بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

Именем Аллаха, Милостивого, Милующего!

Эта мекканская сура получила своё название по первому аяту, в котором говорится: «Когда небо разверзнется» (сура 84 «Разверзание», аят 1).

Главная тема суры — Судный день, расчёт и связанные с ними события.

В суре рассказывается о некоторых событиях, имеющих непосредственное отношение к Судному дню, а также о положении счастливых, которым книга с записью их деяний будет вручена в правую руку, и о злосчастных, которым книга с записью их деяний будет вручена из-за спины.

Также в суре упоминается о некоторых знамениях Аллаха, — Его чудесных творениях, которые являются свидетельствами Его могущества,— и говорится о положении людей, а завершается сура упоминанием об участи, которая уготована неверующим, и об участи, которая ожидает верующих.

Связь между названием суры и её главной темой очевидна, поскольку разверзание небес является одним из событий, которые связаны с Судным днём самым непосредственным образом.

Начало и конец данной суры также тесно связаны между собой. Если в начале суры повествуется о великих и страшных событиях, с которых начнётся Судный день, то завершается сура упоминанием об участи, которая ожидает в этом день верующих и неверующих.

Нетрудно проследить связь и между началом данной суры и концом предыдущей суры «Обвешивающие». Та сура завершается упоминанием об итогах Судного дня, то есть об участи, которая уготована верующим и неверующим, тогда как данная сура начинается, опять же, с упоминания о Судном дне, точнее, о некоторых событиях, с которых этот судьбоносный день начнётся.

Некоторые события, связанные с Судным днём
(1) إِذَا السَّمَاء انشَقَّتْ

Когда небо разверзнется

(2) وَأَذِنَتْ لِرَبِّهَا وَحُقَّتْ

и внемлет своему Господу, как ему надлежит,

(3) وَإِذَا الأَرْضُ مُدَّتْ

когда земля будет распростёрта,

(4) وَأَلْقَتْ مَا فِيهَا وَتَخَلَّتْ

и извергнет то, что в ней, и опустеет,

(5) وَأَذِنَتْ لِرَبِّهَا وَحُقَّتْ

и внемлет своему Господу, как ей надлежит...

(6) يَا أَيُّهَا الإِنسَانُ إِنَّكَ كَادِحٌ إِلَى رَبِّكَ كَدْحًا فَمُلاقِيهِ

О человек! Ты стремишься к своему Господу и встретишься с Ним.

В связи с наступлением Судного дня в привычном для нас мире произойдёт множество глобальных изменений. Они будут столь масштабными, что, по сути, приведут к разрушению этого мира и рождению нового, совершенно другого, не поддающегося нашему воображению мира.

Эти изменения, которые нам трудно даже представить, упоминаются во многих коранических сурах. И данная сура — не исключение. В ней также упоминается несколько событий, с которых начнётся Судный день.

Небеса разверзнутся по воле Всевышнего Творца, в точности исполнив Его веление. Ведь они подчинены Аллаху, равно как и все Его творения, и подвластны Ему. Ничто из сотворённого Им не способно противиться Его воле. Это событие будет великим и ужасным, поскольку небеса относятся к числу наиболее огромных и величественных творений Господа миров.

Изменения и разрушения коснутся не только небес, но и земли. Земля, на которой мы живём сегодня, будет распростёрта. При этом горы, холмы и иные возвышенности и неровности, которые есть сейчас на её поверхности, будут устранены и сглажены. Она сделается сплошной равниной.

А после этого земля извергнет то, что в её недрах, и то, что было доселе сокрыто в её толще, окажется на её поверхности. Извергнутое ею откроется взорам. Оно будет видно всем и испытает на себе дальнейшие события Судного дня.

Далее Господь миров обращается к человеку, говоря: о человек! Ты трудишься не покладая рук, погружённый в мирские заботы и одержимый желанием прибрести как можно больше мирских благ. И ты торопишь время, стремясь обрести желаемое. Насколько же ты беспечен! Ведь сетуя на то, что дни и ночи проходят слишком медленно и желая ускорить течение времени в своей погоне за ничтожными и бренными украшениями мира этого, ты напрочь забываешь о том, что каждая секунда, каждый час, каждый день, прожитые тобой — это неотъемлемая часть твоей земной жизни. И чем быстрее завершится твоя жизнь в этом мире, тем скорее ты покинешь его и тем скорее предстанешь ты перед Господом своим, ибо встреча с Ним для тебя неизбежна. Ты торопишь время и, соответственно, эту встречу. А что же ты приготовил для неё? Какие запасы собрал? Готов ли ты к ней? Готов ли ты предстать перед Создателем? Помни же о предстоящей встрече, о расчёте, который впереди, и усердствуй, дабы тебе снискать довольство Господа, Его прощение, милость и великую награду.

Положение счастливых и злосчастных в Судный день
(7) فَأَمَّا مَنْ أُوتِيَ كِتَابَهُ بِيَمِينِهِ

Тот, кому его книга будет вручена в правую руку,

(8) فَسَوْفَ يُحَاسَبُ حِسَابًا يَسِيرًا

рассчитан будет расчётом лёгким

(9) وَيَنقَلِبُ إِلَى أَهْلِهِ مَسْرُورًا

и вернётся к семье своей радостным.

(10) وَأَمَّا مَنْ أُوتِيَ كِتَابَهُ وَرَاء ظَهْرِهِ

А тот, кому его книга будет вручена из-за спины,

(11) فَسَوْفَ يَدْعُو ثُبُورًا

станет призывать погибель

(12) وَيَصْلَى سَعِيرًا

и будет гореть в Пламени.

(13) إِنَّهُ كَانَ فِي أَهْلِهِ مَسْرُورًا

Поистине, находясь в кругу своей семьи, он радовался

(14) إِنَّهُ ظَنَّ أَن لَّن يَحُورَ

и полагал, что не вернётся обратно.

(15) بَلَى إِنَّ رَبَّهُ كَانَ بِهِ بَصِيرًا

Но нет! Господь его видел его.

Эта часть суры связана с её главной темой, поскольку в ней говорится о том, каким будет положение счастливых и злосчастных в Судный день.

Эта часть суры также связана с предыдущей, поскольку продолжает тему Судного дня: если в предыдущей части говорилось о событиях во вселенной, с которых начнётся Судный день, а также о том, что всякий человек непременно вернётся к Господу своему для расчёта, то в этой части повествуется о том, каким будет в этот день положение двух категорий людей после их воскрешения.

Из этих аятов мы узнаём, что в Судный день люди разделятся на счастливых и злосчастных. Счастливые — это люди, которыми Всевышний Аллах доволен и которые трудились в мире этом ради того, чтобы обрести счастье и преуспеяние в мире вечном. Представители этой категории получат в Судный день список своих деяний в правую руку. Это одна из особенностей счастливых и признаков преуспевших. Другая особенность этой категории людей заключается в том, что расчёт их будет лёгким.

Также счастливых отличает то, что они вернутся к своим семьям радостными, и это неудивительно, ведь после тяжких земных трудов и испытаний они наконец-то обретут покой и вечное блаженство в Раю. Положение этих людей будет настолько прекрасным, что оно, несомненно, стоит того, чтобы трудиться ради его обретения на протяжении всей земной жизни.

Но будет в этот день и другая категория людей, чья участь окажется совершенно иной. Это злосчастные. Даже в этих коротких аятах об их положении сказано вполне достаточно для того, чтобы каждый разумный человек старательно избегал всего, что приводит к этому положению, и не следовал путём этих злосчастных.

Этим людям книга с записью их деяний будет вручена из-за спины, и одно это уже послужит указанием на ожидающую их скверную участь. Более страшной трагедии и вообразить нельзя: получая свою книгу из-за спины, человек поймёт, что пропал, что лишился всего, что для него всё кончено и надежды на спасение нет.

Он будет испытывать горчайшее сожаление и корить себя за беспечность и неправильно прожитую земную жить и восклицать: «Горе мне!» Он прожил свою земную жизнь напрасно и не воспользовался отведённым ему временем, был занят лишь мирскими благами — и вот он видит воочию результат своего неразумного поведения.

Всевышний Аллах разъяснил, что привело этих людей к столь плачевному положению. Они жили в окружении членов своих семей беспечно, погрязшие в роскоши, занятые лишь погоней за наслаждениями и беспрестанным коллекционированием мирских благ, и при этом совершенно не задумывались о мире вечном и о последствиях своих деяний. Единственной заботой этих людей было мирское. Они не думали, что когда-нибудь встретятся со своим Господом. Они не думали, что будет расчёт, воздаяние и воскрешение. Они не думали, что им придётся отвечать за свои деяния.

Но Господь миров всё знает, всё видит, всё слышит. И Ему известно об этих людях всё до мельчайших подробностей, и им не избежать справедливого воздаяния.

Положение людей в земной жизни
(16) فَلا أُقْسِمُ بِالشَّفَقِ

Клянусь вечерней зарёю!

(17) وَاللَّيْلِ وَمَا وَسَقَ

Клянусь ночью и тем, что она собирает!

(18) وَالْقَمَرِ إِذَا اتَّسَقَ

Клянусь полной луною!

(19) لَتَرْكَبُنَّ طَبَقًا عَن طَبَقٍ

Вы переходите из одного состояния в другое.

(20) فَمَا لَهُمْ لا يُؤْمِنُونَ

Почему же они не веруют

(21) وَإِذَا قُرِئَ عَلَيْهِمُ الْقُرْآنُ لا يَسْجُدُونَ

и не падают ниц, когда им читают Коран?

(22) بَلِ الَّذِينَ كَفَرُواْ يُكَذِّبُونَ

Неверующие считают это ложью,

(23) وَاللَّهُ أَعْلَمُ بِمَا يُوعُونَ

но Аллаху лучше знать, что они хранят [какие добрые и злые деяния они совершают].

(24) فَبَشِّرْهُم بِعَذَابٍ أَلِيمٍ

Обрадуй же их мучительными страданиями,

(25) إِلاَّ الَّذِينَ آمَنُواْ وَعَمِلُواْ الصَّالِحَاتِ لَهُمْ أَجْرٌ غَيْرُ مَمْنُونٍ

кроме тех, которые уверовали и совершали праведные деяния. Им уготована награда неиссякаемая.

Эта часть суры связана с главной темой суры — Судным днём. И эта часть суры также связана с предыдущей, продолжая тему Судного дня, воскрешения и воздаяния.

Всевышний Аллах клянётся Своими великими творениями — доказательствами Его безграничного могущества и, как следствие, способности явить Судный день, воскресить людей и подвергнуть их расчёту.

Господь напоминает нам о том, что мы переходим из состояния в состояние: формируемся в материнской утробе, появляемся на свет, проходим стадию младенчества, детства, юности. Затем наша молодость сменяется зрелостью, после чего мы вступаем в период старости. Потом мы умираем, оказываясь в промежуточном мире (барзах). А в Судный день мы будем воскрешены и собраны для расчёта, после чего отправимся в Рай либо в Ад.

Что же с теми, кто упорно отказывается уверовать, несмотря на то, что в их распоряжении множество неопровержимых доказательств истинности воскрешения и неизбежности Судного дня?

Услышав аяты Книги Всевышнего, они остаются глухи к ним, а видя знамения Всевышнего, они сохраняют равнодушие. Свет истины не проникает в их окаменевшие, чёрствые, наполненные мраком сердца. Такова их натура: вера не находит пути к этим людям, и они не желают следовать прямым путём, несмотря ни на что, и никакие доказательства, никакие доводы, никакие увещевания, никакие наставления, никакие чудеса и знамения не способны преобразить и изменить их — как бы удивительно это ни звучало.

Они в любом случае считают истину ложью. Но Аллаху известно о них всё. И Он знает их мысли, слова и деяния, и им не избежать справедливого наказания за то, что они творили в земной жизни.

Противоположной же категории людей — праведным, богобоязненным верующим — уготована совершенно иная судьба. Их ждёт великая награда и вечное блаженство в райских садах.

Это ли не повод задуматься? Как велики различия между участью, ожидающей представителей этих двух категорий людей! И каждый человек должен сделать свой выбор и решить для себя, к какой категории желает принадлежать он и какую жизнь в мире вечном он хотел бы обрести.