Именем Аллаха, Милостивого, Милующего!
Учёные разошлись во мнениях относительно того, мекканская это сура или мединская. Эта сура, состоящая из одиннадцати аятов, получила своё название по первому аяту, в котором Всевышний Аллах клянется скачущими во весь дух лошадьми.
Сура посвящена порицанию качеств и действий, из-за которых человек оказывается в убытке в мире вечном. Это и отказ признавать милости, которыми бесконечно одаряет Всевышний Аллах Своих рабов, и скупость, вызванная чрезмерной привязанностью к мирским благам, которые в действительности ничтожны, и небрежное и беспечное отношение к необходимости готовиться к миру вечному. Это качества, присущие обычно многобожникам и лицемерам.
И одна из целей данной суры — предостеречь мусульман от этих качеств, а также напомнить людям о том, что впереди их ждёт расчёт и после смерти им придётся ответить перед Всевышним Аллахом за свои деяния, дабы это напоминание принесло пользу верующему и послужило предостережением для отрицающего истину.
Также в суре утверждается важная истина: Всевышний Аллах объявляет в её аятах о том, что большинство творений в Судный день ожидает погибель, потому что они предпочитали тленные и преходящие мирские блага — влияние, имущество и так далее — вечной награде, которая у Господа миров.
Сура состоит из клятвы, призванной подтвердить и подчеркнуть эти важные истины, а также из самих этих истин и вопроса-упрёка, призванного послужить напоминанием, наставлением и предостережением и побудить к действию.
Сура повествует о природе человека: он по природе своей неблагодарен и страстно любит мирские блага. Затем упоминается лекарство от этих двух губительных недугов. Это лекарство заключается в том, что человек должен помнить о грядущем Судном дне и расчёте и о том, что в этот день всё тайное станет явным: ни один человек не сможет ничего скрыть и утаить, ибо Всевышнему Аллаху известно абсолютно всё, и Он спросит с человека за то, что он делал в земной жизни. Помня об этом, человек избавляется от присущей ему неблагодарности и чрезмерной любви к мирским благам. А это значит, что у него появляется шанс встретиться с Господом миров необременённым этими постыдными недугами. Зная это, человек освобождается от неверия и неблагодарности и устремляется к вере, молитве и расходованию на угодное Аллаху, и неуклонно следует Книге Всемогущего и Великого Аллаха. Ведь ничто не мешает человеку и не отвращает его от веры, благодарности и покорности Аллаху так, как отрицание милостей Аллаха и чрезмерная любовь к мирским благам. Таким образом, сура призвана помочь человеку избавиться от всего того, что мешает ему обладать качествами богобоязненных верующих.
Отрицание милостей Аллаха является следствием неблагодарности, которая не сопровождается ни признанием этих милостей, ни подчинённостью Аллаху (убудиййа). Как следствие, отсутствует и вера, и молитва, и следование Корану. А следствием чрезмерной любви к мирскому, к имуществу, становится несоблюдение прав и отказ от расходования на угодное Аллаху. И эта привязанность делает человека очень уязвимым перед разного рода искушениями и оказывает непосредственное влияние на приверженность человека исламу и его отношение к религии.
Связь между названием суры и её главной темой хорошо заметна, поскольку скачущие во весь опор относятся к тому, чем клянётся Всевышний Господь в подтверждение важных истин, которые и составляют главную тему суры. Скачущие — это лошади, в которых заключено много блага, и которые, как сказано в хадисе, могут одного человека ввести в грех, а другому принести награду. Тот, кто использует лошадей для совершения грехов и причинения вреда мусульманам, а также для того, чтобы кичиться ими и стремиться перещеголять других в мирском, берёт на душу грех. Тот же, кто использует их на пути Аллаха, то есть для совершения благих, угодных Всевышнему дел, и соблюдает связанные с этими лошадьми права Аллаха, получает награду. Таким образом, Всевышний Аллах недаром клянётся этими удивительными созданиями, которые относятся к числу Его знамений и свидетельств Его могущества.
Из этих клятв можно понять, что способность лошадей быстро скакать может принести мусульманину огромную пользу. Благодаря лошадям он может преодолевать большие расстояния и быстро передвигаться. Но, самое важное, лошади всегда играли большую роль в войнах: они помогали нападать на врага, сражаться с ним и преследовать его, а также в случае надобности уходить от преследования. Эти важные свойства недаром упомянуты в этой клятве, с которой начинается сура.
Связь между началом и концом данной суры также хорошо заметна. В начале суры упоминается бег и его последствия и результаты. В конце же суры упоминаются скверные свойства человеческой натуры и объясняется, что за этими свойствами стоит. Ведь когда человек вершит несправедливость, это удивительно, но ещё удивительнее, когда он сам свидетельствует о своей несправедливости. И поскольку это поистине удивительное поведение — когда человек отвечает неблагодарностью на милости Благодетеля, тут же разъясняется причина, по которой человек делает это, то есть то, что побуждает его к этой неблагодарности.
И всякому человеку известно о том, что Господь видит его и слышит везде и всегда и знает о нём всё, включая знание о его неблагодарности и чрезмерной привязанности к мирским благам — беда в том, что многие не утруждают себя размышлениями об этом и предпочитают беспечность, хотя разумного человека осознание этого должно побуждать к действию, то есть к отказу от неблагодарности и излишней любви к мирским благам.
Нетрудно заметить связь и между началом данной суры и концом предыдущей суры «Землетрясение». Та сура завершается упоминанием о воздаянии за скверные деяния, которое грядёт в Судный день, тогда как эта сура начинается с указания на человеческую природу, которая побуждает своего обладателя к совершению подобных деяний и неподобающему поведению, и содержит упрёк, адресованный тем, кто пренебрегает подготовкой к Судному дню и не старается уберечься от этих скверных деяний, предпочитая мир этот миру вечному. Тот, в ком преобладает дух, благодарит Создателя за Его милости. А тот, в ком преобладает натура, оказывается неблагодарным.
Таким образом, если та сура завершается напоминанием о том, что за благие и скверные деяния люди получат воздаяние в Судный день, то эта сура начинается с клятвы, призванной подчеркнуть то, как натура человека побуждает его к скверным деяниям, и осудить тех, кто безропотно следует зову этой натуры вместо того, чтобы отказываться от скверного и вершить благое, открывая перед собой путь к спасению и преуспеянию.
Эти две суры имеют много общего. Так, в обеих сурах содержится адресованное человеку предостережение. И в обеих сурах содержатся указания на неизбежность Судного дня, воскрешения, расчёта и воздаяния. Таким образом, в обеих сурах в немногие аяты вложены жизненно важные истины, призванные послужить наставлением для каждого человека, а также поводом задуматься и побуждением к действию.
Суру можно условно разделить на три смысловых отрезка, в которых раскрываются следующие темы: клятва Всевышнего; важная истина, подтверждаемая клятвой Господа; предостережение и упрёк, адресованные рабу Аллаха.
Клятва Всевышнего
Клянусь скачущими во весь дух!
Клянусь высекающими [копытами] искры!
Клянусь нападающими на заре,
поднимая столб пыли
и врываясь с ним [с облаком пыли или с всадником] в гущу [врагов].
Эта часть суры связана с главной темой самым тесным образом, поскольку представляет собой исполненную глубочайшего смысла клятву Всевышнего, призванную подтвердить важную истину, которая и является главной темой суры.
Эта клятва, рисующая образ скачущих во весь опор боевых коней, призвана привлечь внимание человека к тому, что последует за этой клятвой, пробудить его от тяжёлого сна беспечности, привести его в состояние бдительности и сосредоточенности.
Важная истина, подтверждаемая клятвой Господа
Поистине, человек неблагодарен своему Господу,
и он сам является тому свидетелем.
Поистине, он страстно любит блага.
Эта часть суры связана с главной темой суры, поскольку, по сути, является её основной мыслью. Также эта часть связана с предыдущей, поскольку служит её смысловым продолжением: та часть представляет собой клятву Всевышнего, а эта — истину, для подтверждения которой и приводится та клятва.
Человеческой натуре присущи неблагодарность Господу за Его милости, эгоизм, себялюбие и чрезмерная любовь к мирским благам. И если он не будет бороться со своей натурой, то не видать ему преуспеяния, спасения и Рая. Но когда человек усердствует ради Господа своего и вера наполняет его сердце, он чудесным образом преображается: вполне успешно борется со своей натурой и следует прямым путём, пополняя таким образом число счастливых обитателей Рая.
Предостережение и упрёк, адресованные рабу Аллаха
Неужели он не знает, что, когда будет извергнуто то, что в могилах,
и когда обнаружится то, что в груди,
в тот день Господь их будет осведомлён о них?
Эта часть суры тесно связана с главной темой суры. Связана она и с предыдущей частью суры: сообщив о присущих человеку скверных качествах, Всевышний Аллах упрекает человека за потакание этим качествам и предостерегает его от этого. Да, каждый человек может в земной жизни просто плыть по течению, безвольно следуя своим страстям и влечениям. Но что дальше? Ведь когда земная жизнь его завершится, он уже ничего не сможет изменить. Человеку надлежит помнить об этом и о предстоящем расчёте и воздаянии. Ведь смерть — не конец всему, а лишь начало нового этапа существования человека, и Судный день неотвратим и неизбежен, и каждому из нас обязательно придётся предстать перед Всевышним и отвечать за то, что мы делали в земной жизни. А это означает, что мы должны заботиться о собственном спасении, а не быть беспечными, и помнить о том, что Аллаху известно всё о нас и наших поступках и с нас спросится за всё.
Настанет день, в который все люди выйдут из своих могил и предстанут пред Господом миров, от Которого невозможно ничего скрыть. Напоминание об этом есть адресованное каждому из нас побуждение прожить свою земную жизнь так, чтобы преуспеть в Судный день и чтобы этот день стал для нас днём осуществления наших заветных желаний, а не днём горького сожаления и погибели.