Именем Аллаха, Милостивого, Милующего!
Эта мекканская сура, состоящая из девятнадцати аятов, получила такое название потому, что в её начале сообщается о том, что Аллах создал человека из сгустка крови.
Главная тема этой суры, как и предыдущей — указание на безграничное могущество Всевышнего Аллаха, подтверждением и свидетельством которого является сотворение человека и наделение его всеми этими удивительными способностями, умениями и знаниями.
Связь между названием суры и её главной темой очевидна, поскольку подразумевается сгусток крови, с которого начинается формирование человеческого эмбриона, а само сотворение человека, те стадии, которые он проходит в своём внутриутробном и дальнейшем существовании и все те особенности, которыми он наделён, есть явные и неоспоримые свидетельства безграничного могущества Господа миров.
Нетрудно проследить также связь между началом и концом данной суры. Начинается сура с упоминания о чтении, которое является путём к приобретению знаний о Всевышнем Аллахе. А знание это, в свою очередь, побуждает человека к вере в Создателя, покорности Ему, исполнению Его велений, соблюдению Его запретов и поклонению Ему одному. А завершается сура велением не подчиняться тем, кто пытается удержать человека от поклонения Господу миров и покорности Ему, а также велением совершать земной поклон Всевышнему Аллаху и искать приближения к Нему посредством усердного и искреннего поклонения Ему одному.
Также существует тесная связь между началом данной суры и концом предыдущей суры «Смоковница». Во-первых, и в начале данной суры и в конце предыдущей упоминается имя Аллаха и Его описания. Во-вторых, та сура завершается вопросом: «Разве Аллах не Наимудрейший Судья?» (96:8). А эта сура начинается с побуждения к чтению, которое является инструментом приобретения полезного знания, которое, в свою очередь необходимо для вынесения судебных решений и разбора тяжб между людьми.
Эти две суры имеют много общего. Так, в обеих сурах содержатся указания на безграничное могущество Всевышнего Аллаха. В обеих сурах упоминается чудесное сотворение человека, которое само по себе является указанием не только на существование Творца, но и на Его могущество, мудрость, совершенство и абсолютное знание. Также в обеих сурах упоминаются прекрасные описания Всевышнего Аллаха, указывающие на Его возвышенные качества, совершенство и всесилие. Кроме того, в обеих сурах содержится упоминание о Судному дне, воскрешении, воздаянии и расчёте.
Суру можно условно разделить на три смысловых отрезка, в которых раскрываются следующие темы: сотворение человека и его обучение — великая милость и свидетельство могущества Всевышнего Творца; категория людей, отклонившаяся от прямого пути; участь тех, кто отклонился от истинного пути и мешает другим в покорности Аллаху.
Великая милость и свидетельство могущества Всевышнего
Читай во имя Господа твоего, Который сотворил [всё сущее].
Он сотворил человека из сгустка крови.
Читай, ведь твой Господь — Наищедрейший.
Он научил посредством письменной трости —
научил человека тому, чего тот не знал.
Эти аяты были первыми ниспосланными Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) аятами Корана. Именно с их ниспослания началась пророческая миссия Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), продолжавшаяся двадцать три года.
Эта часть суры тесно связана с её главной темой, поскольку в ней упоминается о сотворении человека, которое относится к важным и явным свидетельствам безграничного могущества Аллаха. То, что Всевышний Аллах наделил человека способностью к обучению и возможностью использовать различные инструменты приобретения полезного знания, в числе которых — чтение и письмо — также является свидетельством Его безграничного могущества и совершенства.
Всевышний Аллах, сотворивший всё сущее, особо упомянул о сотворении человека и о способностях, которыми Он наделил его, и это указание на почёт, который Господь оказал этому творению. Всевышний сотворил человека таким, что он развивается из крошечного сгустка крови, который прикрепляется к матке, но потом, пройдя положенные стадии развития, этот сгусток превращается в разумное живое существо, способное научиться читать и писать и приобретать и передавать полезное знание.
Господь миров наделил человека не только способностью изъясняться, то есть выражать свои мысли в устной форме, и воспринимать и понимать устную речь другого человека. Он наделил его и другим способом общения с себе подобными и приобретения полезного знания. Это письменность. И способность читать как инструмент приобретения религиозного знания самым положительным образом сказывается на вере и богобоязненности человека, являясь, таким образом, великой милостью Всевышнего по отношению к этому созданию.
Отклонившиеся от прямого пути
Но нет! Человек преступает границы дозволенного,
когда ему кажется, что он ни в чём не нуждается.
Но к твоему Господу предстоит возвращение.
Эта часть суры тесно связана с главной темой суры, поскольку содержит новые указания на всемогущество Творца.
Связана она и с предыдущей частью суры, поскольку продолжается повествование о человеке, хотя в данной части суры речь идёт уже не о человеке как виде живых существ, сотворённых Всевышним Аллахом, а о конкретной категории людей — людях, отклонившихся от прямого пути.
Это люди, которые вместо того, чтобы благодарить Того, Кто сотворил и научил их, за те бесчисленные милости, которыми Он одаряет их, возгордились и надменно превозносятся над поклонением Ему и предпочитают неблагодарность и ослушание.
Таким образом, в предыдущей части суры упоминается великая милость, за которую человек обязан благодарить Создателя, а в этой части суры мы видим упоминание о категории людей, которые отказались благодарить Его за Его милости и избрали для себя совершенно иной путь. Это люди, которые не сумели извлечь пользу из знания, которым наделил их Всевышний Аллах. Они избрали для себя не тот путь, который указал им Господь миров, и им придётся отвечать за сделанный выбор, когда они вернутся к Господу, то есть предстанут перед Ним для расчёта и воздаяния в Судный день.
Эта часть суры начинается с предостережения: «Но нет!», адресованного этим отклонившимся от пути истинного людям, не благодарящим Аллаха за Его милости. Предостережение это следует за упомянутыми в предыдущей части указаниями на всемогущество и совершенство Творца, предполагающее поклонение Ему одному и благодарность Ему за Его милости.
В этих же аятах указывается причина небрежного отношения многих людей к милостям Всевышнего и к религии вообще. Это любовь к миру этому и излишняя увлечённость человека имеющимися у него мирскими благами. Они отвлекают его от Всевышнего и от мира вечного. Многие люди, видя, что обладают большим богатством или большей властью и влиянием по сравнению с другими, начинают превозноситься и забывают о Том, к Кому им предстоит вернуться и перед Кем им предстоит отвечать за содеянное в земной жизни. И такой человек забывает о том, что всё, что есть у него, даровал ему Всевышний Аллах, и что это богатство или власть — не его личная заслуга, а мирские блага, которыми наделил его Господь. А это положение, подвергающее человека огромной опасности, поскольку этим он навлекает на себя гнев Аллаха и суровую кару.
Участь тех, кто отклонился от истинного пути
Видел ли ты того, кто мешает
рабу [Аллаха], когда тот молится?
Что ты думаешь, а если он был на правильном пути
или призывал к богобоязненности?
Что ты думаешь, а если он счёл ложью истину и отвернулся?
Неужели он не знал, что Аллах видит?
Но нет, если он не перестанет, то Мы схватим его за хохол —
хохол лживый, грешный.
Пусть он зовёт своё сборище.
Мы же позовём адских стражей!
Нет же! Не повинуйся ему, а пади ниц и приближайся [к Аллаху, стремясь снискать Его любовь посредством покорности Ему].
Эта часть суры также тесно связана с главной темой суры, поскольку содержит явные и неоспоримые указания на безграничность могущества Всевышнего Аллаха.
Также эта часть суры тесно связана с предыдущей частью, поскольку продолжает повествование о скверной категории людей, которые не только сами отклонились от прямого пути, впали в заблуждение и отказались уверовать во Всевышнего Аллаха и поклоняться Ему, но и стараются отвратить от веры других и всячески мешают им поклоняться Всемогущему Создателю. Таким человеком был Абу Джахль, всячески старавшийся помешать Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и уверовавшим, и подобных ему и по сей день немало в разных уголках земного шара.
Таким образом в этой части суры описывается одна из форм явного выхода человека за рамки дозволенного. Эти люди преступают установленные Всевышним Аллахом границы и стараются помешать тому, кто поклоняется Аллаху, и удержать его от различных проявлений покорности Господу миров, и своими действиями они вполне заслуживают угрозы Всевышнего и сурового наказания от Него. При этом само поведение этих злосчастных людей свидетельствует об их невежестве, о том, что они не оценили Аллаха должным образом и не осознают Его величия и безграничности Его могущества.
И ни один разумный человек не должен подчиняться подобным злодеям и идти у них на поводу и он не должен позволять им отвращать его от следования правильным путём и покорности Создателю, потому что иначе он сам окажется в убытке.
Разъяснив то, какая страшная участь ожидает в итоге поступающих подобным образом, Всевышний Аллах побуждает всякого верующего к приверженности вере, усердию в поклонении Ему и стойкости в покорности Ему и следовании прямым путём.
Таким образом, все части суры тесно связаны между собой, ибо все они указывают на безграничное могущество Творца, поясняя в то же время, что некоторые люди не задумываются об этом могуществе и не принимают его во внимание, что, несомненно, закончится для них самым печальным образом. А это означает, что для каждого верующего очень важно помнить о совершенстве Всевышнего Аллаха и Его всемогуществе, и о том, что Господь миров видит и слышит его везде и всегда и знает о нём абсолютно всё. Это осознание укрепляет веру, способствует богобоязненности и побуждает мусульманина трудиться ради Всевышнего Аллаха и совершать как можно больше благих деяний.