Именем Аллаха, Милостивого, Милующего!
Эта мекканская сура получила своё название по её первому аяту, в котором говорится: «Клянусь горой» (сура 52 «Гора», аят 1)
. Подобно другим мекканским сурам, она посвящена темам, связанным с вероубеждением (акыда). Это единобожие, пророчество, Судный день, воскресение и воздаяние.
Но главной темой суры является выступление против лжи и опровержение ложных утверждений, касающихся религии. Это очевидно уже в самом начале суры. Клятва, с которой она начинается, имеет целью указать на несостоятельность представлений и убеждений многобожников и подтвердить, что наказание для них неминуемо.
В противоположность угрозе, адресованной неверующим, в суре содержится благое обещание верующим, которых ожидает вечное блаженство в Раю. Всевышний Аллах велит Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха) продолжать напоминать верующим, а также предостерегать приверженцев лжи, не обращая внимания на их глупость и ложь, которую они изрекают.
Эта сура представляет собой грандиозное выступление против придавания Аллаху сотоварищей (ширк) и его приверженцев, вдребезги разбивающее все их доводы и опровергающее их ложные убеждения и заявления. И завершается она адресованным Пророку (мир ему и благословение Аллаха) велением оставить неверующих в их заблуждении и подчёркиванием неотвратимости ожидающей их кары. Словом, вся сура представляет собой грозное оружие, направленное против приверженцев ложных убеждений, отрицающих воскресение и воздаяние, и аяты её обрушиваются на них друг за другом, разбивая и разрушая все их утверждения и аргументы до основания.
Название суры тесно связано с её содержанием. Гора, которой клянётся Всевышний, — особая, та самая, на которой находился пророк Муса (мир ему), когда Господь говорил с ним, и там же он получил основы учения Таурата (Торы). И эта клятва служит напоминанием о связанных с этой горой великих и важных событиях, ведь гора эта является символом проявления истины и зарождения нового небесного послания, а в основе небесных посланий лежит призыв к истине, искоренение заблуждения и разъяснение недалёкости заблудших.
Между началом и концом данной суры также прослеживается тесная связь. Начинаясь утверждением о неизбежности Судного дня и кары, которая обрушится на отрицавших истину: «Наказание от твоего Господа непременно придёт, и ничто не отвратит его» (сура 52 «Гора», аяты 7-8)
, она завершается подтверждением того, что эта кара действительно постигнет их: «Оставь же их, пока они не встретят тот день их, когда их постигнет погибель» (сура 52 «Гора», аят 45)
.
Кроме того, начало суры «Гора» явно связано с завершением предыдущей суры «Рассеивающие»: «Поистине, тем, которые поступали несправедливо, уготована доля наказания, подобная доле их [поступавших так же] товарищей. Пусть же они не торопят Меня, [ибо наказание к ним и так непременно придёт]. Горе неверующим от того дня их, который им обещан [и в которых они вкусят наказание]» (сура 51 «Рассеивающие», аяты 59-60)
. А здесь снова утверждается та же мысль: «Наказание от твоего Господа непременно придёт» (сура 52 «Гора», аят 7)
. То есть неверующим, отрицающим воскресение и воздаяние, ни за что не избежать заслуженного наказания.
Суры «Гора» и «Рассеивающие» не только идут друг за другом в Коране, но и тесно связаны между собой и имеют много общего. Так, обе суры мекканские и начинаются с клятвы Всевышнего Его творениями и Его знамениями во вселенной, а завершаются грозным обещанием тем, кто не верует в Аллаха и отвергает Его знамения, притесняя таким образом самих себя и обрекая себя на муки и гибель. В обеих сурах Всевышний Господь велит Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха) отвернуться от неверующих, но продолжать благое напоминание. В обеих сурах упоминаются качества богобоязненных верующих, исполняющих Его веления и соблюдающих Его запреты, и ожидающие их райское блаженство и великая награда. В обеих сурах приводятся неопровержимые доказательства истинности воскресения и неотвратимости Судного дня, в который считавших ложью воздаяние постигнет заслуженное наказание. Также в обеих сурах мы находим упоминание о том, что не только язычники-курайшиты, но и неверующие во все времена имели обыкновение называть направленных к ним Божьих пророков и посланников колдунами и одержимыми.
Неизбежность кары Господней
Клянусь горой!
Клянусь Писанием, начертанным
на развёрнутом тонком свитке!
Клянусь наполненным [ангелами] домом [храмом на седьмом небе]!
Клянусь вознесённым небесным сводом!
Клянусь подожжённым морем!
Наказание от твоего Господа, [уготованное неверующим], непременно придёт,
и ничто не отвратит его.
В тот день небо содрогнётся от колебаний,
а горы придут в движение.
Горе в тот день тем, кто называл [истину] ложью,
кто забавляется, предаваясь празднословию.
В тот день они будут нещадно ввергнуты в огонь Геенны.
Это — тот самый Огонь, который вы считали ложью.
Неужели это колдовство? Или же вы не видите?
Горите в нём! Проявляйте терпение или не проявляйте — для вас уже всё равно. Поистине, вам воздаётся лишь за то, что вы совершали [в земной жизни].
Эта часть суры неразрывно связана с общей темой суры — выступлением против лжи и её приверженцев. Всевышний Аллах клянётся Своими великими творениями, что в Судный день кара Его непременно обрушится на Его врагов, которые привержены ложному и превращают Его религию в объект издевательств и насмешек. Эти аяты представляют собой первый в данной суре выпад против приверженцев ложного, разъясняя, что упрямое и высокомерное отрицание истины завершится для этих скверных людей попаданием в Адское пламя — то самое, существование которого они с таким упорством отрицали. И в этом пламени, в этих муках им предстоит пребывать вечно. Не будет конца этому наказанию, которое они заслужили своим неверием и упорным отрицанием истины.
В этой части суры мы видим клятву, подтверждающую истинность Судного дня, и описание некоторых внушающих ужас, впечатляющих своими масштабами и необратимых изменений во вселенной, которые произойдут в этот день. Также в этой части суры содержится описание мучений в Огне, которым будут подвергнуты приверженцы ложного, против которых направлена вся данная сура.
Клятва горой, на которой Божий пророк Муса (мир ему) получил завет от Господа и с которой принёс он скрижали закона; Кораном, который читают верующие и ангелы; храмом на седьмом небе, ежедневно посещаемым семьюдесятью тысячами ангелов, которые уже больше никогда не возвращаются туда; возвышенным небесным сводом; морем, которое в Судный день заполыхает, — имеет целью подтвердить две важные истины: во-первых, кара Господняя обязательно постигнет неверующих, а во-вторых, никто не сумеет избавить их от неё, когда Аллах пожелает обрушить её на них.
Аяты этой части суры живо описывают страшную картину наступления Судного дня: небо приходит в движение, горы развеиваются в прах, а на отрицавших воскресение и воздаяние обрушивается ужасная кара, которую невозможно представить... В земной жизни эти люди насмехаются над религией и относятся к ней пренебрежительно, но придёт день, когда они будут брошены в Огонь и стражи Ада скажут, порицая и осуждая их: «Вот Адское пламя, которое вы считали ложью! Вы называли Коран колдовством, и что же теперь? Наказание, которое вы видите воочию, — тоже колдовство? Или вы остались слепыми подобно тому, как в земной жизни вы были слепы к истине, благу, вере и верному руководству? Войдите же в Ад и вкусите мучения. И здесь уже не важно, будете вы проявлять терпение или нет: эти страшные, невыносимые муки вечны и никто никогда не избавит вас от них! Это справедливое воздаяние вам за ваше неверие, отрицание истины и скверные деяния».
Всевышний Аллах многократно клянётся в Своей Книге разными великими творениями в подтверждение важных истин, нам же запрещено клясться чем-то или кем-то, кроме Всевышнего Господа. При этом Его клятвы, как мы видим в том числе и в этой суре, содержат бесчисленное множество указаний на единственность Аллаха и Его совершенное, безграничное могущество, предполагающее в обязательном порядке и способность воскрешать людей и воздавать им по заслугам. Однако указания эти замечают лишь верующие, убеждённые в том, что Судный день непременно наступит. Обещание Аллаха непременно исполнится, и верующий должен отдаляться от всего, что способно навлечь на него гнев и кару Всевышнего. Он должен неустанно и серьёзно готовиться к жизни вечной и остерегаться ложного в любых его формах и проявлениях. А воздаяние будет соответствовать деяниям. И воздаянием для неверующих приверженцев ложного станет тот самый Огонь, существование которого они упрямо отказывались признавать. Эти аяты наносят сокрушительный удар отрицающим истину, воскресение и воздаяние.
Описание богобоязненных
Поистине, богобоязненные пребудут в Райских садах и блаженстве.
Они будут наслаждаться тем, чем их одарит их Господь. Господь их уберёг их от мучений в Аду.
Ешьте и пейте во здравие за то, что вы совершали [в земной жизни]!
Они будут, прислонившись, возлежать на ложах, выстроенных в ряд, и Мы сочетаем их с черноокими, большеглазыми гуриями.
Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим [награду за] их деяния. Каждый человек — заложник того, что он приобрёл...
Мы наделим их фруктами и мясом таким, какое они пожелают.
Они будут передавать друг другу чашу [с вином], которое не принесёт ни празднословия, ни греха.
Их будут обходить их юные слуги, подобные сокрытому жемчугу.
Они будут расспрашивать друг друга.
Они скажут: «Прежде, находясь в кругу своих семей, мы трепетали от страха.
Аллах же оказал нам милость [наставив нас на истинный путь и помогая нам в земной жизни] и уберёг нас от мучений в Адском пламени.
Прежде мы взывали к Нему [одному, моля о спасении от Огня и о райском блаженстве, и Он внял нашим мольбам]. Поистине, Он — Добродетельный, Милующий».
Эта часть суры, как и предыдущая, тесно связана с общей темой всей суры — выступлением против заблуждения и лжи и опровержением несостоятельных утверждений приверженцев ложного. Аяты этой части суры посвящены описанию положения богобоязненных в мире вечном и разъяснению того, чем они заслужили ожидающую их великую награду. По сути это адресованное им побуждение твёрдо придерживаться истины и продолжать вершить благие дела. В земной жизни эти люди очень осторожны в своих словах и действиях, благоговея перед Господом и возвеличивая Его.
Эта часть суры неразрывно связана с предыдущей. Подчеркнув истинность и неизбежность воскресения, описав положение отрицающих Судный день и страшное наказание, которое их в этот день постигнет, Всевышний продолжает это кораническое повествование описанием положения противоположной категории людей. Это богобоязненные верующие, которые испытывали страх перед своим Господом и были искренни в своём поклонении Ему, как очевидном, так и тайном. Они исполняли Его веления и соблюдали Его запреты, живя в соответствии с предписаниями Его религии, не оскверняя душу свою грехами. Их ожидает благое воздаяния от Господа. В Коране часто упоминаются подобные противоположности, что даёт нам дополнительную пищу для размышлений и заставляет стремиться к Его милости и страшиться Его кары.
Аяты этой части посвящены божественной справедливости и милости, а также воспоминаниям обитателей Рая о земной жизни.
Отказавшиеся в этом мире от придавания Аллаху сотоварищей и избегавшие грехов, покорно претворявшие в жизнь Его веления и строго соблюдавшие Его запреты пребудут в Садах вечности, где есть всё, чего душа пожелает. Там эти счастливые будут вечно наслаждаться тем, что даровал им Господь, избавивший их от мук в Адском пламени. И там им будет сказано, что теперь они могут спокойно вкушать яства и напитки, и ничто не будет омрачать их жизнь в Раю — такова награда им за благие дела, совершённые в земной жизни. В райской обители они будут возлежать на прекрасных ложах, умиротворённые, предавшиеся отдохновению, видя друг друга и общаясь в непередаваемо прекрасной атмосфере возвышенных, чистейших и ничем не омрачаемых человеческих отношений. У обитателей Рая будут прекрасные душой и телом черноокие гурии, сравнимые разве что с тщательно оберегаемыми жемчужинами, сокрытыми от чужих взоров и недоступными для чужих прикосновений.
По милости Своей Всевышний присоединит верующих и праведных потомков к их верующим и праведным предкам, оказывая последним почёт таким образом, даже если своими деяниями их потомки не заслужили столь высоких степеней.
Всякая душа в Судный день окажется заложницей своих деяний, кроме богобоязненных верующих, которые будут запивать бесподобные райские яства чистейшим райским вином, не имеющим ничего общего с земным вином, скверным на вкус, затуманивающим рассудок и вызывающим головную боль. А приносить всё это им будут прекрасные видом отроки.
Обитатели Рая будут расспрашивать друг друга о жизни в этом мире и обсуждать то, что помогло им оказаться в бесподобной райской обители. И они упомянут о том, что, находясь в обществе своих семей, они боялись скверной кончины и кары Господней, и Всевышний Аллах почтил их, одарив Своим благоволением, милостью и содействием в земной жизни, а в мире вечном Он уберёг их от мук в Адском пламени. Упомянуто и о том, что в земной жизни они поклонялись Аллаху и взывали к Нему с истовыми мольбами, и Он внял их мольбам, даровав им то, о чём они мечтали, — ведь именно Он дарует милость, прощение и довольство.
Это явное указание на достоинство богобоязненности и на то, что благие дела помогают войти в Рай, а благоговейный страх перед Всевышним в этом мире и обращение к Нему с искренними мольбами — путь к спасению в мире вечном. Что же касается неверующих, то они, как и верующие, не забудут свою земную жизнь, и пока верующие будут радоваться бесконечному блаженству в Раю, их будет переполнять горечь и отчаяние из-за того, что они покинули многочисленные мирские удовольствия ради Адского пламени, в котором останутся навечно.
Сомнения, гнетущие неверных
Напоминай же [тем, к кому ты послан, посредством Корана]! По милости твоего Господа [сделавшего тебя Своим пророком], ты [несмотря на все их утверждения] не прорицатель и не одержимый.
Или же они говорят [о тебе, о Пророк]: «Он — поэт! Давайте же подождём, пока смерть не придёт к нему».
Скажи: «Ждите, и я подожду вместе с вами».
Неужели умы повелевают им такое? Или же они являются людьми преступными?
Или же они говорят: «Он выдумал [Коран]!» О нет! Просто они не веруют.
Пусть приведут подобное ему [Корану] повествование, если они говорят правду.
Неужели они были сотворены сами по себе [или просто так]? Или же они сами являются творцами?
Или же это они сотворили небеса и землю? О нет! Просто они лишены убеждённости.
Неужели у них сокровищницы твоего Господа? Или же они сами являются владыками?
Или же у них есть лестница, на которой они подслушивают [беседы ангелов]? Пусть тот из них, кто подслушивал, приведёт ясное доказательство.
И неужели у Него — дочери, а у вас — сыновья?..
Или же ты просишь у них вознаграждения, и они обременены обязательствами?
Или же они владеют сокровенным и записывают его?
Или же они желают замыслить козни? Но ведь неверующие сами станут жертвой козней.
Или же у них есть другой бог наряду с Аллахом? Аллах пречист и далёк от того, что они придают Ему в сотоварищи!
Даже если они увидят куски неба падающими, они скажут: «Это скопились облака!»
Оставь же их, пока они не встретят тот день их, когда их постигнет погибель.
В тот день их козни не принесут им никакой пользы, и никто не поможет им.
Поистине, несправедливым уготованы мучения и перед этим, но большинство их не знает этого.
Потерпи же до решения твоего Господа, ведь ты — у Нас на глазах. Прославляй хвалой своего Господа, когда поднимаешься [ото сна].
И среди ночи восхваляй Его и при исчезновении звёзд.
Эта часть суры тесно связана с общей темой суры — выступлением против заблуждения и его приверженцев. Это новая сокрушительная атака против неправильных убеждений и новые неоспоримые доводы, разбивающие эту ложь и развеивающие сомнения, которыми наполнены умы приверженцев ложного. Эти ложные представления и утверждения выстраиваются в цепочку и последовательно опровергаются. Приведённые аяты будто гонят и осаждают приверженцев ложного, отрезая им все пути к бегству и развеивая в прах все их несостоятельные утверждения.
Легко проследить также связь этой части суры с предыдущими. Если в первой части Всевышний клянётся, что кара Его непременно обрушится на неверующих, и далее подробно описывает наказание, которому они подвергнутся в Судный день, а вторая посвящена описанию вечного блаженства, ожидающего богобоязненных в райской обители, то эта часть суры содержит адресованное Пророку (мир ему и благословение Аллаха) веление напоминать посредством Корана и предостерегать неверующих, и завершается указанием на то, каким будет конец отрицающих воскресение, и на оберегание Всевышним Его Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и заботу о нём.
Таким образом, в этих аятах веление напоминать и увещевать, несмотря на все козни приверженцев ложного, сменяется опровержением несостоятельных утверждений неверующих относительно Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и Корана, а затем и относительно воскресения. А на смену утверждению существования Творца и единобожия приходит адресованный Пророку (мир ему и благословение Аллаха) призыв отвернуться от упорно отрицающих истину неверующих: по милости Всевышнего, возложившего на тебя пророческую миссию, ты, о Мухаммад, не был ни прорицателем, предсказывающим будущее на основании разных предположений, ни безумцем, не понимающим, что он говорит, ни одержимым. О нет! Ты изрекаешь Божественное Откровение.
Затем аяты опровергают связанные с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) ложные утверждения многобожников. Например, эти скверные люди говорят: мол, Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) — всего лишь поэт, и они с нетерпением ждут, когда время сделает своё дело и он умрёт, как умирали поэты до него. Всевышний велит Пророку (мир ему и благословение Аллаха) ответить им: «Что ж, ждите моей смерти, и я точно так же буду ждать вашей, а потом вы непременно узнаете, кого ожидает благой конец и кому достанется преуспеяние в обоих мирах».
Удивительное противоречие: эти люди называют себя разумными и при этом называют Божьего посланника колдуном, безумцем и поэтом. Они не желают следовать прямым путём и продолжают с поразительным упорством, в добровольной слепоте отрицать истину, очевидную и ясную как божий день! Это отрицание, это бесполезное упрямство неотделимо от них, они живут и дышат им, они пропитаны им, оно укоренилось в их умах и сердцах, и именно под его влиянием они несут и несут этот вздор.
Они настаивают на том, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сам придумал Коран. К таким заявлениям и разным беспочвенным обвинениям в адрес Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) их подталкивает неверие во Всевышнего Аллаха и Его Посланника. Коран — Откровение Всевышнего Господа, которое принёс людям Его Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха).
Господь велит Пророку (мир ему и благословение Аллаха) бросить вызов этим высокомерным глупцам: если они считают, что Коран придуман Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха), то пусть и они придумают нечто подобное Корану, имитирующее его стиль и слог. Ведь он на арабском языке, а они — знатоки родного языка с богатейшим словарным запасом, чувствующие себя в нём как рыба в воде, колоссы ораторского искусства, выдающиеся стихослагатели, мастера красноречия, виртуозно владеющие словом. Арабский язык — их главный инструмент, который они столь искусно используют... Но никто их них не смог принять этот вызов, и это лишнее доказательство того, что Коран — от Аллаха, и что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) — Божий Пророк.
Как же они отрицают существование Творца? Неужели они появились сами по себе или, того абсурднее, сотворили себя сами? Ответ очевиден. Это Аллах создал их после небытия, и Он, конечно же, способен воскресить их и воссоздать.
Эти люди понимают, что не они создали вселенную, и потому на вопрос о том, кто создал небеса и землю и кто создал их самих, они отвечают: «Аллах». Но при этом они не задумываются над своим ответом и не понимают сокровенный смысл того, что говорят: признавая в Аллахе Творца, они тем не менее отказываются поклоняться Ему, отрицают воскресение и не признают пророческую миссию Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
Они ли владеют ключами от хранилищ благ, наделяя кого пожелают и лишая кого пожелают? Им ли принадлежит Господство и распоряжаются ли они этим миром как им заблагорассудится? Нет. Это Аллах — Распоряжающийся всем Властелин, Делающий что пожелает.
Способны ли они подниматься на небеса и слушать небесные вести и узнавать будущее, которое предсказывают наугад и с которым связывают свои ложные надежды? Если это так, то пусть они явят доказательства того, что они придерживаются истины и что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) не доказал свою правдивость… И эти люди приписывают Аллаху дочерей, а сами питают к дочерям отвращение и мечтают о сыновьях.
Людей с такими умами и мнениями нельзя счесть разумными, поэтому нет ничего удивительного в том, что они отрицают воскресение и воздаяние.
Разве Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) просит у них какую-то плату или вознаграждение за то, что он доносит до них Божественное послание? О нет, он ничем не обременяет их, соответственно, у них нет оснований отворачиваться от него и тяготиться тем, что он несёт им. Знают ли они сокровенное и заглядывали ли они в Хранимую Скрижаль, чтобы утверждать, что всё сказанное Посланником Аллаха о мире вечном — ложь? Это не так, ибо никто, кроме Аллаха, не знает сокровенного. Они желают строить козни Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и погубить его? Но их козни будут обращены против них, и они сами пострадают от своего зла.
Они утверждают, что у них есть божество, кроме Аллаха, которому они поклоняются и которое защищает их, дарует им удел и помогает им? Это богохульное, страшное в своей отвратительности утверждение, и Аллах, конечно же, превыше их многобожия и всего того, что придают Ему в сотоварищи — а это жалкие идолы, которые не видят и не слышат, не приносят пользы и не обладают способностью отводить вред.
Далее Всевышний указывает на упрямство многобожников и их привычку отрицать даже осязаемое и очевидное: даже если они увидят, как кара Господняя в виде огня с небес обрушивается на них, они и тут не поверят своим глазам и скажут: мол, это просто такая туча.
Затем Всевышний велит Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха): оставь их, пусть они отрицают истину и упорствуют в своём заблуждении и неверии, пока не настанет Судный день. Вот тогда постигнет их такое наказание, что они лишатся разума от ужаса и отчаяния. В тот день им ничем не помогут козни, которые они строили в земной жизни. Их муки в мире вечном не будут облегчены и никто не поможет им.
Людей, которые притесняли самих себя посредством неверия, грехов и причинения зла Пророку (мир ему и благословение Аллаха), постигнет наказание в этом мире прежде мира вечного. Только они в большинстве своём не понимают, что подвергаются наказанию уже в этом мире и что Господь посылает людям испытания и трудности, дабы они одумались и вернулись на путь истинный. Они продолжают творить то, чем навлекают на себя гнев Всевышнего, и когда наступает облегчение, они становятся ещё хуже, чем были, и творят деяния ещё более скверные, чем раньше.
Терпи же, о Посланник, и не обращай на них внимания. Господь рассудит тебя с ними, и они понесут обещанное им наказание. Поистине, Господь видит тебя, и ты находишься под Его защитой и окружён Его заботой. Посему неустанно подтверждай, что Господь свободен от всего, что не приличествует Ему, и восхваляй Его всегда и особенно когда приступаешь к ночной молитве. Поминай Его и поклоняйся Ему, читая аяты Его Книги и совершая молитву ночью и в то время, когда бледнеют и постепенно исчезают звёзды на небосклоне.
Содержащееся в этой части суры веление напоминать заключает в себе особый смысл, ведь именно благодаря напоминанию вернулись на путь истинный многие заблудшие и отвергавшие истину, а верующим оно добавляет веры и приверженности истине. Также мы видим в этих аятах, что утверждения многобожников противоречивы и нелогичны, что свойственно лишь людям неразумным, недалёким.
То, что именно Аллах сотворил всё сущее, является указанием на Его единственность и Божественность, и лишь Он знает сокровенное. Ещё один важный вывод, который мы можем сделать из этой части суры: в аятах Своей Книги Господь утешает и поддерживает Своего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и эти аяты должны служить утешением и поддержкой для всех призывающих к религии Аллаха. Божьим пророкам было присуще терпение, и оно — лучший запас для всех призывающих. А строящие скверные козни сами пострадают от своего зла. Верующий же должен максимально полно использовать имеющиеся у него возможности поклоняться Всевышнему и проявлять покорность Ему, будь то поминание Его, совершение молитвы или обращение к Нему с мольбами.
Эта сура сметает доводы и опровергает утверждения приверженцев ложного и вдребезги разбивает их ложь, не оставляя им оправданий, одновременно напоминая о том, каким будет их конец, а каким будет конец богобоязненных, и как велики различия между ними.