Именем Аллаха, Милостивого, Милующего!
Эта сура получила своё название по её первому аяту. Главная тема суры — Коран — заключительное небесное Писание, ниспосланное Всевышним Его последнему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха).
В суре подчёркивается значимость этого Писания и отведённое ему Всевышним Аллахом высокое положение. В суре содержится указание на то, что Коран оказывает огромное влияние как на отдельного человека, так и на целые народы, и сообщается, что следование Корану — путь к счастью в обоих мирах, преуспеянию, довольству Аллаха и вечному блаженству в Раю — обители благочестивых. Отказ же следовать Божественному посланию, напротив, ведёт к злосчастью, гневу Аллаха и Адскому пламени — обители нечестивых.
Всё сказанное в суре о Коране, его положении и влиянии на жизнь людей в обоих мирах подчёркивает безграничность могущества Господа миров, Который ниспослал человечеству это великое Писание как бесценный дар, верное руководство, проповедующее праведный и гармоничный образ жизни, и справедливый закон.
Связь между названием суры и её главной темой очевидна, поскольку упомянутое в названии чудесное знамение, то есть пророческая миссия Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), которая состояла в донесении до человечества заключительного небесного Писания, как раз и является главной темой данной суры.
Также нетрудно проследить связь и между началом и концом данной суры. Начинается сура с упоминания о том, что неверующие из числа людей Писания и многобожников не откажутся от заблуждения, в котором пребывают, ради следования прямым путём, кроме как благодаря ясному знамению, коим является пророческая миссия Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), заключающаяся в донесении до людей заключительного Божьего послания. А завершается сура указанием на благость того, кто следует этому Писанию, которое является знамением Всевышнего и верным руководством, а также на великую награду, которую Аллах приготовил для тех, кто аккуратно исполняет заключённые в этом Писании веления и соблюдает заключённые в нём запреты.
Между началом данной суры и концом предыдущей суры «Предопределение» также существует тесная и хорошо заметная связь. Данная сура начинается с повествования о ясном знамении, которое обеспечивает счастье тем из числа людей Писания и многобожников, кто благодаря этому знамению отказался от неверия. Знамение же это заключается в Посланнике Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и заключительном небесном Писании, которое Всевышний Аллах пожелал явить человечеству через него. Сами по себе пророческая миссия Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и ниспослание Корана человечеству предполагали, что беспристрастные из числа тех, кто ранее относился к числу людей Писания и язычников, откажутся от неверия и придавания Аллаху сотоварищей и вступят на путь верного руководства и света, тем самым обеспечивая себе мир и благополучие, спасение и преуспеяние, счастье в обоих мирах, довольство Аллаха, великую награду и вечное блаженство в райской обители после завершения земной жизни.
А предыдущая сура завершается упоминанием о том, что ночь предопределения исполнена мира и благополучия до самого рассвета. Этот мир и благо, присущие этой великой ночи, обеспечиваются в том числе и заключительным небесным Писанием, ниспосланным последнему Божьему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха). Писание это проповедует то, что призвано обеспечить человечеству благополучие и счастье, и оно же является ясным знамением, о котором Всевышний Аллах повествует в данной суре.
Кроме того, содержание этой суры и предыдущей суры «Предопределение» имеет много общего. В суре «Предопределение» говорится о великой ночи, в которую была ниспослана великая Книга — Коран. А в данной суре рассказывается о том влиянии, которое это великое Писание, ниспосланное в эту великую ночь, оказывает на людей. Оно представляет собой ясное знамение и явное указание на истину для тех, кто заинтересован в напоминании и желает быть благодарным. И это Писание, несомненно, оказывает самое непосредственное влияние на участь покорных Всевышнему, поскольку ведёт их к преуспеянию и вечному блаженству в Раю. Влияет оно и на участь тех, кто предпочитает неверие и ослушание и, как следствие, отказывается исполнять содержащиеся в этом заключительном небесном послании веления и запреты и игнорирует содержащиеся в нём предостережения и предупреждения о том, что ждёт тех, кто отвергнет его верное руководство и откажется принять заключённую в нём истину. Тем самым эти люди обрекают себя на злосчастье и попадание в Адское пламя, которое, вне всяких сомнений, является самой скверной и страшной обителью.
Таким образом, можно утверждать, что в предыдущей суре упоминается о ниспослании Корана, а в данной суре предлагается обоснование и цель этого ниспослания. Всевышний Аллах как будто говорит: Мы ниспослали его потому, что неверующие не отказались бы от своего неверия, пока к ним не явится Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), читающий свитки очищенные, то есть то самое заключительное небесное Писание, которое Всевышний Аллах ниспослал по милости и мудрости Своей в великую, благодатную и чудесную ночь предопределения. И всё это относится к проявлениям Его безграничного могущества.
Суру можно условно разделить на три смысловых отрезка, в которых раскрываются следующие темы: ниспослание Корана было необходимо для того, чтобы приверженцы неверия и многобожия отказались от своего заблуждения и вышли на прямой путь; раскол среди приверженцев многобожия после ниспослания Корана и единство основы религии всех пророков; участь тех, кто последовал последнему небесному Писанию, и тех, кто отказался следовать ему.
Предназначение Священного Корана
Неуверовавшие люди Писания и многобожники не расставались с неверием, пока к ним не явилось ясное знамение —
Посланник Аллаха, который читает очищенные свитки.
В них — правдивые Писания.
Эта часть суры тесно связана с её главной темой, поскольку повествует о ясном знамении, которому и посвящена сура. В этих аятах раскрывается цель ниспослания Корана — предоставить тем, кто до сих пор придерживался неверия и многобожия, возможность познать истину и выйти на прямой путь, ведущий к преуспеянию, спасению и Раю. Именно для этого Всевышний Аллах направил Своего последнего посланника к человечеству и ниспослал Своё заключительное Писание — Коран.
В этой части суры подчёркивается высокое положение Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и важность его пророческой миссии, оказавшей влияние на судьбы множества людей во всём мире на протяжении многих столетий. Ведь именно через него до нас дошло последнее Божественное Откровение — Коран, которое принесло несомненную пользу человечеству и было величайшим даром Милостивого Господа нам.
Раскол среди приверженцев многобожия после ниспослания Корана
Те, кому было даровано Писание, распались только после того, как к ним явилось ясное знамение.
А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, посвящая Ему религию, как приверженцы единобожия, совершать молитву и выплачивать закят. Это — правая вера.
Эта часть суры также связана с главной темой суры, поскольку повествует о последствиях явленного Всевышним через Его Пророка (мир ему и благословение Аллаха) чудесного знамения, коим является ниспослание Корана. В результате его ниспослания произошёл раскол и разобщение среди тех, кто придерживался неверия и придавал Аллаху сотоварищей. Одни из них уверовали, последовали тому, к чему призывал их Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и что проповедует принесённый им Коран, перейдя таким образом в категорию уверовавших и покинув ряды многобожников, в то время как другие предпочли остаться теми, кем они были до этого, то есть сохранить свои прежние убеждения и отвернуться от истины, с которой Всевышний Аллах познакомил их в Своём заключительном Писании. Таким образом, каждый из них сделал свой выбор, что и привело к их разделению на две категории: тех, кто уверовал, и тех, кто отказался уверовать и избрал иной путь.
Связана эта часть суры и с предыдущей, поскольку в той части раскрывается важность ниспослания Корана, а данная часть повествует о последствиях его ниспослания.
Также в этой части суры утверждается крайне важная истина: все Божьи пророки призывали народы, к которым были направлены, к одному и тому же, а именно — к поклонению одному лишь Аллаху без придавания Ему каких-либо сотоварищей, а также к покорности Ему.
Участь верующих и неверующих
Поистине, неуверовавшие из числа людей Писания и многобожников окажутся в огне Геенны и пребудут там вечно. Они — наихудшие из созданий.
Поистине, те, которые уверовали и совершали праведные деяния, — наилучшие из созданий.
Их воздаянием у их Господа будут сады Эдема, в которых текут реки. Они пребудут в них вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Это — для тех, кто боится своего Господа.
Эта часть суры также тесно связана с главной темой суры, поскольку повествует о том, как чудесное знамение, которому посвящена эта сура, влияет на участь людей, на их жизнь в обоих мирах. Кто выбрал веру и последовал путём, который Господь миров указывает людям в Своём заключительном Писании, того ждут обещанные преуспеяние, спасение и Рай. А кто решил отвернуться от этого Писания и отказался внимать призыву Всемогущего Господа, того ждёт злосчастье, убыток и Адское пламя, то есть участь, на которую он добровольно обрёк себя своими же действиями, своим выбором. В соблюдении законов и предписаний Всевышнего заключено огромное благо, и оно делает благими тех, кто эти предписания соблюдает и живёт так, как учит Господь.
Эта часть суры также связана с предыдущими. Если в тех частях повествуется о цели ниспослании Корана и последствиях этого ниспослания, то в этой части говорится о том, как реакция людей на его ниспослание влияет на их участь в обоих мирах, на их жизнь земную и вечную, на их счастье либо злосчастье.