Именем Аллаха, Милостивого, Милующего!
Эта сура названа так потому, что в одном из её аятов упоминается железо: «Мы также ниспослали железо, в котором заключается могучая сила и польза для людей» (сура 57 «Железо», аят 25)
. Учёные разошлись во мнениях относительно того, мекканская это сура или мединская. Судя по тематике и характерным особенностям, в ней есть и мекканские, и мединские аяты, причём последние составляют большинство.
Уделяя внимание нормам религии и правильным убеждениям, сура одновременно затрагивает следующие темы: доводы в пользу веры и её следствия; призыв бояться Всевышнего Аллаха: единство небесных посланий. Главной же темой суры является призыв к вере и разъяснение её следствий.
Между названием суры и её главной темой существует тесная связь. Ниспослание железа упоминается вместе с упоминанием о цели направления к людям посланников и ниспослания Писаний. Это указание на то, что железу, в котором вообще заключено много пользы для людей, отведена важная роль в поддержке религии и защите её от покушающихся на неё, а также обеспечении соблюдения прав людей.
Прослеживается связь и между началом этой суры и концом предыдущей суры «Неотвратимое = Аль-Вакиа». Начало данной суры: «Славит Аллаха то, что на небесах и на земле. Он — Могущественный, Мудрый. Ему принадлежит власть над небесами и землёй…» (сура 57 «Железо», аят 1)
по сути является обоснованием и объяснением к концу предыдущей суры: «Прославляй же имя Господа твоего Великого!» (сура 56 «Свершившееся», аят 96)
.
Связь между этой сурой и предыдущей тоже очевидна. Во-первых, в суре «Неотвратимое» много внимания уделяется подтверждению истинности и неизбежности Судного дня, а в данной суре подтверждается неизбежность этого события.
Ещё в той суре упоминается Коран и содержатся его описания, а в данной суре разъясняется, для чего он был ниспослан. Также в той суре говорится о Рае и о блаженстве, которое ожидает верующих там. В этой же суре рассказывается о том, насколько Рай просторен, и упоминаются разновидности блаженства в нём, не упомянутые в предыдущей суре.
Также в суре «Неотвратимое» упомянут скверный приём, который будет оказан людям левой стороны в Аду, а в данной суре содержатся описания Ада и упоминается другая категория его обитателей. Это лицемеры. В дополнение к этому в обоих сурах разъясняются причины попадания многобожников и лицемеров в Огонь.
Вера в Аллаха, её обоснование и следствия
Славит Аллаха то, что на небесах и на земле. Он — Могущественный, Мудрый.
Ему принадлежит власть над небесами и землёй. Он оживляет и умерщвляет, и Он может всё.
Он — Первый и Последний, Высочайший и Ближайший. Он знает о всякой вещи.
Он — Тот, Кто сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознёсся над Троном. Он знает о том, что входит в землю, и о том, что выходит из неё, о том, что нисходит с неба, и о том, что восходит туда. Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит всё, что вы совершаете.
Ему принадлежит власть над небесами и землёй, и к Аллаху возвращаются дела.
Он увеличивает день за счёт ночи и увеличивает ночь за счёт дня. Он знает о том, что в груди.
Веруйте в Аллаха и в Его Посланника и расходуйте из того, что Он дал вам в распоряжение. Тем же из вас, которые уверовали и расходовали, уготована великая награда.
Что с вами? Почему вы не веруете в Аллаха, тогда как Посланник призывает вас уверовать в вашего Господа? Он уже заключил с вами завет, если только вы верующие.
Он — Тот, Кто ниспосылает Своему рабу ясные знамения, чтобы вывести вас из мраков к свету. Поистине, Аллах добр и милостив к вам.
Что с вами? Почему вы не расходуете на пути Аллаха, тогда как Аллаху принадлежит наследство небес и земли? Не сравнятся [другие] люди с теми из вас, кто расходовал и сражался до покорения Мекки. Эти выше степенью, чем те, которые расходовали и сражались после этого. Но каждому [из них] Аллах обещал наилучшее, и Аллах ведает о том, что вы совершаете.
Если кто-то даст Аллаху прекрасный заём, то Аллах увеличит его для него. Ему уготована щедрая награда
в тот день, когда ты увидишь, как перед верующими мужчинами и верующими женщинами будет распространяться свет и в правой [руке у них будут светящиеся свитки]. Возрадуйтесь сегодня райским садам, в которых текут реки. Вы пребудете в них вечно. Это и есть великое преуспеяние.
В тот день лицемеры и лицемерки скажут верующим: “Погодите, мы позаимствует у вас немного света”. Им будет сказано: “Возвращайтесь назад и ищите свет”. Между ними будет возведён забор с вратами, с внутренней стороны которого будет милость, а снаружи — мучения.
Они будут взывать к ним: “Разве мы не были с вами?” Они скажут: “Да, но вы соблазняли самих себя, выжидали, сомневались и обольщались [ложными] надеждами до тех пор, пока не явилось повеление Аллаха. Соблазнитель [шайтан] обманул вас относительно Аллаха.
Сегодня ни от вас, ни от неверующих не примут выкупа. Вашим пристанищем будет Огонь, который более всего подобает вам. Как же скверно это место прибытия!”
Эта часть суры самым тесным образом связана с главной темой суры — верой и её следствиями. В ней утверждается, что существование Аллаха и Его Господство и Божественность — истина, не вызывающая сомнений, и приводятся доказательства этого. В нескольких аятах этой части в разной форме демонстрируется совершенство Всевышнего Аллаха и абсолютность Его мудрости, знания, могущества, власти. Таким образом доказывается, что Он — и только Он, поскольку равных и подобных Ему нет — достоин поклонения. В остальных аятах этой части наглядно показывается, как вера и её претворение в жизнь влияет на человека и что происходит с нами, когда вера по-настоящему утверждается в наших сердцах.
Эта часть суры посвящена следующим темам: прославление Аллаха творениями и признание ими Его божественности; обоснования веры во Всевышнего Аллаха; следствия веры, в том числе расходование на пути Аллаха.
Совершенство Всевышнего Аллаха и отсутствие у Него каких-либо недостатков и изъянов признают все, кто на небесах и на земле, будь то ангелы, люди, растения, животные или неодушевлённые предметы.
Аллах — Всемогущий, и Он властен над Своими рабами, Мудрый в Своих словах и действиях, и в том, как Он распоряжается делами своих творений. Он Один — Властелин небес и земли, и нет у Него никаких сотоварищей и соучастников в этом владычестве, и Он распоряжается Своими владениями как пожелает, и Он наделяет властью кого пожелает и лишает власти кого пожелает. Он дарует жизнь и умерщвляет, и это Он сотворил жизнь и смерть и распределяет их и распоряжается ими. Могущество Его безгранично, и Он делает что пожелает, и ничто не способно противостоять Его воле. Чего Он желает, то непременно осуществляется, а того, чего Он не желает, никогда не будет. Он возвышает кого пожелает и унижает кого пожелает.
Именно Он, Всевышний Аллах, сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознёсся над Троном таким образом, как это приличествует Ему и согласуется с Его величием и совершенством. И Всевышний Аллах знает обо всём, что входит в землю, будь то дождь, зерно, покойные и так далее, и обо всём, что выходит из неё, будь то растения, полезные ископаемые и тому подобное. Всеблагой и Всевышний Аллах знает и о том, что нисходит с небес, будь то дождь, удел, ангелы или что-то иное, и Он знает о том, что возносится на небеса, будь то ангелы, деяния, мольбы или нечто иное.
Всевышний Аллах видит ваши деяния везде и всегда и знает о каждом из вас абсолютно всё. Ему известно каждое ваше слово и действие и даже каждая ваша мысль. Всевышний Господь наблюдает за Своими творениями, и Он слышит и видит их, где бы они ни были.
Он, Всевышний, — Властелин небес и земли со всеми, что есть в них, Властелин мира этого и мира вечного, и нет у Него сотоварищей в этом владычестве, и к одному лишь Аллаху возвращаются все деяния, и именно Он будет судить Свои творения в Судный день. И это Он, Всевышний, чередует день и ночь, заставляя их сменять друг друга, а также удлиняет и укорачивает их в соответствии со Своей мудростью.
Всевышнему Аллаху известно всё самое потаённое, как бы тщательно оно ни скрывалось, и Он знает намерения Своих творений точно так же, как знает Он их очевидные деяния, как благие, так и скверные.
Признайте же единственность Всевышнего Аллаха и истинность пророческой миссии Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха) и твёрдо придерживайтесь этой истины впредь. И расходуйте из того имущества, которым Он поручил вам распоряжаться, и тратьте это имущество на угодное Ему. Людей, объединивших веру в Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха) и расходование на пути Аллаха, ожидает великая награда — Рай.
Что мешает вам, о люди, уверовать в Аллаха? Ведь его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) призывает вас к вере и приводит вам доказательства истинности того, к чему призывает. Этих доказательств множество, и их можно увидеть во всём, что вас окружает. Если вы признаёте в Аллахе Господа, то спешите внять призыву Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Уверуйте в Аллаха и бойтесь Его, ведь Он — Тот, Кто ниспосылает Своему Посланнику ясные аяты, дабы вывести вас из мрака неверия к свету веры.
Осознайте же, что Аллах добр и милостив к вам, ниспосылая вам Писания, направляя к вам посланников и давая вам возможность смотреть на самих себя и на то, что вас окружает, дабы всё, что вы видите, указывало вам на Него и вы уверовали и обрели спасение и преуспеяние.
Что мешает вам расходовать на пути Аллаха, когда Он призывает вас к этому? Расходуйте, ибо, поистине, Аллах возместит вам потраченное сполна. Приготовьте благо для самих себя прежде, чем вы покинете этот мир и лишитесь возможности сделать это. Поистине, в конце концов Аллах унаследует небеса и землю, сколь бы долгим ни было их существование.
Не сравнятся по своему достоинству люди, которые расходовали на пути Аллаха и сражались с врагами Аллаха до покорения Мекки, когда мусульман жестоко преследовали и их было мало, и люди, которые расходовали и сражались на пути Аллаха, когда мусульман уже было много и религия обрела силу и распространилась. Однако обеим группам обещан Рай, хотя их степени и разнятся.
Аллах знает об их положении и Ему известно об их расходовании и их действиях и их намерениях, поэтому Он и сделал награду, ожидающую представителей этих двух групп, различной.
Если кто-то расходует свои средства на пути Аллаха, надеясь на награду от Аллаха, не обижая и не попрекая тех, кому даёт, то Всевышний Аллах увеличивает награду кому пожелает, воздавая им многократно, и дарует им прощение и щедрое воздаяние. Эти люди получат благую весть от Аллаха и Его ангелов: «Вам будет Рай, в котором внизу текут реки и в котором вы пребудете вечно!» Это прибыль и преуспеяние, и нет более великой прибыли и более прекрасного преуспеяния!
В тот день лицемеры воззовут к верующим со словами: «Подождите нас, чтобы мы могли воспользоваться вашим светом, выбраться из этой тьмы и спастись от наказания». Им ответят с укоризной: «Возвратитесь же назад в земную жизнь и добудьте там свет подобно тому, как добыли его верующие посредством веры и благих деяний!» А потом между ними будет установлена преграда. С одной стороны от неё будут верующие и Рай, в котором милость, а с другой — неверующие и Ад, в котором их ожидает наказание.
И лицемеры обратятся к верующим снова и скажут: «Разве в земной жизни мы не делали то же, что и вы? Ведь мы посещали пятничные и коллективные молитвы вместе с вами и исполняли остальные религиозные обязанности…» Верующие же скажут в ответ: «Всё так, внешне вы действительно исполняли всё это, однако вы ввели в искушение самих себя посредством лицемерия и тем самым погубили себя. Вы плели интриги и строили козни верующим, и сомневались в религии Аллаха, которая есть истина, и в воскрешении, и не веровали в то, что ниспослано в Коране. Вас обманули ваши ложные надежды и чаяния: вы полагали, что вас ждёт прощение, и следовали этим скверным путём до конца. Шайтан обманывал вас, внушая вам, что не будет ни воскрешения, ни расчёта, и что Аллах — Прощающий и Милостивый и не станет подвергать вас наказанию. А сегодня нет вам пути к спасению и нет у вас надежды избежать Ада. Сегодня не будет принят от вас никакой выкуп, если вы захотите откупиться от мучений в Огне — ни от вас, ни от неверующих, которые открыто отвергали Аллаха и Его знамения. Огонь будет вашим пристанищем и вашим помощником, и это поистине скверная участь!»
Призыв бояться Всевышнего Аллаха
Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих смирялись при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины, и чтобы не уподоблялись они тем, кому Писание было даровано прежде, чьи сердца очерствели по прошествии долгого времени и многие из которых нечестивы?
Знайте, что Аллах оживляет землю [посредством дождя] после её смерти [и она изводит растения]. Мы уже разъяснили вам знамения, — может быть, вы уразумеете.
Поистине, для мужчин и женщин, которые делали пожертвования и одолжили Аллаху прекрасный заём, [награда] будет приумножена. Им уготована щедрая награда.
Уверовавшие в Аллаха и Его посланников — это правдивейшие люди. А павшие мученики — при своём Господе, и для них приготовлены их награда и их свет. А те, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, будут обитателями Ада.
Знайте, что земная жизнь — всего лишь игра и потеха, украшение и похвальба между вами, и стремление обрести побольше богатства и детей. Она подобна дождю, растения после которого восхищают сеятелей, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху. А в жизни вечной есть тяжкие мучения, а есть прощение от Аллаха и довольство. Земная жизнь — всего лишь вводящие в соблазн мирские блага.
Стремитесь к прощению от вашего Господа и Раю, ширина которого подобна ширине неба и земли. Он приготовлен для тех, кто уверовал в Аллаха и Его посланников. Такова милость Аллаха, которую Он дарует тем, кому пожелает. Аллах обладает великой милостью.
Любое несчастье, которое случается на земле и с вами самими, [записано] в писании ещё до того, как Мы сотворили его. Поистине, это для Аллаха легко.
[Мы поведали об этом] для того, чтобы вы не сокрушались из-за того, что упустили, и не ликовали из-за того, что Он вам даровал. Аллах не любит всяких надменных бахвалов,
которые скупятся и велят людям скупиться. А если кто отвернётся, то ведь Аллах — Самодостаточный, Достойный хвалы.
Между этой частью суры и её главной темой существует тесная связь. Начинается она предостережением верующих от слишком далеко простирающихся надежд, которые становятся причиной беспечности и отказа от поминания Аллаха. Далее Всевышний запрещает верующим подражать тем людям Писания, которые привыкли совершать грехи, из-за чего их сердца ожесточились. Затем Господь побуждает верующих подавать милостыню и расходовать свои средства ради Аллаха. А после этого демонстрируется один из плодов веры: верующие в Аллаха и Его посланников займут пред Аллахом положение, подобное положению правдивых и мучеников. Также в этой части суры Всевышний раскрывает истинную сущность земной жизни, дабы верующие не связывали с ней больших надежд и состязались друг с другом в обретении прощения и Рая посредством веры в Аллаха и Его посланников. А завершается эта часть суры упоминанием о вере в предопределение и о её прямом следствии — отказе от кичливости и высокомерия, которые ведут к скупости и удерживают человека от расходования на пути Аллаха.
Связь между этой и предыдущей частью суры также очевидна. В предыдущей части суры сравнивается положение верующих и лицемеров в Судный день и поясняется, что у верующих будет спасительный свет, которого не будет у лицемеров. В этой же части содержится упрёк в адрес верующих, в сердцах которых мало смирения, и предостережение от того, чтобы им уподобиться людям Писания, сердца которых ожесточились, поскольку прошло уже очень много времени с тех пор, когда среди них жили Божьи пророки. И Всевышний Аллах разъясняет, что поминание Аллаха и чтение Корана оживляет сердца подобно тому, как дождь оживляет мёртвую землю.
Эта часть суры посвящена следующим темам: адресованный верующим призыв бояться Аллаха; повторный призыв к расходованию на пути Аллаха; сравнение между сущностью земной жизни и жизни вечной; утверждение веры в предопределение Аллаха.
Положение верующих, сердца которых смягчены поминанием Аллаха и аятами Корана, которые понимают Коран и покоряются ему, отличается от положения тех иудеев и христиан, которые изменили ниспосланные им Писания и перестали следовать им и сердца которых ожесточились и перестали отзываться на благие обещания Всевышнего и Его угрозы, и многие из них преступают установленные Всевышним ограничения.
Знайте, о творения, что как Всевышний Аллах оживляет мёртвую землю, заставляя её набухать, наполняться жизнью и рождать множество разных растений, так Он оживляет и сердца посредством Корана: ожесточившиеся и очерствевшие, они вновь наполняются жизнью.
Мужчины и женщины, уверовавшие в Аллаха и Его Посланника, расходующие на нуждающихся и бедных в стремлении к довольству Аллаха и не ожидающие в ответ ни даяния, ни благодарности, дают Аллаху прекрасный заём, и Он умножит их награду, так что воздаяние за каждое благое дело будет десятикратным.
Те, кто уверовал в единственность Аллаха и в то, с чем пришли посланники, будут записаны у Аллаха как правдивейшие. А погибающие на пути Аллаха во имя возвышения Его слова и Его религии обретут великую награду от Господа и свет в Судный день. Те же, кто отрицал существование Аллаха и считал ложью Его знамения и доказательства Его Божественности и правдивости Его посланников — злосчастные, оказавшиеся в убытке.
Знайте, о люди, что земная жизнь — всего лишь пустая забава, игра, которая занимает человека, отвлекая его от действительно важных для него дел, связанных с миром вечным, и быстро исчезающие украшения, подобные быстро увядающей женской красоте, и похвальба друг перед другом происхождением, богатством и сыновьями, а также состязание друг с другом в количестве мирских благ. Такова земная жизнь в сравнении с жизнью вечной.
В качестве наглядного примера, помогающего понять сущность земной жизни, можно привести историю сеятелей: вот выпал дождь и появилась буйная растительности, которая обрадовала сеятелей, но очень скоро эти растения завяли, пожелтели, засохли и превратились в солому, которую развеяло ветром.
А жизнь вечная — это нечто совершенно иное, и она заслуживает того, чтобы придавать ей значение и готовиться к ней надлежащим образом, потому что она, в отличие от быстротечной земной жизни, не закончится и никуда не исчезнет. И в мире вечном людей ждёт либо нескончаемое блаженство в Раю, либо бесконечные муки в Аду.
Мир этот с его ничтожностью и недолговечностью — всего лишь предмет пользования, которым обманывается всякий беспечный и обольщается всякий невежественный.
О люди! Перестаньте гнаться за мирскими благами, которые отвлекают вас от действительно важного и являются объектом пустых развлечений и бахвальства. И спешите с покаянием и состязайтесь друг с другом в благих деяниях, стремясь обрести прощение и Рай, который просторнее семи небес и семи земель. А ведь Рай этот создан для тех, кто уверовал в Аллаха и Его посланников. Это обещанное вам воздаяние — прощение и Рай — чистое благоволение Аллаха к вам. Он одаряет этим благом кого пожелает из Своих рабов, и никто не может принудить Его к чему бы то ни было, и от Него исходит даяние и благодеяние.
Абсолютно всё, что происходит во вселенной и с нами самими, как большое, так и малое, происходит исключительно по предопределению Всевышнего Аллаха. Это распространяется и на испытания, которые постигают нас, в том числе голод, болезни, утрату близких, потерю имущества и так далее.
Всё происходит по предопределению Всевышнего, так, как начертано на Хранимой Скрижали ещё до создания творений. Всё, что было, есть и будет, предопределено Всевышним и известно Ему во всех деталях.
Предопределив всё, Господь поведал нам о предопределении, дабы мы не сокрушались из-за упущенного и не ликовали из-за обретённого, ведь Всевышнему Аллаху ненавистен всякий гордец и бахвал, и Он подвергает таких наказанию. Для таких людей земная жизнь — это всё. И они озабочены накоплением мирских благ и удерживают их, отказываясь соблюдать право Аллаха, связанное с их имуществом. Но и этим они не ограничились, а стали побуждать других к скупости и воздержанию от расходования.
А ведь расходующий на пути Аллаха в действительности приносит пользу самому себе. Если же кто-то отказывается делать это, то ведь Аллах — Самодостаточный. И Он совершенно не нуждается в Своих рабах — напротив, это они бесконечно нуждаются в Нём и не способны обойтись без Него и мгновения ока.
Таким образом, верующим свойственно бояться Аллаха, исполнять Его веления и соблюдать Его запреты, и им следует остерегаться ожесточения своих сердец. При этом Всевышний Аллах может всё, и Он смягчает ожесточившиеся сердца и выводит на прямой путь кого пожелает. Расходование же на пути Аллаха помогает верующим приумножить свою награду, снискать довольство Аллаха и обрести вечное блаженство в Раю. И земную жизнь верующий должен использовать как путь к преуспеянию и спасению в мире вечном, а всё то в ней, что не способствует достижению этой цели — всего лишь тленные и недолговечные мирские блага. Поэтому состязаться нужно не в накоплении мирских благ, а в стремлении обрести прощение Господа и войти в Его Рай.
Единство Божественного послания
Мы уже направили Наших посланников с ясными доводами и ниспослали с ними Писание и весы, чтобы люди придерживались справедливости. Мы также ниспослали железо, в котором заключается могучая сила и польза для людей, для того, чтобы Аллах узнал тех, кто помогает Ему и Его посланникам, не видя Его воочию. Поистине, Аллах — Всесильный, Могущественный.
Мы уже отправили Нуха и Ибрахима и установили пророчество и Писание в их потомстве. Среди них есть такие, которые следуют прямым путём, но многие из них отклонились [от этого пути].
Потом Мы отправили по их следам [других] Наших посланников, и отправили Ису, сына Марьям, и даровали ему Инджиль [Евангелие]. В сердца тех, которые последовали за ним, Мы вселили сострадание и милосердие, а монашество они выдумали сами. Мы не предписывали им этого, но они поступили так, дабы снискать довольство Аллаха [или Мы предписали им только стремиться к довольству Аллаха]. Но они не соблюли его должным образом. Тем из них, которые уверовали, Мы даровали их награду, но многие из них отклонились [от верного пути, отказываясь уверовать в Мухаммада].
О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и веруйте в Его Посланника, и тогда Он одарит вас вдвойне из Своей милости, и дарует вам свет, при котором вы будете идти, и простит вас. Аллах — Прощающий, Милостивый.
[Аллах одарит вас] для того, чтобы люди Писания знали, что они не способны распоряжаться ничем из милости Аллаха и что милость в руке Аллаха, Который дарует её тому, кому пожелает. Аллах обладает великой милостью.
Связь между этой частью суры и её главной темой прослеживается достаточно хорошо. Главная тема суры — вера, её утверждение в сердце и следствия этого утверждения, или, иными словами, то, как утвердившаяся в сердце вера отражается на поведении и поступках человека. А в этой части приводится история Божественного послания — послания веры — и демонстрируется единство и неизменность его содержания на протяжении веков. Также в этой части разъясняется, что к следствиям веры относится следование тому, что приносили Божьи посланники и о чём говорится в Писаниях, а также претворение в жизнь справедливости и поддержка религии Аллаха, в связи с чем уместно упоминание о железе. Также в этой части суры указывается на некоторые отклонения от пути веры, возникавшие у людей Писания, дабы верующие внимательно следили за тем, чтобы неуклонно следовать путём богобоязненности и веры в Аллаха и Его Посланника, ведь именно вера приносит человеку награду, свет, прощение и Рай.
Связь между этой частью суры и предыдущей также очевидна. Та часть побуждает к богобоязненности и предостерегает от жестокосердия, говорит о награде расходующих ради Аллаха и об участи считающих ложью Его знамения, разъясняет сущность мира этого и мира вечного и утверждает веру в предопределение. А в этой части повествуется о единстве Божественного послания, то есть о том, что все Божьи пророки и посланники призывали к одному и тому же, если говорить об убеждениях, и упоминается о великой награде, ожидающей тех людей Писания, которые уверовали в своего посланника, а потом дополнили свою веру верой в последнего из Божьих посланников — Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
Эта часть суры посвящена следующим темам: цель направления посланников и награда, ожидающая тех, кто уверовал в них; призыв уверовать в последнего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и награда за веру в него; опровержение утверждений иудеев о том, что пророчество является их исключительной привилегией.
Господь направил посланников к их народам с явными знамениями и подтверждениями истинности их миссии, и ниспослал им Писания, дабы их народы обрели счастье через следование Божественным законам, и ниспослал с ними справедливость, дабы она пронизывала жизнь людей. Это истина, в которой не может быть сомнений.
И Он ниспослал железо, в котором заключена большая польза и могучая сила, призванная в том числе и защищать религию. Из железа люди изготавливают множество вещей, в том числе домашнюю утварь, его используют в строительстве, в сельском хозяйстве и в производстве, и мы сегодня уже не может представить свою жизнь без него.
При этом Всевышний Аллах не нуждается ни в ком и ни в чём, и те, кто не верует в Него или выступает против Его религии, никак не способны повредить Ему и находятся в Его власти. А такие случаи, когда верующим приходится использовать железо для защиты религии, Он предопределил лишь в качестве испытания для них.
Всевышний Аллах направил Нуха к некоей группе людей, и направил Ибрахима к другой группе, и устроил пророчество в их потомстве, и Он ниспослал посланникам из числа их потомков Писания — Таурат, Инджиль, Забур и Коран — в качестве руководства для людей. И некоторые из их потомков приняли истину, а некоторые — отвергли.
Так посланники приходили к людям друг за другом до самого пришествия Исы ибн Марьям (мир ему), сердца апостолов которого были исполнены мягкости и богобоязненности. Они любили друг друга, заботились друг о друге и помогали друг другу. А потом некая группа христиан ввела в религию монашество, которое Всевышний не предписывал им и к которому Он их не обязывал. Они искали таким образом приближения к Господу, но не смогли соблюдать то, что вменили себе в обязанность, должным образом.
Тем из них, которые уверовали в Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), Господь дарует великую награду. Но многие из них отошли от велений Господа и вышли за рамки покорности Ему.
О те из людей Писания, которые уверовали в Единственность и Господство Всевышнего и в направленного к ним посланника! Бойтесь Аллаха посредством покорности Ему, и вас ожидает двойная награда — за веру в пророков, которые были предшественниками Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), и за веру в самого Мухаммада. И Он дарует вам свет, благодаря которому вы будете следовать верным путём в этом мире, и который поможет вам благополучно преодолеть Сырат в мире вечном. И Господь простит вам ваши грехи и проступки, ведь Он прощает грехи Своим рабам и милостив к ним. Тот, кто отринул веру, не помешает уверовавшим обрести великую награду, которую они обретут благодаря вере в последнего Божьего Посланника (мир ему и благословение Аллаха).
Пророческая миссия — благоволение Аллаха и милость, которой Он одаривает кого пожелает из Своих рабов, и как посылал Он пророков из числа бану Исраиль, так послал Он и Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), который был из числа арабов, и Всевышний не сделал эту милость привилегией какого-то одного народа.
Такова суть веры и Божественного послания и таковы её следствия и плоды.