Именем Аллаха, Милостивого, Милующего!
Эта мекканская сура, состоящая из сорока аятов, названа так потому, что в её первом аяте Всевышний клянется Днём воскресения.
Сура посвящена Судному дню и связанными с ним великими и страшными событиями. Она рассказывает о том, что ждёт человека в этот тяжкий и важный день, когда всё будет не так, как было в мире этом, потому что земная жизнь и жизнь вечная имеют огромные различия.
Также в суре содержится призыв готовиться к этому дню, запасаясь верой, благими деяниями и проявлениями покорности Всевышнему. Потому что тот, кто не готовился к этому дню, непременно пожалеет об этом, но шанса вернуться в этот мир и всё исправить у него уже не будет.
Связь между названием суры и её главной темой очевидна, поскольку вся сура как раз посвящена воскресению и связанными с ним событиям.
Нетрудно заметить и связь между началом и концом данной суры. В начале суры утверждается неизбежность Судного дня и подтверждается его истинность, а в конце суры упоминается о предназначении Судного дня и приводятся доказательства его неотвратимости. Таким образом, сура начинается и заканчивается упоминанием о воскрешении мёртвых.
Также можно увидеть тесную связь между данной сурой и предыдущей сурой «Завернувшийся». В обеих сурах затрагивается тема Судного дня, воскрешения и воздаяния и содержатся описания этого великого дня. В обеих сурах подтверждается истинность и неизбежность Судного дня и говорится о том, что он обязательно наступит, как бы неверующие ни старались отрицать это, и в этот день они непременно ответят перед Аллахом за то, что совершали, и понесут заслуженное наказание. В обеих сурах затрагивается участь счастливых и злосчастных, то есть верующих и неверующих, следующих прямым путём и отклонившихся от этого пути, принявших истину и отвергнувших её, обитателей Ада и обитателей Рая.
Начало данной суры также явно связано с концом предыдущей суры «Завернувшийся». В конце той суры сказано о неверующих, что они не страшатся вечной жизни, а причиной отсутствия у них этого страха является то, что они не веруют в воскрешение и отрицают воздаяния и утверждают, что Судный день для них никогда не наступит. А эта сура посвящена как раз Судному дню, доказательствам его неотвратимости и связанным с ним событиям.
Ужасы Судного дня
Клянусь Днём воскресения!
Клянусь душой попрекающей!
Неужели человек полагает, что Мы не соберём его костей?
О нет! Мы способны восстановить даже кончики его пальцев.
Но человек желает и впредь совершать грехи.
Он спрашивает, когда же наступит День воскресения?
Когда взор будет ошеломлён,
луна затмится,
а солнце и луна сойдутся.
В тот день человек скажет: “Куда бежать?”
О нет! Не будет убежища!
В тот день возвращение будет к твоему Господу.
В тот День поведают человеку о том, что он совершил прежде и что оставил после себя.
Но человек будет свидетельствовать против самого себя,
даже если он будет оправдываться.
Связь этой части суры с её общей темой очевидна. Эта часть, как и вся сура, посвящена Судному дню и связанным с ним событиям.
Сура начинается с клятвы, призванной подтвердить истинность Судного дня и подчеркнуть его неизбежность. Судный день — непреложная, неоспоримая истина, которая не нуждается в подкреплении клятвами, да и у Господа миров, Создателя всего сущего, несомненно, нет потребности клясться в чём-либо. Тем не менее здесь использована клятва, чтобы усилить впечатление, которое эти аяты призваны произвести на читающего их или внимающего им.
Всевышний клянётся Судным днём и душой попрекающей. Душа верующего — всегда попрекающая, потому что верующий постоянно спрашивает с себя, и, чувствуя свою ответственность за каждый совершённый им поступок, думает о последствиях каждого своего деяния и о своих упущениях в покорности Аллаху, тогда как нечестивец не удосуживается упрекнуть себя в чём-либо или спросить с себя за что-то из того, что он говорит или делает. Связь между душой попрекающей и Судным днём очевидна, потому что душа попрекающая пожнёт плоды своих трудов и своего правильного поведения и богобоязненности в Судный день.
Неужели человек полагает, что Тот, Кто сотворил его изначально, наделил его всем необходимым для жизни и обеспечивает его уделом, не способен собрать его кости, то есть воссоздать его после смерти и разложения и воскресить для расчёта и воздаяния? Ведь думать так — значит ставить под сомнение могущество и величие Всевышнего Аллаха, Его силу и совершенство, знание и господство. Он может всё, и Он способен воссоздать мельчайшие детали и тончайшие черты человеческого тела, в том числе и уникальный узор на кончиках пальцев.
И тем не менее неверующий не желает признавать истину, несмотря на всю её очевидность, потому что, погрязнув в мирских наслаждениях, он не желает допускать, что есть что-то, кроме земной жизни, наполненной мирскими благами, к которым он так сильно привязан. Он как будто погружён в приятный сон и никак не желает просыпаться и признавать, что существует что-то за пределами этого сна. И он спешит отвергнуть эту великую истину вместо того, чтобы задуматься о ней, принять её, трудиться ради неё и делать то, к чему она его призывает.
Но когда этот день настанет — а он непременно настанет — привычный для нас мир разрушится, и всё изменится навсегда. Изменения будут масштабными и будут носить глобальный характер. И когда этот день настанет, человеку уже никуда не деться. Он не сможет сбежать, не сможет нигде укрыться и спрятаться, не сможет ничего изменить и не сможет избежать ожидающей его участи.
В этот день все предстанут пред Господом для расчёта. И в этот День с человека будет спрошено. Ему предъявят счёт и ему придётся держать ответ перед Господом миров. И в этот день неверующему будет тяжко, потому что ему придётся ответить за всё и понести заслуженное наказание, которое он никак не сможет от себя отвести и от которого его никто не спасёт. Он признает свой грех и свою вину, и в этот день Всевышний Аллах не примет от него никаких оправданий и ему не принесёт пользы сожаление, потому что ему придётся отвечать за свои собственные грехи, за то, что сам он содеял, за тот выбор, который он сделал самостоятельно, несмотря на то, что был предупреждён о последствиях. Он сам обрёк себя на погибель, и ожидающее его воздаяние абсолютно справедливо.
Путь к спасению
Не шевели своим языком, повторяя его [Коран], чтобы поскорее [запомнить].
Нам надлежит собрать его и прочесть.
Когда же Мы прочтём его, то читай его следом.
Затем Нам надлежит разъяснить его.
Эта часть суры неразрывно связана с предыдущей, поскольку за упоминанием о Судном дне и связанных с ним ужасах следует указание на то, что является путём к спасению и преуспеянию в этот день. Это вера в Коран, изучение его, заучивание наизусть и претворение в жизнь его законов и заветов. Следование Книге Всевышнего спасает человека в Судный день и помогает ему обрести счастье в обоих мирах. Указание на эту важную истину содержится во многих коранических аятах.
В этой части суры упоминается о ещё одном свидетельстве могущества Всевышнего Аллаха: как способен Он создать небеса и землю, а потом разрушить и преобразить их с наступлением Судного дня, так способен Он и сделать так, чтобы Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не забыл ничего из Корана, чтобы откровение закрепилось в его памяти.
Упомянутое в предыдущей части суры отрицание истины и неверие в Судный день, воскрешение и воздаяние предполагает, что поступающий так человек отвергает ясные аяты Корана, а в этой части суры упоминается о стремлении Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запомнить ниспосылаемые ему аяты — стремлении столь сильном, что Всевышний Аллах даже повелел ему успокоиться и не спешить, ибо Он, Всевышний, позаботится о том, чтобы Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) не забыл ниспосланное ему, а также о том, чтобы разъяснить эти аяты. Коран оберегаем Самим Всевышним, и он являет собой путь к спасению и преуспеянию.
Снова о Судном дне
Но нет! Вы любите жизнь ближнюю
и пренебрегаете Последней жизнью.
Одни лица в тот день будут сиять
и [их обладатели будут] взирать на своего Господа.
Другие же лица в тот день будут омрачены.
[Их обладатели] поймут, что с ними случится беда.
Эта часть суры тесно связана с общей темой суры, поскольку речь снова идёт о Судном дне. И эта часть связана с предыдущей, являясь её продолжением. После указания на то, что Коран является путём к спасению, Всевышний Аллах разъясняет, что несмотря на все знамения, увещевания и наставления, которые содержатся в Коране, находятся люди, которые испытывают сильнейшую привязанность к мирским благам и предают забвению мир вечный, и с каждым днём их любовь к миру этому растёт и они всё больше отворачиваются от мира вечного.
Чрезмерная привязанность к мирским благам — начало многих бед, и она заставляет людей предпочитать тленное мирское нетленному вечному. Задумывается ли погрязший в ослепляющих, оглушающих и одурманивающих мирских удовольствиях о том, каким будет его положение в день, когда лица счастливых верующих будут сияющими, а лица несчастных неверующих почернеют? И прилагает ли он усилия для того, чтобы оказаться в числе этих обладателей светлых лиц, снискавших довольство Господа и вечное блаженство? И старается ли он избежать участи обладателей чёрных лиц, навлёкших на себя гнев Аллаха и обрёкших себя на вечные муки? Ответ очевиден…
Смертный час
Но нет! Когда она [душа] достигнет ключицы,
будет сказано: “Кто же прочтёт [целительное] заклинание?”
Он [умирающий] поймёт, что наступило расставание.
Голень сойдётся с голенью,
и в тот день [человека] пригонят к твоему Господу.
Он не уверовал и не совершал молитву.
Напротив, он счёл это ложью и отвернулся,
а затем горделиво отправился к своей семье.
Горе тебе, горе!
Ещё раз горе тебе, горе!
Неужели человек полагает, что он будет оставлен без присмотра?
Разве он не был каплей семени источаемого?
Потом он превратился в сгусток крови, после чего Он создал его и придал ему соразмерный облик.
Он сотворил из него пару: мужчину и женщину.
Неужели [осуществивший подобное] не способен воскресить мёртвых?
Эта часть суры связана с предыдущей частью, а также с главной темой суры, поскольку повествует о смерти, которая знаменует переход человека из мира этого в мир вечный и предшествует воскресению и расчёту в Судный день.
Когда душа человека, находящегося в агонии, доходит до ключиц и люди в отчаянии пытаются найти способ спасти его от смерти, он ясно осознаёт, что он покидает этот мир безвозвратно, и голени его сходятся в предсмертный миг или же потом, когда его заворачивают в саван. Ему предстоит вернуться к Господу своему.
В следующих аятах содержится угроза неверующему злодею. Сообщается, что это был Абу Джахль. Он не веровал и не молился, а вместо этого счёл ложью истину и возгордился, затем отправился к своей семье горделиво, не думая о мире вечном и о последствиях своих действий. Всевышний Аллах угрожает ему, сообщая, что впереди его ожидает справедливое наказание, и он совершенно точно этого наказания заслуживает и оно для него неизбежно.
Так неужели человек, обольщённый миром этим и привязанный к нему, думает, что будет оставлен в покое, и не будет ни Судного дня, ни воскресения, ни воздаяния, и с него ни за что не спросится?
Разве не был он презренной каплей семени, затем сгустком крови, и Всевышний Аллах придал этому сгустку форму? И Он сотворил представителей двух полов… Так неужели человек забыл о том, как и из чего он был сотворён, и теперь отрицает могущество Всевышнего Аллаха и Его способность воссоздать его и воскресить после того, как он умрёт и истлеет?
Разве сотворивший человека в первый раз не способен воссоздать его снова? Конечно же, Он, Всемогущий и Великий, способен на это, и никаких сомнений в этом быть не может.