Именем Аллаха, Милостивого, Милующего!
Эта сура, которую многие учёные считают частично мекканской, а частично — мединской, получила своё название по последнему аяту, в котором упоминается слово ماعون «утварь».
Видел ли ты, о Посланник, положение того, кто не верует в воскрешение и воздаяние? Это тот, кто в силу собственного жестокосердия грубо отталкивает сироту — несовершеннолетнего, лишившегося отца, — не давая ему того, что причитается ему. И он не побуждает других кормить нуждающихся, которые не имеют достаточно средств, чтобы жить и удовлетворять свои потребности. А не делая этого, он тем более не кормит их сам. Поистине суровое наказание ожидает тех молящихся, которые относятся к своим молитвам беспечно, не выстаивают их должным образом и не совершают их вовремя, и тех, которые совершают благие дела напоказ людям и не дают людям в пользование даже то, что совсем не трудно отдать. Иными словами, они не поклоняются Господу своему должным образом и не делают добра Его творениям.
Главная тема суры — скверные последствия отсутствия у человека веры, в том числе и неверия в воздаяние в мире вечном, то есть в Судный день, воскрешение и расчёт, поскольку это неверие подталкивает человека к скверным нравственным проявлениям и порицаемым, недостойным, неугодным Всевышнему деяниям. В конце концов такой человек привыкает относиться спокойно и легкомысленно даже к тяжким грехам, не говоря уже о каких-то небольших проступках.
Сура запрещает отвратительные поступки и осуждает совершающих подобные действия, и в то же время призывает к поступкам достойным и возвышенным, осуждая тех, кто пренебрегает их совершением и не придаёт им должного значения.
Связь между названием суры и её главной темой очевидна, поскольку утварь — это те ничтожные по своей сути, не представляющие большой ценности вещи, в которых мусульманин не должен отказывать тому, кто попросит его одолжить их ему. В суре же содержатся указания на качества неверующих, которые отрицают Судный день, воскрешение, расчёт и воздаяние, а также на качества лицемеров, которые небрежно относятся к своим молитвам, совершая их напоказ людям, а не ради Аллаха, и скупятся на добро, отказываясь совершать одобряемые с точки зрения Шариата действия.
Если говорить о связи между началом и концом данной суры, то в её начале, которое многие учёные считают мекканским, говорится о неверующем, а в конце, который многие учёные считают мединским, речь идёт о лицемере.
Первые аяты суры осуждают неверующего, который не верует в Судный день, воскрешение и расчёт, и сообщают о наличии у него двух скверных, порицаемых качеств: во-первых, он неприветливо встречает сироту, грубо относится к нему и гонит его прочь от себя, а во-вторых, он не побуждает окружающих кормить бедняков. Таким образом, этот человек не поклоняется Всевышнему Господу и не делает добро людям.
А последние аяты суры осуждают лицемера, который демонстрирует ислам, а в душе своей скрывает неверие. В этих аятах сообщается, что этому лицемеру присущи три скверных качества. Во-первых, он крайне беспечно и легкомысленно относится к молитве, не придавая ей особого значения и не уделяя ей должного внимания. Во-вторых, он совершает благие дела не ради Всевышнего Аллаха, а напоказ людям. В-третьих, он отказывается давать людям в пользование различные мелкие и не имеющие особой ценности вещи, которые принято давать в пользование соседям. Таким образом, он не трудится ради Аллаха, а совершает молитву и другие дела напоказ людям. Всевышний Аллах осуждает обе категории людей, обещая им суровое, но справедливое наказание. При этом Господь миров привлекает наше внимание к представителям этих двух категорий, дабы предостеречь нас от присоединения к ним и от уподобления им в наших деяниях. Всевышний Аллах словно говорит: взгляните, есть вот такие люди и вот такие люди, и они скверны по своей природе и заслуживают осуждения и наказания, и их участь в мире вечном будет ужасной, так что человек, искренне стремящийся к спасению, преуспеянию и Раю, ни в коем случае не должен вступать на скверный и гибельный путь, который избрали для себя эти люди.
Нетрудно заметить и связь между началом данной суры и концом предыдущей суры «Курайшиты». Та сура завершается адресованным курайшитам велением поклоняться Господу Каабы, то есть Всевышнему Аллаху, Который оказал им милость, накормив их и избавив их таким образом от голода, а в начальных аятах данной суры осуждаются лицемеры, которые небрежны в своих молитвах, а значит, — и в поклонении Всевышнему вообще, а также неверующие, которые отказываются делать добро, в том числе и не побуждают кормить бедняков — и, соответственно, не кормят их сами.
Содержание этих двух сур в действительности имеет много общего. Предыдущая сура содержит явное указание на милости, которыми Всевышний Аллах одарил курайшитов, и, как следствие, на Его безграничное могущество, которое, в свою очередь, является одним из доказательств истинности Судного дня: ведь если Всемогущий Господь обещал явить Судный день, воскресить творения и подвергнуть их расчёту, то Ему ничто не способно помешать сделать это, и Он непременно исполнит Своё обещание. А значит, Судный день неотвратим и неизбежен, и он — истина. А в данной суре осуждаются те, кто не верует в эту истину и отрицает Судный день.
Также в обеих сурах содержатся указания на милости Всевышнего, которые предполагают благодарность. Всевышний Аллах даровал курайшитам безопасность и достаток, и это явный повод благодарить Создателя и усердно поклоняться Ему. Что же касается двух упоминаемых в данной суре категории людей, то и их Всевышний Аллах одарил множеством милостей, в том числе и имуществом, с помощью которого они могли бы совершать богоугодные дела и зарабатывать награду в мире вечном, однако они не благодарят их за эту милость и отказываются делать добро, причём это относится даже к незначительным и нетрудным добрым делам, которые не требуют от них приложения больших усилий.
Также в обеих сурах мы видим указание на то, что отрицающие милости Аллаха и отказывающиеся благодарить за них достойны порицания и осуждения. И если в той суре содержится побуждение поклоняться Всевышнему Аллаху, то в этой суре осуждаются те, кто отказывается поклоняться Ему. И если в той суре Всевышний Аллах упоминает о великих милостях, которыми Он одарил курайшитов в то время, когда они ещё были неверующими и отрицали воздаяние и Судный день, то в этой суре содержится угроза, адресованная тем, кто отрицает воздаяние и Судный день.
Суру можно условно разделить на два смысловых отрезка, посвящённых следующим темам: неверующие и некоторые из присущих им качеств; лицемеры и некоторые из присущих им качеств.
Неверующие и некоторые из присущих им качеств
Видел ли ты [о Посланник] того, кто считает ложью воздаяние?
Это — тот, кто гонит сироту
и не побуждает накормить бедняка.
Эта часть суры самым тесным образом связана с её главной темой, поскольку указывает на последствия неверия в Судный день и воздаяние и содержит осуждение тех, кому присуще это неверие и скверные качества, которые становятся следствием отсутствия веры и богобоязненности.
Сура начинается с вопроса, призванного привлечь внимание к этому вызывающему удивление свойству. И в Книге Аллаха, и в Сунне Его Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и даже в многочисленных творениях Аллаха и являемых Им знамениях заключено столько указаний на Его существование, безграничность Его могущества и на то, что обещанный Им Судный день — непреложная истина, что кажется весьма странным, что некоторые люди, несмотря на все эти доказательства, упорствуют в своём неверии и отрицании Судного дня, воскрешения и воздаяния.
Лицемеры и некоторые из присущих им качеств
Горе молящимся,
которые небрежны к своим молитвам,
которые совершают дела напоказ
и отказывают даже в утвари!
Эта часть суры связана с главной темой, поскольку указывает на последствия неверия и лицемерия и осуждает относящихся к этой категории, указывая в то же время на присущие им скверные качества, которые являются следствием отсутствия веры. Связана эта часть суры и с предыдущей, поскольку продолжает начатую в тех аятах тему: скверные последствия отсутствия у человека веры.
Эта часть суры содержит указание на очень важную истину: сколько бы благих деяний ни совершал человек, его загробная участь, его судьба в мире вечном зависит от намерения, с которыми он совершал эти деяния, и от того, был ли у всех этих деяний-кирпичиков фундамент под названием вера. Если человек совершал все эти деяния напоказ, то совершенно не важно, сколько было этих деяний и какие они были, ибо все они тщетны: Всевышний Аллах не примет их и они не принесут совершившему их никакой пользы. Своим поведением он обманывал людей в этом мире, но невозможно обмануть Аллаха, Который знает о нас абсолютно всё — даже то, чего мы сами о себе не знаем. Ведь Ему известно не только о наших деяниях, но и о наших мотивах, помыслах, намерениях. Таким образом, благие деяния или, иными словами, внешние проявления религии приносят человеку пользу и способствуют его спасению в мире вечном лишь тогда, когда являются следствием веры в Создателя и совершаются с искренним намерением, ради Него, в стремлении снискать Его довольство и заслужить Его награду.
Среди людей есть такие, которые не скрывают своего неверия и при этом не делают никакого добра, и есть люди, которые скрывают своё неверие и совершают напоказ окружающим множество благих дел. Но представители этой второй категории ничем не лучше пред Аллахом, чем представители первой, поскольку у них также отсутствовала вера, но к отсутствию веры они прибавили ещё и обман.
Если же у человека есть вера и богобоязненность, то усердное и аккуратное исполнение религиозных обязанностей, которые являются по сути проявлением милости Аллаха к Его рабам, позволяя им увеличивать свою награду, помогает такому человеку возвысить свою степень в мире вечном.
Благие деяния имеют какую-то ценность лишь тогда, когда за ними стоит вера и именно она побуждает человека к их совершению. А в противном случае всё это показное благочестие и внешняя праведность ничего не стоят пред Всевышним Аллахом.