми их делами и не нуждающегося в них; Бога людей, и никто, кроме Него, не достоин поклонения; от вреда, причиняемого шайтаном, который наущает, когда люди беспечны, и скрывается при поминании Аллаха, который внушает зло и сомнения людским сердцам, от шайтанов из числа джиннов и людей».
Причиной ниспослания этой суры, а также предыдущей суры «Рассвет», стало, как сообщается, конкретное событие из жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Некий иудей по имени Лябид ибн аль-Асам попытался навредить ему посредством колдовства, однако Всевышний Аллах, конечно же, защитил Своего Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Господь открыл ему во сне, что произошло и кто повинен в постигшем его недуге, а также ниспослал эти две суры, прочитав которые, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) полностью исцелился.
Это последняя сура Корана. О достоинстве этой и предыдущей сур, которые именуются «муаввизатан», то есть «две защитные суры», мы знаем из Пречистой Сунны нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Достоверных хадисов, в которых они упоминаются, достаточно много.
Например, благородный сподвижник ‘Укба ибн ‘Амир (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Знаешь ли ты, что сегодня ночью были ниспосланы аяты, подобные которым ещё не ниспосылались? [Это суры] “Скажи: ‹Я прибегаю к защите Господа рассвета…›” и “Скажи: ‹Я прибегаю к защите Господа людей…›”» [Муслим]. Таким образом, чтение этих сур — уникальный и в то же время исключительно действенный способ испрашивания защиты у Всевышнего Аллаха от зла, которое могут причинять человеку самые разные Его творения.
Главной темой этой суры, равно как и предыдущей суры «Рассвет», является испрашивание у Аллаха защиты. В ней упоминаются три качества Всевышнего Господа — Господство, Владычество и Божественность. Он — Господь, Властелин и Бог всего сущего, и всё сущее сотворено Им, и все Его создания принадлежат Ему и являются Его рабами. Нам было велено просить защиты у Обладателя этих качеств от шайтана-спутника, который приставлен к каждому человеку и подталкивает его к мерзкому и греховному, не зная устали, и защищён от его козней лишь тот, кого защитил Аллах.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал в достоверном хадисе: «У каждого из вас есть спутник-шайтан». Люди спросили: «И даже у тебя, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Да, только Аллах помог мне против него, и он покорился и не побуждает меня ни к чему, кроме благого». А в другом хадисе Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, шайтан течёт в потомке Адама, как течёт кровь…»
Поминанием Аллаха мы ослабляем и одолеваем шайтана, а отказ от поминания Его укрепляет шайтана и придаёт ему сил. Шайтан наседает на сердце человека, и если тот беспечен и небрежен, то он начинает наущать его, а если он помянет Аллаха, то шайтан отступает. Защиты же следует просить от шайтанов из числа джиннов и из числа людей.
Эта и предыдущая сура содержит адресованное Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) веление испрашивать у Него защиты, и из этого веления можно сделать вывод о том, что Всевышний Аллах даровал Своему Посланнику (мир ему и благословение Аллаха) защиту от всего перечисленного в этих сурах. Ведь Он предписал ему просить у Него защиты для того, чтобы он эту защиту обрёл, а также для того, чтобы он научил этим сурам свою общину.
Связь названия суры с её главной темой очевидна, поскольку именно у Всевышнего — Бога и Господа людей — в ней предписывается испрашивать защиты. И защиты надлежит испрашивать, в том числе, и от зла, которое может исходить от людей.
Связь между началом и концом данной суры также нетрудно проследить. Начинается она с указания на качества Всевышнего Аллаха, Который является Творцом, Богом и Господом всего сущего и, конечно же, всех представителей рода человеческого. А завершается сура упоминанием об опасности, исходящей от некоторых Его творений, которые также подвластны Ему, как и остальные. Поэтому нет ничего естественнее и логичнее, чем испрашивать защиты у Господа людей от зла людей и других Его творений.
Начало данной суры и конец предыдущей суры «Рассвет» также связаны. Та сура завершается упоминанием о конкретных творениях Всевышнего, от которых Он предписал нам испрашивать у Него защиты, а эта сура начинается новым велением испрашивать у Него защиты и упоминанием о Его качествах, которые и являются основанием для того, чтобы обращаться за защитой именно к Нему, Всевышнему.
Эта сура является логическим продолжением предыдущей. Они объединены общей темой. Как следствие, у этих двух сур много общего. Обе они представляют собой адресованное Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) веление. Обе они призваны научить нас испрашивать защиты у Всевышнего. В обеих сурах упоминаются качества и описания Всевышнего Аллаха, у Которого всем нам надлежит просить защиты от всякого зла. И, наконец, в каждой из этих двух сур упоминается то, от чего нам предписывается испрашивать защиты у Всемогущего и Великого Господа.
Суру можно условно разделить на два смысловых отрезка, каждый из которых посвящён, соответственно, следующей теме: указание на качества Всевышнего Аллаха, у Которого надлежит испрашивать защиты; упоминание о тех, от кого надлежит испрашивать защиты у Всевышнего Аллаха.
Указание на качества Аллаха, у Которого надлежит испрашивать защиты
Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей,
Царя людей,
Бога людей.
Эта часть суры тесно связана с главной темой суры, поскольку представляет собой как раз веление испрашивать защиты. Это веление Всевышнего Аллаха, адресованное Его Посланнику (мир ему и благословение Аллаха).
Всевышний Аллах — Бог, Господь и Властелин всего сущего. Он сотворил всё, поддерживает существование сотворённого Им и распоряжается всем. Лишь Ему присуща Божественность. Он — Единственный Бог, и все виды поклонения надлежит обращать исключительно к Нему, поскольку нет никого достойного поклонения, кроме Него, Всевышнего. И Он — Господь всех творений, сотворивший их, обеспечивающий их всем необходимым, заботящийся о них и оберегающий их. Он может всё. Он знает всё. И при этом всё, что есть в нашей вселенной, принадлежит Ему и подвластно Ему. Ничего не произойдёт против Его воли, и никто и ничто не способно противостоять ей. И Он, конечно же, способен обеспечить любому Своему творению защиту от любого другого творения, если пожелает, ибо Его могущество поистине безгранично.
И как поклоняться надлежит Ему, так и защиты испрашивать нужно у Него. Ведь Сам Он сказал в Коране: «Взывайте [только] ко Мне [и поклоняйтесь только Мне], и Я отвечу вам» (40:60).
Упоминание о тех, от кого надлежит испрашивать защиты у Аллаха
от зла искусителя, отступающего при поминании Аллаха,
который наущает в груди людей,
от джиннов и людей».
Эта часть суры тесно связана не только с главной темой суры, поскольку также посвящена испрашиванию защиты у Аллаха, но и с предыдущей частью суры. Если в тех аятах речь шла о Том, у Кого не только Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), но и каждому верующему вообще надлежит испрашивать защиты, то в аятах этой части говорится о том, от кого нам надлежит испрашивать защиты у Господа миров.
Война между Иблисом и Его приспешниками с одной стороны и Адамом (мир ему) и его потомками — с другой, однажды начавшись много сотен, а может быть, и тысяч лет назад, будет вестись до скончания времён, до самого Судного дня. Иблис и его воинство из числа людей и джиннов стремится всячески навредить человеку, отвратить его от веры, удержать от покорности Аллаху, сбить с правильного пути и ввести в заблуждение, дабы он никогда не достиг цели своего существования, состоящей в том, чтобы снискать довольство Всевышнего Аллаха, преуспеть, спастись от Адского пламени и войти в Рай. Безнадёжно погубив самого себя, Иблис попросил отсрочки у Господа не для того, чтобы раскаяться и вернуться к покорности Господу, а лишь для того, чтобы постараться погубить и утянуть за собой в Ад как можно больше потомков Адама (мир ему).
И этот злейший враг постоянно наущает человека, стараясь подтолкнуть его к скверному и отвратить от благого. Каждого из нас он желает исключить из числа преуспевших и спасённых. Он хочет, чтобы обитателей Рая было как можно меньше, и если бы у него была возможность сделать так, чтобы в Рай не вошёл ни один представитель рода человеческого, он непременно бы этой возможностью воспользовался. И он радуется каждому греху, который совершает потомок Адама, и ему ненавистно каждое благое дело, совершаемое нами с искренним намерением, ради Всевышнего Аллаха.
Также злодей Иблис подсылает к человеку своё воинство — своих приспешников из числа людей и джиннов. И вместе они всё время подталкивают его к неверию, заблуждению, ослушанию Аллаха и придаванию Ему сотоварищей. Эти создания постоянно стремятся ввести людей в искушение, и предел их мечтаний — сбить человека с прямого пути и отвратить его от исповедания единобожия и поклонения Всевышнему Господу. Но сколь бы коварным ни был этот враг, он не сможет причинить никакого вреда тому, кого Всевышний Аллах пожелает защитить от него.
Человек создан слабым и несовершенным. И на жизненном пути его постоянно подстерегают опасности и искушения. Его часто постигают испытания и одолевают страсти. И ему не обойтись без защиты и помощи Господа миров, Господа всех творений, Господа всего сущего. Кто как не Создатель способен уберечь его от любой беды и от любого вреда? А значит, испрашивание у Всевышнего Аллаха защиты, в том числе и посредством чтения этих двух сур, должно быть неотъемлемой частью жизни любого мусульманина. Ведь это прекрасный способ защитить себя в этом мире, которому Всевышний Аллах научил нас по милости Своей.