بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

Именем Аллаха, Милостивого, Милующего!

Эта мекканская сура получила своё название по первому аяту, в котором Всевышний Аллах называет Судный день Великим бедствием. Сура посвящена описаниям Судного дня, и именно этот великий и страшный день — её главная тема. Как начнётся этот день и чем он закончится? Ответам на эти вопросы посвящена сура.

В этот день люди разделятся на две категории: преуспевших и счастливых обитателей Рая и пропащих и злосчастных обитателей Ада. Сура содержит описания признаков наступления этого дня и его ужасов, призванные внушить человеку страх. В тот день люди, восставшие из своих могил, в своём множестве, разобщённости и движении уподобятся разлетевшимся в разные стороны мотылькам, — как раз такие мотыльки попадают в огонь. А горы уподобятся разноцветной шерсти, которую прочёсывают рукой, и, обратившись в прах, исчезнут со своих мест. И будут установлены весы для взвешивания деяний. Обителью тех, чья чаша весов с благими делами будет тяжёлой, станет Рай, а обителью тех, чья чаша весов с благими делами окажется лёгкой, станет Геенна.

Связь между названием суры и её главной темой очевидна, поскольку Великое бедствие — одно из названий Судного дня, который и является главной темой данной суры.

Примечательно начало суры: в первых её аятах настойчиво повторяется одно из названий Судного дня: Великое бедствие. Этими повторениями и вопросами Всевышний Аллах даёт нам понять, что речь идёт о чём-то крайне важном, о каком-то необычном и великом явлении, о том, что однозначно заслуживает того, чтобы спрашивать о нём, думать о нём, размышлять о нём, уделять ему внимание. Всевышний Аллах как будто говорит в этих аятах: как бы вы ни старались представить себе этот судьбоносный день, он всё равно окажется более великим и страшным, чем все ваши представления и фантазии. Об этом дне можно говорить сколько угодно, но никто из нас всё равно не сможет представить его в точности, пока не увидит воочию, ибо никакие даже самые точные описания не способны передать то, каким он будет. Ужасы Судного дня — это нечто, не поддающееся нашему воображению.

Также существует тесная и хорошо заметная связь между началом и концом данной суры. Сура начинается с упоминания об ужасах Судного дня и описаний связанных с ним событий, а завершается она упоминанием о взвешивании деяний, которое будет иметь место в этот день и которое самым непосредственным образом связано с участью, ожидающей две категории, на которые разделятся люди в Судный день. У счастливых чаша весов с их благими деяниями перевесит, и они отправятся в Рай. А у злосчастных чаша весов со скверными деяниями перевесит и им придётся отправиться в Адское пламя. Таким образом, начальные аяты суры повествуют о событиях, с которых начнётся Судный день, тогда как последние её аяты рассказывают об итогах этого страшного дня.

Нетрудно также проследить связь между началом данной суры и концом предыдущей суры «Скачущие». Та сура завершается упоминанием о Судном дне, воскрешении и воздаянии. А эта сура начинается как раз упоминанием о Судном дне с его ужасами. Конец предыдущей суры призван заставить каждого задаться вопросом: когда же это произойдёт и что представляет собой этот великий и страшный день? А начало этой суры даёт ответ на этот вопрос.

Эта сура и предыдущая имеют в своём содержании много общего. Так, в обеих сурах содержится адресованное человеку предостережение. Также в обеих сурах затрагивается тема Судного дня, воскрешения, расчёта и воздаяния, и из обеих сур следует, что это будет страшный и тяжкий день. Кроме того, в обеих сурах разъясняется то, какая участь ожидает каждую из двух категорий людей: счастливых и преуспевших обитателей Рая и злосчастных и оказавшихся в убытке обитателей Огня.

Суру можно условно разделить на три смысловых отрезка, в которых раскрываются следующие темы: подчёркивание величия и важности Судного дня; некоторые описания событий, которые ознаменуют собой начало Судного дня; участь двух категорий людей в Судный день.

Подчёркивание величия и важности Судного дня
(1) الْقَارِعَةُ

Великое бедствие [День воскресения]!

(2) مَا الْقَارِعَةُ

Что такое Великое бедствие?

(3) وَمَا أَدْرَاكَ مَا الْقَارِعَةُ

Откуда ты мог знать, что такое Великое бедствие?

Эта часть суры связана с главной темой суры самым тесным образом, поскольку Великое бедствие — это и есть Судный день, которому посвящена эта сура. За упоминанием о Великом бедствии следует вопрос, призванный не только привлечь внимание к этому дню и указать на то, что день этот будет великим и страшным, но и дать нам понять, что мы не способны даже представить себе, сколь ужасным он будет, пока не увидим все эти события воочию. Это будет нечто поистине ужасное и, что самое важное, эти события уже предопределены и непременно произойдут в назначенный час, и мы ничего не сможем поделать, ничего не сможем изменить, ничего не сможем отдалить или приблизить. Всё будет так, как пожелал Аллах, и всё, что мы можем сделать, — это усердно готовиться к Судному дню, запасаясь благими деяниями, в надежде на то, что наша участь в этот страшный день будет благой.

Судный день имеет в Коране много названий, призванных дать нам наиболее полное представление о нём. Мы находим в Книге Аллаха множество описаний этого дня, которые должны заставить нас устрашиться, задуматься, стряхнуть с себя сон беспечности, пока это возможно, пока мы ещё живём в этом мире и пока ещё есть шанс всё изменить. Таким образом, учитывая важность темы, Коран постоянно напоминает нам о Судном дне в самых разных формах. В одних сурах эта тема раскрывается подробно, в других мы находим лишь мимолётные упоминания о ней.

И эта сура — не исключение. Она выполняет те же функции, и к целям её, несомненно, относится напоминание нам о неизбежности и ужасах этого дня, а также о его возможных последствиях для каждого из нас. Ведь от того, как мы проживём земную жизнь, зависит и то, каким будет для нас этот день.

Некоторые описания событий, которые ознаменуют собой начало Судного дня
(4) يَوْمَ يَكُونُ النَّاسُ كَالْفَرَاشِ الْمَبْثُوثِ

В тот день люди будут подобны рассеянным мотылькам,

(5) وَتَكُونُ الْجِبَالُ كَالْعِهْنِ الْمَنفُوشِ

а горы будут подобны расчёсанной шерсти.

Эта часть суры связана с главной темой, поскольку представляет собой описание некоторых событий, которые ознаменуют собой начало Судного дня — а ведь именно Судный день и связанные с ним события являются главной темой суры.

Связана эта часть и с предыдущей. Если в той части подчёркивались величие и важность этого дня и содержались указания на то, что мы не способны себе даже представить этот день, то в этой части упоминается о событиях, которые произойдут, когда этот день начнётся. Это события, которые станут частью преображения земли: на смену привычному для нас миру придёт мир вечный. А это означает, что грядёт множество изменений и преобразований, к числу которых относится и разрушение гор. Также Судный день ознаменуется воскрешением людей, которые оживут и выйдут из своих могил и уподобятся в этот страшный день рассеянным мотылькам.

Даже этих двух описаний достаточно, чтобы заставить разумного человека задуматься и внушить ему ужас.

Участь двух категорий людей в Судный день
(6) فَأَمَّا مَن ثَقُلَتْ مَوَازِينُهُ

Тогда тот, чья чаша весов [с благими деяниями] окажется тяжёлой,

(7) فَهُوَ فِي عِيشَةٍ رَّاضِيَةٍ

обретёт приятную жизнь.

(8) وَأَمَّا مَنْ خَفَّتْ مَوَازِينُهُ

Тому же, чья чаша весов [с благими деяниями] окажется лёгкой,

(9) فَأُمُّهُ هَاوِيَةٌ

пристанищем будет [Адская] пропасть.

(10) وَمَا أَدْرَاكَ مَا هِيَهْ

Откуда ты мог знать, что это такое?

(11) نَارٌ حَامِيَةٌ

Это — жаркий Огонь!

Эта часть суры явно связана с главной темой суры — Судным днём — поскольку представляет собой описание участи двух категорий людей — счастливых и злосчастных — в этот день. Связана эта часть суры и с предыдущей, поскольку продолжает тему Судного дня: от описаний событий этого ужасного дня Всевышний Аллах переходит к описанию участи преуспевших обитателей Рая и оказавшихся в убытке обитателей Ада.

В Судный день произойдёт множество разных событий, которые упоминаются в Книге Аллаха и Сунне Его Пророка (мир ему и благословение Аллаха). К числу этих событий относится и установление особых весов для взвешивания людских деяний. На одну чашу весов будут положены благие деяния каждого из нас, а на вторую чашу — его скверные деяния. И перевесит либо одна чаша, либо другая. Тех, у кого перевесит чаша весов с их благими деяниями, ждёт самый прекрасный исход — исход, о котором можно только мечтать. Они окажутся в числе преуспевших, которым будет открыт путь в Рай, где их ждёт вечное блаженство. Это люди, которые достойно прожили земную жизнь. Они были покорны Всевышнему Аллаху, исполняя Его веления и соблюдая Его запреты. Они жили для мира вечного, страшась гнева Аллаха, стремясь к Его довольству и с искренностью и усердием собирая благой запас для Судного дня, о неотвратимости которого им было хорошо известно.

Но будет в Судный день и другая категория людей, поведение которых было прямо противоположным. Они прожили свою земную жизнь беспечно, не задумываясь ни о спасении, ни о преуспеянии. Они отвернулись от истины и не пустили веру в свои сердца. Они не видели проку в покорности Господу миров и прожили свою земную жизнь бесцельно, в погоне за мирскими благами и удовольствиями, не думая о том, что тем самым они упускают преуспеяние в мире вечном. С наступлением Судного дня эти люди получат по заслугам. Им придётся отвечать лишь за то, что содеяли их руки, за выбор, который сделали они сами и к которому их никто не принуждал. Всевышний Аллах указал им путь, ведущий в Рай, но они отказались следовать этим путём.

Всевышний Аллах знает всё о Своих рабах, и Он ни с кем не поступает несправедливо. Ни одна душа не понесёт бремени грехов другой — мы будем отвечать пред Ним лишь за содеянное нами. Поэтому Всевышний Аллах и предоставил нам возможность совершать разные деяния и выбирать то, что нам ближе. И поэтому в Судный день участь этих двух категорий людей будет различной. Каждая категория обретёт то, что стремилась обрести.

Те, кто стремился к довольству Аллаха, обретут Его довольство и отправятся в заветный Рай. А те, которые навлекали на себя гнев Аллаха, также получат лишь то, к чему сами стремились, и отправятся в наиболее подходящую для них обитель. Это Адское пламя — самая скверная и самая страшная обитель. Поэтому земная жизнь для каждого из нас — уникальный шанс принять правильное решение, от которого будет зависеть наша судьба в мире вечном.