Именем Аллаха, Милостивого, Милующего!
Эта мекканская сура получила такое название потому, что в одном из её аятов упоминаются пути возвышения: «…вопреки Аллаху, Владыке путей возвышения» (сура 70 «Пути возвышения», аят 3)
.
Подобно остальным мекканским сурам эта сура уделяет особое внимание исправлению неправильных убеждений и утверждению правильных, а также делает акцент на истинности Судного дня, который в то время мекканские язычники яростно отрицали, и разъясняется, какая участь ожидает счастливых обитателей Рая (верующих) и злосчастных обитателей Ада (неверующих) в Судный день.
А поскольку сура эта была ниспослана в очень трудный для Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) период, когда мекканские язычники насмехались и издевались над ним и всячески старались нанести ему обиду и причинить ему беспокойство, то в аятах этой суры Всевышний Аллах утешает Своего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и поддерживает его.
Главной темой суры является воскрешение, Судный день и воздаяние. В её аятах утверждается неизбежность воскрешения и подвергаются порицанию люди, которые упрямо отвергают эту великую истину.
Связь между названием суры и её главной темой хорошо заметна. Язычники отрицали воскрешение и обещанное им наказание, и в суре подтверждается истинность и неизбежность этого наказания и упоминается, от кого исходит это наказание и воздаяние. Это Всевышний Аллах, Владыка путей возвышения.
Видна связь и между началом и концом данной суры. Начинается сура с примера того, кто отрицал воскрешение, и, исполненный высокомерия и надменности, относился к нему небрежно и не придавал ему никакого значения. А завершается сура упоминанием об участи, которая постигнет в конце концов его и ему подобных. Кроме того, в конце суры приводится ответ на просьбу отрицающего воскрешение и Судный день, которая упоминается в начале суры.
Нетрудно увидеть связь и между началом данной суры и концом предыдущей суры «Истинное». Та сура завершается велением прославлять Всевышнего Аллаха, или, иными словами, признать Его абсолютное совершенство и полное отсутствие у Него каких-либо недостатков. А данная сура начинается с упоминания о тех, кто отрицал воскрешение. Почему эти люди не веровали в Судный день? Потому что в своём высокомерии и гордыне дошли до того, что сочли наступление Судного дня невозможным. А считать обещанное Всевышним невозможным и неосуществимым может лишь тот, кто не верует в безграничное могущество Господа и, соответственно, не признаёт Его совершенство и отсутствие у Него каких-либо изъянов и пороков. Кроме того, эти люди своим отрицанием воскрешения отрицали и мудрость Всевышнего, поскольку, не будь воскрешения, верующие и неверующие, грешники и праведники, благочестивые и нечестивые, притеснители и притесняемые были бы равны и всех их ждала бы одна и та же участь — смерть, за которой ничего не следует, а это противоречит мудрости и справедливости Всевышнего Создателя.
Прослеживается связь и между содержанием этой и предыдущей суры. В той суре содержится упоминание о том, что в Судный день истина восторжествует, всё тайное станет явным и счастливые и злосчастные получат свитки с записью своих деяний и поймут, какая судьба уготована им. А в этой суре говорится о категории злосчастных и о неизбежном и неотвратимом наказании, которое ожидает их.
Кроме того, в обеих сурах содержится упоминание о Судном дне с его ужасами, а также о наказании от Всемогущего Господа, которое ожидает отрицающих воскрешение и воздаяние.
Также в обеих сурах подробно рассказывается о событиях, которые ознаменуют собой начало Судного дня и вообще о том, что будет происходить в этот день.
В обеих сурах содержится адресованное Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) утешение в форме упоминания об участи, которая постигнет отрицавших Судный день и истинность его пророческой миссии, когда те предстанут пред Господом миров для расчёта и воздаяния.
Из обеих сур следует, что богатство ничем не поможет в Судный день тем, кто отринул веру в земной жизни, — в первую очередь это предводители мекканских язычников — и все они будут скорбеть и сокрушаться, когда осознают это. Кроме того, обе суры содержат указание на скупость этих скверных людей и их любовь к этому богатству, которое в итоге окажется совершенно бесполезным для них. И в противоположность отказу тех скверных людей расходовать на благое и помогать бедным, упомянутому в предыдущей суре, в этой суре упоминается свойственная верующим щедрость и готовность соблюдать права бедняков и помогать им.
Воздаяние неизбежно
Просящий просил [тебя, о Мухаммад, явить] наказание, которое постигает
неверующих. Никто не сможет предотвратить его
вопреки Аллаху, Владыке путей возвышения.
Ангелы и Дух [Джибриль] восходят к Нему в течение дня, равного пятидесяти тысячам лет.
Прояви же прекрасное терпение.
Речь идёт об одном из тех, кто, отрицая воскрешение, облёк своё отрицание в форму просьбы, исполненной насмешки и пренебрежения. Упоминается лишь эта просьба, но не приводится имя высказавшего её, ибо он слишком ничтожен и не заслуживает даже того, чтобы упомянуть его имя. К тому же подобные люди есть везде и их можно встретить в любую эпоху. А потому достаточно упомянуть содержащееся в словах этого человека сомнение и устранить его, то есть дать ему достойный ответ.
И Всевышний Аллах подтвердил в этих аятах, что наказание, о котором говорил этот человек, действительно постигнет неуверовавших и что оно неминуемо для них. А дабы этот человек и ему подобные не допускали мысли о том, что это являющееся истиной наказание кто-то способен отвратить от них, Всевышний Аллах сразу отрезает все пути к подобным допущениям. Никто не в состоянии отвратить от неуверовавших заслуженное наказание, ибо такова воля Всевышнего, могущество Которого безгранично, и Его воле никто не способен противостоять. А потому наивно и глупо ожидать спасения от слабых творений, которые также подвластны Творцу. Таким образом эти аяты разбивают все надежды этих людей и наглядно демонстрируют безосновательность и тщетность этих надежд и бесполезность этих предположений.
Наказание, которое неизбежно постигнет их, — от Всевышнего Аллаха, Обладателя возвышенности, милостей и благ. Этот ничтожный человек, изрёкший эту просьбу-насмешку, отрицал таким образом Судный день и воскрешение. А ведь величественные ангелы, включая Джибриля (мир ему), будут подниматься к Господу в этот великий день.
И Всевышний говорит Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха): если эти люди торопят наступление Судного дня, то пусть тебя не печалят их издевательства и насмешки и их упорное отрицание истины, ведь Судный день, который они отвергают, на самом деле очень близок. Так что терпи и не отчаивайся, и то, что постигает тебя, не должно останавливать тебя и мешать тебе доносить до людей Божественное послание. Это очевидная угроза отрицающим истину и считающим ложью религию Всевышнего: сколь суровое наказание последует за этим терпением, которое проявляет Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в ответ на их недалёкость, насмешки и высокомерие!
Отрицающие воскрешение
Они считают его далёким.
Мы же считаем его близким.
В тот день, когда небо станет подобно расплавленному металлу [или осадку масла; или кровавому гною],
а горы станут подобны шерсти,
родственник не станет расспрашивать родственника,
хотя они будут видеть друг друга. Грешник пожелает откупиться от мучений того дня своими сыновьями,
своей супругой и своим братом,
своим родом, который укрывал его,
и всеми обитателями земли, чтобы затем спастись.
Но нет! Это — Адское пламя,
сдирающее кожу с головы,
зовущее тех, кто повернулся спиной и отвернулся,
кто копил и прятал.
Поистине, человек создан [таким, что становится] пугливым,
беспокойным, когда его касается беда,
и скупым, когда его касается добро.
Эта часть суры тесно связана с общей темой суры — Судным днём и его неотвратимостью. Связь этой части суры с предыдущей также очевидна, поскольку в той части упоминается о том, кто отрицал Судный день, тогда как в этой части подчёркивается неизбежность Судного дня и рассказывается о страшной участи подобных этому человеку, то есть о том, что постигнет их в день, который они отрицают.
Всевышний Аллах разъясняет причины беспечности этих людей и их насмешек и пренебрежительного отношения к воскрешению и воздаянию: наказание кажется им далёким и нереальным. Но в действительности это наказание гораздо ближе к ним, чем они думают, потому что всё неотвратимое и неизбежное на самом деле близко.
Стоит отметить, что здесь не приводятся доказательства истинности Судного дня, но упоминаются связанные с ним ужасы, дабы сердца содрогнулись и избавились от переполняющих их губительных сомнений, закрывающих истине путь к этим сердцам. Ведь с наступлением этого страшного дня даже небеса содрогнутся и уподобятся расплавленному металлу и горы лишатся своей незыблемости и рассыплются в прах. Если такая участь постигнет столь великие творения, то что будет со слабым и ничтожным на их фоне человеком?
В тот день каждого будет волновать лишь его собственная участь и ему не будет дела до других, даже до тех, кто был очень близок ему в этом мире. Сколь тяжким будет положение человека в этот день, если он готов будет пожертвовать всеми своими близкими, всеми, кто был дорог ему в земной жизни, лишь бы спасти себя от страшного наказания? Охваченный ужасом, он будет согласен отдать всё, лишь бы избавить себя от наказания. Но нет, все его попытки окажутся бесполезными и его готовность пожертвовать самым дорогим не принесёт ему никакой пользы. Надежды человека, который заслужил наказания, будут напрасными. Не будет ему спасения, и путь его будет лежать прямо в Адское пламя. А что будет с ним в этом пламени, во что превратится он в этом страшном бушующем огне, какие мучения будет испытывать он!
После упоминания об этом страшном наказании приводится ответ на вопрос о том, кого же ожидают эти мучения. Кто же тот злосчастный, которого ожидает столь незавидная участь? Это человек, отвергнувший истину своим сердцем и отказавшийся совершать благие дела органами тела своего. Он копил богатство и не выполнял связанные с этим богатством обязанности, потому что у него не было веры и он был слишком привязан к миру этому.
Человек по природе своей нетерпелив и скуп, однако, когда вера проникает в его сердце, она изменяет его, воспитывает, исправляет. А человек, у которого нет веры, так и остаётся таким. Когда его постигают испытания, он не надеется на награду от Аллаха и не чувствует, что утраченное им было изначально даровано ему Тем же, Кто потом забрал это у него. Он впадает в отчаяние и не проявляет терпения. А когда с ним случается что-нибудь благое и Всевышний одаривает его Своими милостями, он не благодарит Создателя, скупится на добро и не использует дарованное ему угодным Аллаху образом и не стремится к Его довольству.
Уверовавшие в воскрешение
Это не относится к молящимся,
которые регулярно совершают свою молитву;
которые выделяют известную долю своего имущества
для просящих и обездоленных;
которые веруют в День воздаяния;
которые трепещут перед мучениями от своего Господа,
ведь никому не гарантирована безопасность от мучений от их Господа;
которые [во избежание запретного] оберегают свои половые органы от всех,
кроме своих жён и невольниц, которыми овладели их десницы: за это они не заслуживают порицания,
тогда как желающие сверх этого являются преступающими [установленные Аллахом ограничения];
которые сохраняют доверенное им и соблюдают договоры;
которые стойки в своих свидетельствах;
которые оберегают свою молитву.
Им будет оказан почёт в Райских садах.
Эта часть суры тесно связана с главной темой — Судным днём и его истинностью и неизбежностью, поскольку повествует о воздаянии, которое ожидает в Судный день конкретную категорию людей — верующих. Также эта часть связана с предыдущей, поскольку в той части говорится об отрицающих воскрешение и ожидающей их страшной участи, тогда как в этой части рассказывается о противоположной категории людей и о том, что ожидает их в Судный день.
Ужасные мучения, уготованные многочисленным обитателям Ада, не коснутся верующих. Из самого построения предложения следует, что исключением из этих злосчастных станет относительно небольшая группа людей. Это верующие.
Далее упоминаются присущие этим благим, праведным, богобоязненным и счастливым людям качества. Перечисление этих благих и достойных качеств призвано побудить всех стремящихся к счастью в обоих мирах пытаться эти благородные качества обрести и вообще стараться следовать путём счастливых обитателей Рая.
Из данного им описания следует, что этой категории людей не свойственна пугливость, нетерпеливость и беспокойство, которые свойственны большинству людей. Ведь они заняты покорностью Всевышнему Господу и заботятся о Его творениях, верят в воздаяние, страшатся наказания, борются со своими страстями и предпочитают мир вечный миру этому.
Эти богобоязненные, пропитанные чистой верой люди неуклонно совершают молитву и относятся к ней столь трепетно, что когда они не заняты ею, то всё равно думают или помнят о ней, так что получается, как будто они постоянно заняты ею.
В то же время они делают добро творениям Аллаха, а также исполняют свои обязанности перед Всевышним, связанные с их имуществом. Сюда относится и выплата закята, и вообще расходование на благое, угодное Аллаху. К такому расходованию своих средств их побуждает вера в Аллаха и Его обещания, поскольку изначально людям присуща скупость, и лишь душа, очищенная верой, расходует так, как расходуют эти люди.
К достоинствам и особенностям этих людей относится и то, что они веруют в Судный день, то есть признают воскрешение и воздаяние. Эта вера очень важна, и она проводит разделительную черту между её обладателями и теми, у кого этой веры нет, поскольку вера эта приносит плоды — деяния. Верующий в Судный день совершает свои деяния в ожидании Судного дня и воздаяния. И если с ним случается что-то хорошее или плохое, то он понимает, что за всё это ему воздастся в мире вечном, и потому благодарит Всевышнего и проявляет терпение. А тот, кто не веруют в Судный день и считает, что есть только земная жизнь, меряет всё мирскими мерками, упускает многие возможности обрести довольство Всевышнего и в результате оказывается в убытке.
И несмотря на все свои достоинства эти люди вовсе не чувствуют себя в безопасности от наказания. Напротив, они боятся Всевышнего и страшатся навлечь на себя Его гнев. Они возвеличивают Аллаха и боятся за себя. Им не свойственна самоуверенность, и они вовсе не убеждены, что непременно попадут в Рай и им удастся избежать наказания. Они не считают идеальными себя и не идеализируют свои деяния, понимая, что делают немало упущений, и проявляют предельную скромность перед Создателем. Эти люди постоянно пребывают между страхом и надеждой.
Об этих людях также сказано, что они стремятся к чистоте, очищаясь духовно посредством молитвы, очищая своё имущество посредством выплаты закята и милостыни. И они также заботятся о нравственной чистоте, храня целомудрие и избегая прелюбодеяния, которое является очень тяжким, омерзительным грехом со скверными и страшными последствиями. Они оберегают свои половые органы от запретного, не помышляя о запретных объектах удовлетворения страсти.
Только искренние верующие неуклонно исполняют веления Всевышнего вопреки собственным страстям. Те же, в чьих сердцах нет веры, всю жизнь гонятся за всевозможными мирскими наслаждениями, не задумываясь о том, дозволены они или запретны, и стараются в этой погоне всё успеть, всё испытать, всё перепробовать…
Ещё одно качество, присущее верующим, — верность договорам и обещаниям. Они держат своё слово и выполняют свои обещания, и если им доверяют, они не предадут доверия. Кроме того, они ответственно подходят к тому, что поручено их заботам, а когда им оставляют что-то на хранение, они берегут оставленное им чужое имущество как зеницу ока. Эти люди далеки от вероломства, обмана, мошенничества, предательства. Потому что они верят в Аллаха и знают: Судный день непременно настанет и каждый ответит за то, что совершал в земной жизни.
Также их отличительной особенностью является то, что они честно свидетельствуют, когда это требуется, и не скрывают, и не отказываются свидетельствовать. Это ещё одно указание на их богобоязненность, нравственную чистоту, честность и ответственность.
Затем Всевышний Аллах подчёркивает, что эти люди бережно относятся к своим молитвам и совершают их наилучшим, наиболее совершенным образом. То есть перечисление достоинств этих верующих людей начинается с упоминания о молитве и завершается также упоминанием о молитве.
Этих людей, обладателей этих благих качеств, ожидает вечное блаженство в Раю.
Разное воздаяние
Что же с теми, которые не уверовали и бегут в твоём направлении
толпами справа и слева?
Неужели каждый из них надеется, что его введут в Сад блаженства?
Но нет! Мы сотворили их из того, о чём им известно.
Клянусь Господом востоков и западов! Мы в состоянии
заменить их теми, кто лучше них, и никто не превзойдёт Нас.
Эта часть суры связана с главной темой — Судным днём, поскольку в ней снова упоминается о воздаянии. Связана она и с предыдущей частью, поскольку они объединены общей темой.
За упоминанием о благом воздаянии, ожидающем верующих, снова следует повествование о неуверовавших. Некоторые из этих людей спешат к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и внимают аятам, которые он читает. Это, казалось бы, достоинство и благое дело. Но Всевышний Аллах показывает их истинное лицо, поясняя, что на самом деле сердца их глухи к наставлениям и запечатаны неверием, и делают они это лишь для того, чтобы поиздеваться, посмеяться над аятами Корана и сказать что-нибудь вроде: «Если и есть жизнь вечная и Рай, то мы и будем его обитателями, потому что если бы Аллах не был доволен нами, Он не наделил бы нас богатством и сыновьями!» То есть эти лишённые блага люди, даже не веруя в воскрешение, осмеливались претендовать на такое же воздаяние, которое Всевышний Аллах приготовил для богобоязненных и праведных верующих. Вот только куда этим людям до обладателей достоинств, упомянутых в предыдущих аятах!
И Всевышний Аллах напоминает им о том, из чего они сотворены, указывая таким образом, что им нечем гордиться, нечем кичиться, и никаких поводов для высокомерия у них нет, и в них самих нет ничего особенного и примечательного. И Всевышний клянётся, что Он способен погубить всех отринувших веру и заменить их покорными Ему верующими, однако Он делает что пожелает, и Он пожелал, чтобы заслуженное наказание эти скверные люди понесли позже.
Всевышний Аллах может всё, Его могущество безгранично, и никто не способен противостоять Его воле. А это ещё одно доказательство того, что Судный день неизбежен, потому что Всевышний Аллах пожелал, чтобы он наступил, а Его воля всегда осуществляется.
Неизбежность Судного дня и справедливость воздаяния
Оставь же их погружаться [в грехи] и забавляться, пока они не встретят тот день их, который им обещан.
В тот день они торопливо выйдут из могил, словно устремляясь к воздвигнутой цели [или идолам; или охотничьей сети].
Их взоры будут потуплены, и унижение покроет их. Это будет тот день, который им обещан!
Эта часть суры связана с главной темой суры, поскольку речь в ней снова идёт о Судном дне. Также нетрудно увидеть связь между этой частью суры и предыдущей. В той части упоминалось о тех, кто не уверовал в Судный день и упорно отрицал его истинность и при этом вёл себя скверно и произносил скверные, далёкие от истины слова, которые Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было тяжко слушать. А в этой части продолжается повествование об этих людях и подчёркивается, что заслуженного наказания им не избежать и что им непременно придётся отвечать перед Всевышним.
Упомянув о двух категориях людей — верующих в Судный день и отрицающих его истинность — Всевышний Аллах обращается к Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха), обнадёживая его и утешая. Да, сейчас они приходят к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) лишь для того, чтобы выразить своё пренебрежение и посмеяться над религией Всевышнего, не боясь Его, не веруя и совершая дурные поступки. Но это не может длиться вечно. Все они понесут заслуженное наказание и предстанут пред Всевышним. Это непременно произойдёт в Судный день, когда эти люди восстанут из своих могил и выйдут навстречу своей судьбе, которая будет ужасной из-за того, что сами они приготовили для себя.
Всевышний Господь, сообщая об этом, побуждает таким образом Своего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) проявлять терпение и продолжать осуществлять возложенную на него важную миссию — донесение Божественного послания до человечества.
Неверие и дурные дела этих людей не останутся без воздаяния. И что бы они ни делали, Всевышний Аллах знает об этом. Ему известно всё. И Он может всё. И Он пожелал сделать так, что в Судный день все люди предстанут перед Ним и им придётся отвечать за всё содеянное ими в земной жизни. И воздаяние будет справедливым, ибо Всевышний Аллах ни с кем не поступает несправедливо и никого не притесняет. А потому нет поводов для беспокойства. И Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и верующие должны трудиться ради мира вечного и выполнять своё предназначение, а Всевышний Аллах, конечно же, не оставит их без Своей милости, поддержки и помощи.