بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

Именем Аллаха, Милостивого, Милующего!

Эта мекканская сура, состоящая из восьми аятов, получила такое название потому, что в первом её аяте Всевышний Аллах обращается к Своему Посланнику (мир ему и благословение Аллаха) с такими словами: «Разве Мы не раскрыли грудь твою?» (сура 94 «Раскрытие», аят 1).

Главной темой суры можно считать подтверждение и подчёркивание уже сказанного в предыдущей суре «Утро». Всевышний Аллах напоминает Своему Посланнику (мир ему и благословение Аллаха) о тех многочисленных милостях, которые Он оказывал ему на протяжении многих лет. Все эти милости — свидетельство заботы Всевышнего о Мухаммаде (мир ему и благословение Аллаха). Напоминая Своему Посланнику (мир ему и благословение Аллаха) о милостях, которыми Он одаривал его в прошлом, Всевышний Аллах даёт ему таким образом понять, что как никогда раньше не покидал Он Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и не прекращал заботиться о нём, оберегать его и помогать ему, так не оставит Он его без поддержки и заботы и впредь.

Кроме того, Всевышний Господь обещает в этой суре Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха), что всякий раз, когда он будет сталкиваться с какими-то трудностями и тяготами, Всевышний Аллах будет облегчать ему. Иными словами, Господь миров не оставит его Своей милостью, помощью и поддержкой и поможет ему справиться с трудностями, с которыми сопряжено осуществление его пророческой миссии, и благодаря этой помощи и поддержке Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сумеет преодолеть все препятствия, возникающие на его пути. От него же требуется только прилагать все усилия для достойного исполнения возложенной на него миссии, уповая при этом на Господа миров, всецело полагаясь на Него, испрашивая у Него помощи и благодаря Его за Его милости.

Связь между названием суры и её главной темой хорошо заметна, поскольку раскрытие груди упоминается в числе тех милостей, о которых Всевышний Аллах напоминает Своему Посланнику (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах раскрыл грудь Своего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), дабы он оказался способным справиться с теми трудностями, которые будут неизбежно возникать во время осуществления им своей пророческой миссии, и у него было достаточно сил, чтобы усердствовать во имя Господа Своего, донося до людей божественное послание.

Связь между началом и концом данной суры также нетрудно проследить. Сура начинается с упоминания об одной из милостей, которыми Всевышний Аллах одарил Своего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Заключается эта милость в раскрытии груди. А завершается сура упоминанием о главном из того, что становится причиной этого раскрытия и ведёт к нему. Это единобожие. На него указывает завершающее суру веление устремляться исключительно к Господу, исповедуя чистое единобожие и совершенно исключая придавание Ему каких-либо сотоварищей в чём-либо.

Эта милость — раскрытие груди — имеет огромное значение и упоминается в Коране не раз. Например, Всевышний Аллах сказал: «Разве тот, чью грудь Аллах раскрыл для ислама, кто на свету от своего Господа, равен неверующему? Горе тем, чьи сердца чёрствы к поминанию Аллаха! Они пребывают в очевидном заблуждении» (сура 39 «Толпы», аят 22). И Всевышний Аллах сказал: «Кого Аллах желает наставить на прямой путь, тому Он раскрывает грудь для ислама» (сура 6 «Скот», аят 125).

Таким образом, исповедание единобожия способствует раскрытию груди. К человеку приходит верное руководство, Всевышний Аллах ведёт его прямым путём, и грудь его раскрывается.

Нетрудно заметить также связь между началом данной суры и концом предыдущей суры «Утро». Та сура завершается адресованным Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велением рассказывать о милостях, которыми одарил его Всевышний Аллах, и благодарить за них, а эта сура начинается напоминанием ещё о нескольких великих милостях, которых Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) удостоился. Это напоминание можно считать разъяснением к тем милостям, о которых упоминается в конце суры «Утро».

Очевидно, что содержание этих двух сур имеет много общего. Так, в обеих сурах содержится упоминание — и напоминание, адресованное Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), — о тех не поддающихся исчислению милостях, которыми Всевышний Аллах одарил его. При этом даже стиль этого напоминания очень близок в обеих сурах.

Также в обеих сурах помимо упоминания об этих милостях мы видим очень важные, заключающие в себе глубокий смысл утверждения. Например, в суре «Утро» это Его слова: «Не покинул тебя твой Господь и не возненавидел. Поистине, жизнь последняя для тебя лучше, чем первая. Господь твой непременно одарит тебя, и ты будешь удовлетворён» (сура 93 «Утро», аяты 3-5). А в данной суре это слова Всевышнего: «Поистине, за каждой тягостью наступает облегчение. За каждой тягостью наступает облегчение» (сура 94 «Раскрытие», аяты 5–6).

К тому же в обеих сурах содержатся адресованные Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) веления, непосредственно связанные с упомянутыми в них милостями. Так, в суре «Утро» Всевышний Аллах повелел Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Посему не притесняй сироту! И не гони просящего! И возвещай о милости своего Господа [и благодари за неё]» (сура 93 «Утро», аяты 9–11). Трудно вообразить более подходящие в данном случае и лучше согласующиеся с благодарностью Господу веления. А в данной суре Всевышний Аллах повелел Своему Посланнику (мир ему и благословение Аллаха): «Посему, как только освободишься [от неотложных дел], усердствуй и к Господу своему устремись» (сура 94 «Раскрытие», аяты 7–8).

Снова веления, как нельзя лучше согласующиеся с упоминанием о милостях и необходимостью благодарить Господа за них.

Суру можно условно разделить на два смысловых отрезка, в которых раскрываются следующие темы: упоминание о некоторых из тех милостей, которыми Всевышний Аллах одарил Своего Посланника (мир ему и благословение Аллаха); что предполагают и чего требуют от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) милости, которыми одарил его Всевышний Аллах.

Упоминание о милостях, которыми Аллах одарил Пророка
(1) أَلَمْ نَشْرَحْ لَكَ صَدْرَكَ

Разве Мы не раскрыли грудь твою

(2) وَوَضَعْنَا عَنكَ وِزْرَكَ

и не сняли с тебя бремя,

(3) الَّذِي أَنقَضَ ظَهْرَكَ

которое отягчало твою спину,

(4) وَرَفَعْنَا لَكَ ذِكْرَكَ

и не сделали громкой славу твою?

(5) فَإِنَّ مَعَ الْعُسْرِ يُسْرًا

Поистине, за каждой тягостью наступает облегчение.

(6) إِنَّ مَعَ الْعُسْرِ يُسْرًا

За каждой тягостью наступает облегчение.

Эта часть суры самым тесным образом связана с главной темой суры, ибо состоит из упоминания о некоторых милостях, которыми Всевышний Аллах одарил Своего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и обещания облегчения и помощи.

Всевышний Аллах напоминает Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха), что Он раскрыл ему грудь, наполнив её светом веры. И как раскрыл Всевышний Аллах грудь Своего Посланника (мир ему и благословение Аллаха), так Он и сделал лёгкими Свои законы и предписания религии, так что они не создают людям трудностей и не идут вразрез с человеческой природой.

Раскрыв грудь Своему Посланнику (мир ему и благословение Аллаха), Всевышний Аллах облегчил ему возложенное на него бремя — осуществление пророческой миссии, призыв людей к религии Аллаха и донесение до них божественного послания. В то же время Всевышний Аллах защитил Своего Посланника (мир ему и благословение Аллаха) от грехов и ошибок в донесении Его послания до человечества и передаче ниспосылаемого ему Откровения.

Кроме того, Всевышний Аллах возвысил поминание Своего Посланника (мир ему и благословение Аллаха), благодаря чему его поминали благом и в небесном обществе — обществе ангелов, и на земле. Достаточно того, что имя его упоминается вместе с именем Всевышнего Аллаха всякий раз, когда верующий произносит свидетельство единобожия «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — Посланник Аллаха». И по сей день сколько миллионов мусульман поминают его имя и призывают на него благословение! Это поистине великое благо и огромная честь, которой наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) удостоился по милости Господа своего.

И что бы ни говорили о нём некоторые несведущие и враждебно настроенные люди, как это было, например, в случае с мекканскими язычниками, которые пытались всячески задеть, оскорбить и унизить Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и называли его то колдуном, то поэтом, то одержимым, это ничего не меняет и эти попытки всегда будут безуспешными. Ведь достаточно того, что Сам Всевышний Аллах засвидетельствовал, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) — Его Пророк и Посланник ко всему человечеству.

Господь засвидетельствовал его достоинства и безупречность его нрава, а также подтвердил его правдивость и искренность и истинность его пророческой миссии. Поэтому что бы ни говорили люди — по незнанию или умышленно, — их слова не могут быть противопоставлены словам Создателя вселенной и Господа миров. Питающие неприязнь или ненависть к Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) могут говорить всё, что им заблагорассудится, и они могут признавать свидетельство Господа в его пользу, а могут не признавать — это ничего не изменит. Всевышний Аллах сказал о нём благое, и эту похвалу и благое поминание не могут отменить тысячи скверных слов. Ни один человек не способен унизить того, кого возвеличил Сам Всевышний.

После этого напоминания о Своих великих милостях, Всевышний Аллах утверждает важную истину: всякая тягота сопровождается облегчением, и Всемогущий Господь непременно будет помогать Своему Посланнику (мир ему и благословение Аллаха) и облегчать ему.

Чего требуют милости, которыми одаряет Аллах?
(7) فَإِذَا فَرَغْتَ فَانصَبْ

Посему, как только освободишься [от неотложных дел], усердствуй

(8) وَإِلَى رَبِّكَ فَارْغَبْ

и к Господу своему устремись.

Эта часть суры тесно связана и с главной темой суры, и с предыдущей частью её, поскольку представляет собой адресованное Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) веление, имеющее непосредственное отношение к упомянутым ранее милостям, которыми Всевышний Аллах одарил Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Назвав некоторые из этих милостей, Всевышний Аллах разъяснил Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха), что предполагают эти милости и чего они требуют от него. Всевышний Аллах щедро наделил его всем, в чём он нуждался, заботится о нём и помогает ему. Поэтому, освободившись от своих обязанностей по отношению к людям и необходимых мирских дел, он должен усердствовать в поклонении Господу как только может. Именно это предполагает его положение и те милости, которыми он наделён.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) должен поклоняться Своему Господу и устремляться исключительно к Нему, ибо никто не достоин поклонения, кроме Него. Это суть единобожия, и именно в этом заключается покорность Всевышнему и благодарность Ему.