Именем Аллаха, Милостивого, Милующего!
Как и многие другие суры Корана, эта мекканская сура, состоящая из двадцати шести аятов, получила своё название по её первому аяту.
Покрывающее — одно из многочисленных названий Судного дня, встречающихся в Книге Аллаха. Главной темой суры является как раз Судный день, а также утверждение безграничного могущества Всевышнего Аллаха.
Название суры тесно связано с главной темой суры, поскольку сура в основном посвящена Судному дню, а Покрывающее — одно из названий этого дня.
Связь между началом и концом данной суры также очевидна. Начинается сура с упоминания о Судном дне, а также об участи, которая ожидает в этот день две категории людей. Это верующие и неверующие — счастливые и злосчастные. А завершается сура также упоминанием о судьбе, уготованной неуверовавшим, и напоминанием о том, что всем нам предстоит вернуться к Нему и отвечать перед Ним за содеянное в земной жизни, когда наступит Судный день.
Начало данной суры также самым тесным образом связано с концом предыдущей суры «Высочайший». Та сура завершается упоминанием о том, что жизнь вечная несоизмеримо лучше и достойнее земной жизни, а данная сура начинается как раз с упоминания о Судном дне и о событиях, которые относятся уже к миру вечному, в том числе и об участи, которая ожидает разные категории людей в мире вечном.
При изучении этой и предыдущей суры нетрудно заметить, что их объединяет общая тема и они имеют много общего. Так, в обеих сурах содержатся упоминания о различных знамениях Всевышнего, которые служат указанием на Его безграничное могущество и, как следствие, способность воскресить творения, воссоздать их и явить Судный день, в который они будут подвергнуты расчёту. В обеих сурах упоминается о воскресении, расчёте и воздаянии. В обеих сурах разъясняется, какая участь ожидает уверовавших и какая доля уготована неуверовавшим, и из обеих сур видно, сколь страшным будет наказание неуверовавших и сколь прекрасным будет положение верующих. Обе суры утверждают существование вечной жизни и то, что всем нам суждено предстать перед Господом миров для расчёта.
Суру можно условно разделить на три смысловых отрезка. Она посвящена следующим темам: наказание и благое воздаяние, ожидающее людей в Судный день; знамения, указывающие на способность Всевышнего воскресить творения; пророческая миссия Посланника Аллаха (мир ему и благословения Аллаха).
Воздаяние в Судный день
[О Посланник!] Дошёл ли до тебя рассказ о Покрывающем [Дне воскресения]?
Одни лица в тот день будут униженными,
изнурёнными и утомлёнными.
Они будут гореть в Огне жарком.
Их будут поить из источника кипящего
и не будет у них другой пищи, кроме ядовитых колючек,
от которых не поправляются и которые не утоляют голода.
Другие же лица в тот день будут радостными.
Они будут довольны своими стараниями,
[пребывая] в Вышних садах.
Они не услышат там словоблудия.
Там есть источник изливающийся,
там ложа возвышающиеся,
и чаши расставленные,
и подушки разложенные,
и ковры разостланные.
Эта часть суры самым непосредственным образом связана с главной темой суры — Судным днём, поскольку повествует как раз о Судном дне и о том, каким будет воздаяние верующим и неверующим соответственно, когда этот день наступит — а наступление его неизбежно и неотвратимо.
Судный день назван Покрывающим, потому что он покроет людей теми тяготами и ужасами, которые он принесёт с собой. В этой суре, как и во многих других коранических сурах, повествование о событиях Судного дня включает рассказ и о положении верующих, и о положении неверующих, дабы легче было сравнить их положения и понять, сколь огромны различия.
Поскольку упомянуто название Судного дня Покрывающее, логично начать с упоминания об участи тех, для кого этот день будет очень тяжким и страшным, то есть тех, кому суждено стать обитателями Ада. И только после этого повествуется об участи, которая ожидает противоположную им категорию людей, то есть счастливых обитателей Рая.
Неуверовавшие не желали проявлять смирение и богобоязненность в земной жизни, и в Судный день они будут подвергнуты унижению. И в земной жизни они предавались разного рода наслаждениям и усладам, а в мире вечном их положение будет противоположным: они будут утомлены и изнурены, поскольку все наслаждения, за которыми они так гнались, закончились для них в земной жизни и впереди их не ожидает ничего, кроме мучений. Они будут волочить свои цепи и оковы и вкушать ужасные муки Адского пламени.
Больше для представителей этой категории людей радостей и удовольствий не будет. Поить их в Аду будут крутым кипятком, а пища их будет смертельным ядом. Очевидно, что ни удовлетворения голода и жажды, ни удовольствия, ни какой-либо пользы такое питание не принесёт. Эти люди будут вкушать заслуженное наказание, которое не закончится для них.
В противоположность этим людям, счастливые уверовавшие будут радоваться своему положению и наслаждаться теми благами, которое оно им принесёт. В прекрасной райской обители не будет ничего скверного и неприятного. Их ждёт вечное блаженство там, поэтому не приходится удивляться тому, что в Судный день лица их будут сиять от радости. Да, они усердно трудились в земной жизни, чтобы обрести этот почёт и эту великую награду, но когда они окажутся в Раю, то увидят, что старания их отблагодарены многократно и что обретённое ими счастье ни с чем несравнимо.
В этой прекрасной вечной обители они не услышат ничего неприятного для себя, ничего причиняющего беспокойство, обидного или внушающего отвращение. Их слух не будут оскорблять пустые или скверные и непристойные разговоры. И всё, что они увидят в Раю, будет только радовать их взор. Там их будут постоянно окружать прекрасные райские деревья и замечательные райские источники, непохожие на земные.
В тенистых райских садах обитатели Рая будут возлежать на приготовленных для них возвышенных ложах после того, как в мире этом покидали свои ложа ради совершения добровольных ночных молитв. Они будут наслаждаться великолепными райскими напитками, не имеющими ни одного из недостатков, присущих нашим земным напиткам. В их распоряжении будут ковры и подушки, несравнимые по красоте, мягкости и удобству с земными, и вообще всё, что нужно человеку, чтобы чувствовать себя умиротворённым, довольным и счастливым.
В нашем мире жизнь этих людей могла быть тяжкой и полной лишений, но в мире вечном их ждёт нескончаемый поток благ и вечное наслаждение, которое никогда не исчезнет.
Знамения, указывающие на способность Всевышнего воскресить творения
Неужели они не посмотрят, как созданы верблюды,
как вознесено небо,
как водружены горы,
как распростёрта земля?
Эта часть суры связана с главной темой суры — Судным днём, ведь в ней приводятся доказательства безграничного могущества Господа миров, а это могущество предполагает, что Всевышний Аллах способен и явить Судный день, и воскресить и воссоздать творения, и подвергнуть их расчёту, и воздать им в соответствии с их деяниями, и отправить их, соответственно, в Ад или в Рай.
Связана эта часть суры и с предыдущей, поскольку после упоминания о Судном дне и связанных с ним событиях приводится подтверждение всемогущества Господа и, как следствие, истинности и неизбежности Судного дня.
Всевышний Аллах обращает наше внимание на Его чудеса во вселенной, на бесчисленные знамения, окружающие нас со всех сторон и подтверждающие не только существование Творца, но и Его совершенство, мудрость, абсолютное знание и абсолютное могущество. К таким знамениям относятся и верблюды — эти удивительно созданные, уникальные и приносящие огромную пользу людям животные, способные долгое время обходиться без воды.
Упоминаются в этих аятах и другие великие знамения Господа миров. Это небеса, земля и горы. Эти внушительных размеров творения Всевышнего Аллаха обладают множеством удивительных свойств и особенностей, знакомясь с которыми, человек не может не возвеличивать Аллаха и не восхищаться Его мудростью и могуществом.
И таких свидетельств безграничного могущества Аллаха в нашем мире великое множество.
Пророческая миссия Мухаммада
Напоминай же, ведь ты — напоминающий,
и ты не властен над ними.
А тех, кто отвернётся и не уверует,
Аллах подвергнет величайшим мучениям.
К Нам они вернутся,
и затем Мы потребуем у них отчёта.
Эта часть суры связана с главной темой суры, поскольку снова упоминает о воскрешении и воздаянии, а также об участи, которая постигнет неуверовавших в Судный день. Связаны эти аяты и с предыдущей частью суры: после упоминания о свидетельствах могущества Господа, предполагающего и способность явить Судный день, Всевышний Аллах подчёркивает истинность и неизбежность Судного дня, воскрешения и воздаяния, а также Свою способность подвергнуть неуверовавших наказанию.
В этих аятах утверждается очень важная истина. Мухаммад (мир ему и благословения Аллаха) — Божий пророк, один из посланников Всевышнего к человечеству, миссия которых состояла в донесении божественного послания до людей и призыве их к религии Аллаха, то есть к исповеданию единобожия, поклонению Единственному Богу. Это трудная, но очень важная и почётная миссия, для исполнения которой Всевышний Аллах выбрал лучших представителей рода человеческого, к коим, несомненно, относился и наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха).
Задачей Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), равно как и задачей остальных пророков, был призыв к единобожию. При этом миссия его состояла именно в призыве и донесении Слова Божьего до людей, тогда как никакой ответственности за результат своих усилий он нести не мог. Он не мог принудить людей к вере. Что выберут призываемые — веру или неверие, покорность или ослушание — известно лишь Аллаху. Но неуверовавшие ответят перед Ним и понесут заслуженное наказание. Ведь людям предстоит вернуться к своему Господу и отвечать перед Ним в Судный день. И никому из тех, кто навлёк на себя гнев Господа, не избежать наказания и ответственности перед Ним.
Грядёт Судный день, в который все мы предстанем перед Ним, и тогда счастливые уверовавшие обрадуются, увидев плоды своего усердия, а злосчастные неуверовавшие будут горько сожалеть об упущенной в земной жизни возможности пополнить ряды обитателей Рая.