Именем Аллаха, Милостивого, Милующего!
Эта мединская сура, состоящая из трёх аятов, названа так потому, что в её первом аяте говорится о приближении помощи Всевышнего.
Когда тебе, о Посланник, будет дарована победа над неверующими курайшитами, и Мекка будет покорена тобою, и ты увидишь, как множество людей целыми группами принимают ислам — когда всё это осуществится, то готовься к встрече со своим Господом, многократно прославляя Его, восхваляя и испрашивая у Него прощения. Поистине, Он во множестве прощает прославляющих Его и испрашивающих у Него прощения, милует их и принимает их покаяние.
Эта короткая кораническая сура примечательна, помимо прочего, ещё и тем, что стала, по сути, извещением самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и мусульманской общины о том, что его земная жизнь подходит к концу. Это подтверждается достоверными сообщениями.
‘Абдуллах ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) рассказывает: «‘Умар (да будет доволен им Аллах) приглашал меня к себе вместе со взрослыми мужчинами, принимавшими участие в битве при Бадре. В конце концов это, судя по всему, вызвало гнев одного из них, и он спросил ‘Умара: “Почему этот входит к тебе вместе с нами, ведь он не старше наших сыновей?!” ‘Умар сказал: “Вы же знаете о его положении!” И однажды он позвал меня и пригласил меня к себе вместе с ними, и я думаю, что в тот день он это сделал лишь для того, чтобы показать им. ‘Умар спросил: “Что вы можете сказать о Словах Аллаха: ‹Когда придёт помощь Аллаха и победа, и ты увидишь, как люди входят в религию Аллаха толпами, восславь же хвалой Господа своего и проси у Него прощения. Поистине, Он — Принимающий покаяние›”. Один из присутствовавших ответил: “Нам было велено воздавать хвалу Аллаху и просить Его о прощении, когда нам будет оказана помощь и дарована победа”. А другие промолчали. Тогда он обратился ко мне: “И ты скажешь то же самое, о Ибн ‘Аббас?” Я ответил: “Нет”. Он спросил: “Что же ты скажешь?” Я ответил: “Здесь имеется в виду близкий конец Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), о котором сообщил Аллах. Аллах сказал, что, ‹когда придёт помощь Аллаха и победа›, это будет признаком твоего срока, и тогда ‹восславь же хвалой Господа своего и проси у Него прощения. Поистине, Он — Принимающий покаяние›”. ‘Умар сказал: “Я тоже не знаю об этой суре ничего, кроме того, что говоришь ты!”» [Бухари].
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) уже тогда узнал о том, что его земная жизнь подходит к концу, что уже скоро предстоит ему завершить свою миссию в этом мире и уйти из него. Из достоверных хадисов известно, что он сообщил об этом своей любимой дочери Фатыме (да будет доволен ею Аллах). Опечалив её этим известием, он тут же утешил её другим: она первая из членов его семьи покинет этот бренный мир, дабы присоединиться к нему. И всё случилось именно так, как он предсказывал.
Главной темой суры является сообщение о том, что ниспослание откровения, а вместе с ним и земная жизнь Пророка (мир ему и благословение Аллаха) подошли к концу, и ему велено было восхвалять Всевышнего Аллаха. Также в суре упоминается победа — покорение мусульманами Мекки — как указание на грядущее распространение ислама. Эта сура — чудо, поскольку она представляет собой предсказание, которое исполнилось. Чудесна она и потому, что в три коротких аята уложен огромный по своей важности смысл.
Связь между названием суры и её главной темой очевидна, поскольку помощь от Аллаха и победа — покорение Мекки — упомянуты в этой суре.
Связь между началом и концом данной суры также нетрудно проследить. Сура начинается с упоминания о покорении Мекки и помощи Аллаха и указания на то, что люди начнут входить в ислам толпами после того, как колебались или даже отвергали мысль о принятии ислама. Эти события должны были стать признаком близкой кончины Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Как следствие, сура завершается адресованным Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велением славить Господа и испрашивать у Него прощения в знак благодарности и как признание собственных упущений. Делая это, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) должен был подать благой пример своей общине. Испрашивание прощения — прекрасный способ искупать малые грехи и увеличивать свою награду для каждого мусульманина.
Хорошо заметна связь между данной сурой и двумя предыдущими сурами «Неверующие» и «Каусар». Из суры «Каусар» можно понять, что у Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) были враги и недоброжелатели. В суре «Неверующие» упоминается Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и неверующие и проводится разделительная черта между верой и неверием, что позволяет нам понять, что между исламом и многобожием, а также между Пророком (мир ему и благословение Аллаха) и многобожниками имело место некое противостояние. Из этой же суры следует, что победа по воле Всевышнего останется за последним Божьим пророком, а не за теми, кто всячески пытался противостоять его призыву, обижал его самого и причинял ему вред.
Если в предыдущей суре Пророку (мир ему и благословение Аллаха) велено было только дать многобожникам понять, что их религия и его религия несовместимы и изначально противоположны друг другу, то в этой суре уже содержится угроза этим ненавистникам Пророка (мир ему и благословение Аллаха): настало время, в которое пришла помощь от Аллаха, — время покорения Мекки, конец эпохи язычества и идолопоклонства, много лет процветавших в Аравии.
Суру можно условно разделить на два смысловых отрезка, в которых раскрываются следующие темы: великая милость, которую оказал Всевышний Аллах Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха); адресованное Пророку (мир ему и благословение Аллаха) веление благодарить Всевышнего за Его великую милость.
Великая милость, оказанная Пророку
Когда придёт помощь Аллаха и победа,
и ты увидишь, как люди входят в религию Аллаха толпами.
Эта часть суры самым тесным образом связана с главной темой суры. Ведь посвящена она как раз помощи, которую оказал Всевышний Аллах Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха), и победе, которую Он даровал ему. Ниспослание этих аятов связано с одним из важнейших событий в исламской истории. Это покорение Мекки. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вступил в Мекку со своим войском, почти не встретив сопротивления, и бывшая когда-то оплотом язычества Мекка покорилась ему. Это был переломный момент в борьбе язычников и мусульман в Аравии. Идолы были вынесены из мечети аль-Харам и уничтожены, и священный город стал цитаделью единобожия.
Важность этой победы трудно переоценить. Когда после эпохи единобожия, во время которой люди исповедовали религию Божьего пророка Ибрахима (мир ему), наступила эпоха заблуждений, суеверий и идолопоклонства, язычество обрело силу и некоторое время сохраняло её, хотя даже в ту эпоху оставались люди, которым многобожие было противно и которые придерживались единобожия — ханифы. Потом, с началом пророческой миссии Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), единобожие начало вытеснять язычество, и некоторое время имело место противостояние и борьба между ними. Это противостояние закончилось победой ислама, ознаменовавшей окончание эпохи язычества на Аравийском полуострове. Именно этой победе посвящены данные аяты.
После покорения Мекки число мусульман резко увеличилось, поскольку многие выжидали, не принимая ислам, желая посмотреть, чем закончится противостояние Пророка (мир ему и благословение Аллаха) с собственными соплеменниками, решив для себя, что если он сумеет одержать верх над мекканскими язычниками, значит, он действительно пророк, поддерживаемый и ведомый Аллахом, и правда на его стороне. И когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) покорил Мекку, эти арабы отбросили свои колебания и стали принимать ислам один за другим. Таким образом, эта победа была не просто важным событием, а поворотным в истории.
Веление благодарить Всевышнего
восславь же хвалой Господа своего и проси у Него прощения. Поистине, Он — Принимающий покаяние.
Этот аят тесно связан с главной темой всей суры, поскольку речь в нём идёт о следствии той помощи Аллаха и дарованной Им победы, которым посвящена сура.
Эта часть суры также неразрывно связана с предыдущей. Если там упоминается милость, которую оказал Всевышний Аллах Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха) — победа ислама над язычеством в Мекке и последующее широкое распространение ислама, — то в этой части суры содержится адресованное Пророку (мир ему и благословение Аллаха) веление благодарить Господа за эту милость.
Благодарность — естественный ответ на добро и милость. Все милости, которыми одаряет нас Господь, важны по-своему. Милость же, о которой идёт речь в суре, была поистине великой. И вполне естественно, что Всевышний повелел Своему Посланнику (мир ему и благословение Аллаха) восхвалять Его и просить у Него прощения в знак благодарности за эту милость.
Веление это было актуальным вдвойне, поскольку жизнь Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его пророческая миссия подходили к концу, а восхваление Аллаха и испрашивание у Него прощения — самое достойное завершение земного существования верующего.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вступил победителем в город, из которого вынужден был когда-то уехать, город, в котором он родился и вырос. И это победоносное вступление означало закат язычества и победу единобожия. Но не злорадство в отношении повергнутого врага и не удовлетворение от своего великого свершения должны были наполнять его грудь, а искренняя благодарность Всевышнему, благовоспитанность и скромность по отношению к Нему и осознание Его величия, всемогущества и совершенства.
Таким образом, любое важное достижение в этом мире, даже самое грандиозное, должно не опьянять человека, не вводить его в состояние эйфории, не вызывать у него ликования или гордыни, к чему так склонен человек по своей натуре, а пробуждать в нём желание благодарить Создателя за Его милости и испрашивать у Него прощения за собственные упущения и нерадивость в поклонении Ему и исполнении Его велений. Все милости, все блага — от Аллаха, и что бы мы ни делали, мы никогда не сможем отблагодарить Его за всё, что Он дарует нам. А потому нам остаётся лишь усердно поклоняться Ему, восхвалять Его и испрашивать у Него прощения за несовершенство нашей благодарности и нашего поклонения.