Именем Аллаха, Милостивого, Милующего!
Эта мекканская сура, состоящая из пяти аятов, получила своё название по первому аяту. Ниспослание этой суры тесно связано с одним из важных событий в жизни соплеменников Пророка (мир ему и благословение Аллаха). История слона — неотъемлемая часть истории арабов. Арабы сочли это событие знаменательным, и оно вошло в их историю. О нём немало сказано и написано, и в книгах можно встретить: «такое-то событие произошло в “год слона”» или «такой-то родился в “год слона”» или «то-то случилось через столько-то лет после “года слона”». «Год слона» — это 570 год по христианскому летоисчислению. Как раз в этом году после этого события родился наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха).
История обладателей слона широко известна. Эти события имели место незадолго до рождения Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Это одно из величайших знамений Аллаха, указывающих на Его могущество, и след Его гнева, обрушенного на тех, кто осмелился выступить против Него, осквернив Его святыню.
Эта история упоминается в Священном Коране и в Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Её подробное изложение можно найти в книгах по истории, в жизнеописаниях Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а также в комментариях мусульманских учёных к Священному Корану.
Речь идёт о слоне, которым владел йеменский правитель, эфиоп по происхождению. Звали правителя Абраха. Он построил в Сане огромный храм. Абраха заявил, что собирается отвратить арабов от Каабы и заставить их совершать паломничество к его храму. Он также поклялся дойти до Каабы и разрушить её. Он приказал эфиопам подготовиться и снарядиться. Затем он двинулся, и вместе с ним был слон. Об этом услышали арабы, которые сочли это серьёзной угрозой, узнав, что он хочет разрушить Каабу — священный дом Аллаха. Когда царь подошёл со своим войском к Мекке, дед ещё не родившегося тогда Пророка (мир ему и благословение Аллаха) ‘Абду-ль-Мутталиб, у которого люди Абрахи увели стадо верблюдов, встретился с Абрахой и узнал, что тот пришёл разрушить Каабу. Он вернулся к курайшитам и сообщил им обо всём. Он велел им уйти из Мекки и укрыться в горах и ущельях.
Абраха стал готовиться к вступлению в Мекку, готовить своего слона, своё войско, однако, когда слона хотели погнать вперёд, он отказался идти и едва не опустился на колени. Они ударили слона, чтобы он встал. Но слон отказался. Они пощекотали его, чтобы он встал. Он отказался. А когда они направили его в сторону Йемена, он встал и побежал. А когда его снова направили к Мекке, он опять встал. Потом слон побежал к одной из гор, а Всевышний Аллах послал на войско Абрахи птиц. Каждая птица несла с собой три камня: один камень в клюве и два — в лапках, размером с горошины и чечевицу. Как только камень попадал на кого-нибудь из них, он тут же погибал. Но камни настигли не всех. Абраху поразила болезнь. Остатки его войска поспешно уходили и умирали в пути. Тело Абрахи разлагалось по частям. Как только какая-нибудь его часть падала, другая часть начинала гноиться и кровоточить. Они дошли с ним до Саны, и он был похож на общипанного цыплёнка. Там он умер.
Эти события привели к возвеличиванию арабами Каабы и её служителей — жителей Мекки. Когда Аллах отогнал эфиопов от Мекки, заставил их обратиться вспять и наказал их, арабы стали почитать курайшитов, говоря: «Они — люди Аллаха. Аллах их отстоял. Он избавил их от врага». Это знамение Всевышнего стало подготовкой к началу пророческой миссии Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), который появился в Мекке, очистил Каабу от идолов и вернул ей былое величие.
Ибн Касир (да помилует его Аллах) сказал: «Это событие стало преддверием, своеобразной подготовкой к пришествию Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Согласно наиболее известным данным, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) родился в том же году. Всевышний Аллах как будто сказал: “Я помог вам против эфиопов и избавил вас от них не потому, что вы лучше их, а для того, чтобы защитить Древний Дом, который Я возвышу и почту, направив не умеющего ни читать, ни писать Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), печать пророков”».
Ибн Таймийя (да помилует его Аллах) сказал: «Это произошло в год рождения Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Люди, жившие по соседству с Домом Аллаха, поклонялись идолам, и даже положение христиан было намного лучше. Отсюда можно понять, что не жители Мекки были причиной этого великого знамения, явленного Всевышним. Оно было явлено ради Каабы или ради Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который родился в том же году возле Каабы. А может, оно было явлено и ради Каабы, и ради него. В любом случае, оно стало одним из подтверждений пророческой миссии Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)».
Главной темой суры является безграничное могущество Всевышнего Аллаха, одним из проявлений которого стали описываемые в суре события. Господь миров покарал этих людей тогда, когда у живших вокруг Каабы не было возможности защищать её, то есть собрать войско, способное противостоять войску злодея Абрахи. И Всевышний Аллах защитил Каабу, как и надеялся Абду-ль-Мутталиб, явив таким образом одно из Своих чудесных знамений. Ни сила и многочисленность войска, ни несметные богатства царя-захватчика ничем не помогли ему, когда дело дошло до осуществления его коварного плана.
Связь между названием суры и её главной темой очевидна, поскольку данная сура посвящена истории владельцев слона.
Нетрудно заметить и связь между началом и концом данной суры. Начинается она с адресованных Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вопросов, призванных привлечь внимание к этому чудесному Божьему знамению, а завершается разъяснением сути этого знамения, свидетельствующего о безграничности могущества Господа миров.
Видна связь и между началом данной суры и концом предыдущей суры «Хулитель». Та сура завершается упоминанием о наказании в мире вечном, которому подвергнутся злосчастные, в том числе и обладавшие упомянутыми в суре качествами, то есть злословящие о верующих и жадные до мирских благ. А эта сура начинается с упоминания о наказании, которое постигло некую группу злосчастных неуверовавших в мире этом. И то, и другое, несомненно, является свидетельством могущества Всевышнего Аллаха.
Если таково наказание, постигающее злодеев в мире этом, то каким же будет наказание в мире вечном? И если так Всевышний Аллах покарал тех, кто осмелился покуситься на Его Дом, то каким же будет наказание тех, кто осмелился покушаться на Его Пророка (мир ему и благословение Аллаха), обижать его и причинять ему вред?..
Эти две суры имеют много общего. Обе они посвящены одной из двух категорий людей, а именно — злосчастным обитателям Ада. При этом в обеих сурах содержатся очевидные указания на то, что эти люди, творившие зло и превозносившиеся над поклонением Аллаху, не останутся безнаказанными и им ни за что не избежать гнева Могущественного. В обеих сурах есть указания на безграничность могущества Всевышнего, Его совершенство, мудрость, абсолютное знание и способность покарать ослушников и злодеев когда и как Он пожелает. Обе суры служат предостережением тем, кто вступил на путь зла, грехов и неверия или думает о вступлении на этот путь. Всевышний Аллах предупреждает, что последствия такого решения будут весьма скверными и страшными и человеку будет некого винить в этом, кроме самого себя, ведь он лишь понесёт заслуженное наказание как проявление Божественной справедливости.
Кроме того, в предыдущей суре речь идёт о человеке, который не благодарит Всевышнего за дарованные Им милости: он использует дарованную ему способность говорить, равно как и дарованные ему мирские блага не ради Аллаха, не для совершения угодных Ему деяний, а для совершения грехов и ослушания Его. А данная сура является, по сути, напоминанием курайшитам о великой милости, которую оказал им Господь, когда избавил их от слона и его владельцев, однако они не оценили эту милость по достоинству и враждебно отнеслись к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его призыву. И это притом, что когда Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) была ниспослана эта сура, в Мекке по-прежнему оставались те, кто был очевидцем этой истории, и никто не обвинил его во лжи, что свидетельствует об истинности этой знаменательной истории и о том, что её правдивость не оспаривалась мекканскими язычниками.
Разве ты не видел [о Посланник], что сделал твой Господь с владельцами слона?
Разве Он не запутал их козни
и не наслал на них птиц стаями?
Они бросали в них каменья из обожжённой глины
и превратили их в подобие изъеденных иссохших злаковых листьев.
Сура начинается с вопроса, призванного обратить внимание на важность описываемого события, а также указать на безграничность могущества Всевышнего Аллаха, явившего это чудесное знамение. Он погубил тех, кто осмелился покуситься на Каабу, причём погубил столь удивительным, сверхъестественным способом. Он не пожелал защитить Свой храм руками мекканцев, которые в то время в большинстве своём были язычниками и поклонялись идолам, а явил чудо, и в этом заключена огромная мудрость и важный смысл. Никакой заслуги курайшитов в этом не было, и это чудесное избавление от грозящей опасности было проявлением могущества Всевышнего и не было обусловлено какими-то их действиями.
Казалось бы, после такого явного вмешательства Господа в ставшую очень опасной ситуацию, курайшиты должны были войти в ислам толпами, стоило Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) начать свой призыв, и их приверженность Каабе должна была только поспособствовать этому. Но этого не произошло. Язычники самым яростным образом воспротивились религии истины и отказались принимать её. Таким образом, эта сура — упрёк им: как после такого чудесного знамения они не принимают заключительного Божьего Посланника (мир ему и благословение Аллаха).
Также сура являет собой указание на значимость и святость Каабы. К тому же, её аяты призваны послужить поддержкой и утешением для Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): Всевышний Аллах никогда не оставит его, и сколько бы ни старались многобожники повредить ему и обидеть его, Господь всегда будет защищать его, помогать ему и поддерживать Свою религию.